Библиографическое описание:

Рахимова И. Р., Кулимов А. К. Особенности применения дидактических игр в обучении химии в средних общеобразовательных школах // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 670-672.

В данной статье приводится метод использования дидактических игр в обучении химии в общеобразовательныхшколах.

Ключевые слова: дидактическая игра, педагогическая технология, химическое образование, оксиды, учащиеся, группа.

 

Воспитание подрастающего поколения требует от нас-педагогов должной ответственности. Гармоничное развитие подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. В современной педагогике создаются различные виды формирования всесторонне развитой личности. Основная задача современного учителя- выработать у подрастающего поколения навыки самостоятельного мышления, логического восприятия мира.

Вместо традиционных методов обучения в процесс образования и воспитания наряду с современными педагогическими технологиями, инновационными методами внедряются передовые формы обучения, а также ряд новых понятий.

Какие же удобства и возможности создают педагогические технологии для нас педагогов?

-          Во-первых, вместо скучных уроков внедряются уроки, повышающие творческую активность учащихся;

-          Во-вторых, дают возможность добиться максимальной активности на уроках;

-          В-третьих, экономия энергии учителя;

-          В-четвёртых, появляется чувство удовлетворенности от урочных занятий личностью учителя;

-          В-пятых, обеспечивают улучшение усвоения учащимися изучаемой темы.

Но, внедрение именно всех педагогических технологий в обучении химии может вызвать своего рода проблемы.

Есть доля правды во мнении одного философа; «Игра –вид любимого занятия для всех возрастов». Именно посредством внедрения дидактических игр в процесс обучения, учащиеся активизируются, их активность поощряется, в классе формируется положительная обстановка. В