Библиографическое описание:

Патрахина Т. Н., Секриеру С. В. Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 442-444.

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации стратегического потенциала современной организации.

Ключевые слова: стратегический потенциал организации, стратегический менеджмент, виды стратегического потенциала, внешняя среда организации, внутренняя среда организации.

 

Каждая организация находится и функционирует в рамках внутренней среды, однако, при этом она не является автономной, так как внутренняя среда совместно с внешней средой создает для организации определенные условия, в которых формируется ее стратегический потенциал. Стратегический потенциал организации дает возможность организации существовать и выживать в определенном временном отрезке, а также иметь долгосрочные перспективы развития.

Научная дефиниция «стратегический потенциал» достаточно широко представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Рассмотрим сущность, содержание и классификацию данного понятия.

В общем смысле под «стратегическим потенциалом» понимается совокупность существующих у организации ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и осуществления стратегии предприятия [11, с. 94].

Синонимами данного понятия в современной науке выступают слова: компетенции, возможности, ресурсы, резервы, запасы. Таким образом, в данном исследовании наряду с понятием «стратегический потенциал» будут использованы синонимичные понятия, которые нашли отражение в работах различных ученых.

Следует отметить, что стратегический менеджмент широко представлен в трудах как зарубежных, так и отечественных авторов. История развития новой экономической науки берет начало в 1980 году с момента публикации книги профессора Гарвардского университета Майкла Портера «Конкурентная стратегия — технология анализа отраслей и конкурентов».

1990 год — время перехода большинства мировых корпораций на новый метод управления — стратегический менеджмент. Тема стратегического управления представлена в многочисленных работах зарубежных ученых: Альфреда Чандлера, Филипа Зельцника, Игоря Ансоффа, Питера Друкера, Дж. Дэвида Хангера и Томаса Л. Уилена. Их научные изыскания нашли отражение в принципиально отличных системах знаний о формировании стратегического менеджмента и обозначены как «Школы стратегического менеджмента».

При этом, несмотря на богатейший опыт зарубежных ученых, следует констатировать, что Россия имеет некоторое преимущество в вопросах стратегического планирования: так первый в мире государственный стратегический план был разработан в 1920 году Государственной комиссией по электрификации России во главе с Г. М. Кржижановским; во-вторых, наша страна имеет 70-летний опыт разработок по стратегическому планированию развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности. Мировую известность в области стратегического управления получили специалисты Госплана СССР: И. Т. Александров, В. Р. Вильямс, И. М. Губкин, Д. Н. Прянишников, С. Г. Струмилин, Н. А. Вознесенский, Г. М. Сорокин [9, с. 102].

В отечественной практике значительное внимание стратегическому потенциалу уделено в работах классиков стратегического менеджмента. В конце 90-х годов двадцатого века, Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р.М обозначили стратегический потенциал предприятия, как абстрактную категорию. По их мнению, влияние стратегического потенциала на текущие процессы является опосредованным, не вполне определены его факторы, а границы стратегического потенциала не имеют четких начертаний. Вместе с тем авторы отмечают, что эта категория достаточно конкретна, так как практически каждое решение может оказать некоторое положительное, либо серьезное негативное воздействие на предприятие и последующую историю его развития [5, с. 93].

В свою очередь, Маркова В. и Кузнецова С. под стратегическим потенциалом каждой организации понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей, необходимых для разработки и воплощения в жизнь стратегии организации. Выделяют базовый (исходный) уровень стратегического потенциала на момент начальной оценки и требуемый отдаленный по времени в соответствии с выбранной стратегией. Авторы отмечают, что стратегический потенциал формируется только теми ресурсами, которые трансформируются в результате осуществления стратегических решений. Кроме того, стратегический потенциал предприятия сильно зависит от условий, в которых протекает деятельность предприятия, а также подвержен постоянным изменениям [7, с. 81].

Стратегический потенциал является важной экономической категорией и способствует успешности долгосрочному развитию организации. Об этом свидетельствует научные изыскания Щегорцова В. А., который считает, что стратегический потенциал организации обеспечивает достижение сырьевых, финансовых, трудовых и информационных целей в будущем, способствующих созданию производственно-востребованных обществом продуктов и услуг. При этом архитектоника, то есть само здание, технология, производственное оборудование, информационные коммуникации, организационная культура, нормы и ценности, заложенные в основу организационного поведения, определяет стратегический потенциал предприятия. Качество действующего персонала также обуславливает развитие стратегического потенциала предприятия [13, с. 146].

По мнению Ансоффа И., стратегические возможности организации в некоторой степени определяются индивидуальными качествами ее персонала, к которым можно отнести: личное отношение к происходящим изменениям; способность сотрудника идти на риск; умение решать стратегические проблемы; умение решать социальные проблемы, возникающие при организационных изменениях; профессиональные компетенции; мотивацию активного участия в стратегии организации [1, с. 144].

Бгашев М. В. отмечает, что «стратегический потенциал организации в конечном итоге позволит разработать неповторимую и уникальную стратегию предприятия, именно поэтому процесс разработки стратегии следует максимально формализовать, но при этом наиболее полно учесть особенности состояния внешней среды [2, с. 101]».

Васильева В. В. обращает внимание, что в широком значении стратегическая возможность представляет собой совпадение и годность ресурсов, а также главных компетенций необходимых для ее существования и роста. Исходя из содержания данной дефиниции, самые важные компоненты стратегических возможностей — это ресурсы, представляющие собой материальные и нематериальные активы предприятия, а также ключевые компетенции, являющиеся представлением деятельности и процессов, с поддержкой которых предприятие использует эти ресурсы [3, с. 90]. Автор отмечает, что «стратегический потенциал организации — это соответствие и достаточность стратегических ресурсов предприятия, используемых для разработки и реализации стратегии, которая укрепляет его конкурентную позицию [3, с. 1]».

Современные исследования подчеркивают, что стратегические возможности поддерживают в единстве все уникальные черты организации: владение информацией об особенностях рынка, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции. Стратегические возможности формируют отличительные черты организации, тяжело поддающиеся подражанию. Для выбора ресурсов, которые будут основой стратегии, необходим тщательный анализ поведения конкурентов, потому что ресурсы формируют стратегический потенциал только тогда, когда они дают возможность фирме изготовлять особые продукты или услуги, т. е. владеющие характеристиками (цена и качество), отличающими их от продукции конкурентов [12].

В свою очередь Виханский О. С. считает, что «внешняя среда также является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне [4, с. 57]».

Зарубежные авторы Кэмпбел Д., Стоунхаус Д. и Хьюстон Б. склоняются к тому, что стратегический потенциал есть не что иное, как стратегические компетенции (англ. «сore competences»), к которым относятся ключевые способности, умения, являющиеся основной причиной преимуществ в конкурентной борьбе [6, с. 315].

Петров А. Н. в свою очередь делает акцент на цель ресурсного (стратегического) потенциала, констатируя, что это выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на освоенные рынки сбыта и диверсификации производства [10, с. 22].

Говоря о классификации стратегических возможностей организации, их условно можно разделить на два основных вида: пороговые возможности и возможности для конкурентного преимущества. Пороговые возможности предприятия тщательно изучаются только на первоначальной ступени управления, ведь это возможности, минимально необходимые для существования предприятия на рынке и его способности к соперничеству во внешней среде. Для второго вида стратегических возможностей нужны уникальные ресурсы и ключевые компетенции [3, с. 91].

Современные исследователи делят стратегический потенциал на производственный, экономический, интеллектуальный, экспортный, кадровый (человеческий), финансовый. Стратегический потенциал предприятия дает возможность хозяйственной системе производить продукцию (что близко к его трактовке как производственной мощности) — возможность производительных сил обеспечивать определенный эффект (не уточняя, соответствует ли этот эффект поставленным целям) [8].

Таким образом, в настоящее время стратегический потенциал имеет ряд синонимов в научной литературе. В целом, стратегический потенциал представляет собой не что иное, как совокупность ресурсов предприятия, необходимых для разработки и осуществления его стратегии. Сегодня стратегический потенциал классифицируется на два основных вида: пороговые возможности и возможности для конкурентного преимущества, а также на производственный, экономический, интеллектуальный, экспортный, человеческий, финансовый. Почти все определения в той или другой степени соответствуют ресурсам самой организации во внутренней и возможностям во внешней среде. Но при этом, наличие ресурсов как базиса в образовании потенциала организации, не является гарантом достижения любых стратегических целей организации.

 

Литература:

 

1.                      Ансофф, И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. — 358 с.

2.                      Бгашев, М. В. Стратегический менеджмент. Учеб. пособие. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2012. — 181 с.

3.                      Васильева, В. В., Методы диагностики стратегического потенциала организации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009, № 119. — С. 959.

4.                      Виханский, О. С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика,1998. — 296 с.

5.                      Клейнер, Г.Б., Тамбовцев, В.Л., Качалов, Р. М. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. — М.: Экономика, 1997. — 288 с.

6.                      Кэмпбел, Д., Стоунхаус, Д., Хьюстон, Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. — М: ООО Изд-во Проспект, 2003. — 336 с.

7.                      Маркова, В.Д., Кузнецова, С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. — 288 с.

8.                      Ованесов, А., Идрисов, А. Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе // Библиотека учебной и научной литературы [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ovanesov_strategical_menegment_would_help/?search (дата обращения: 03.12.2014).

9.                      Патрахина, Т. Н. Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: Монография. — Краснодар: Априори, 2012.– 284 с.

10.                  Петров, А. Н. Стратегический менеджмент. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.

11.                  Савельева, Н. А. Стратегический менеджмент: учебник, — Р.н/Д.: Феникс, 2012, — 382 с.

12.                  Финансовый портал «Finforum». Составляющие стратегического потенциала предприятия [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://finforum.org/page/index.html/_/economics/sostavljajushie-strategicheskogo-potenciala-pred-r49005 (дата обращения: 10.02.2015).

13.                  Щегорцов, В. А. Менеджмент — М: Юнити-ДАНА, 2005. — 543 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle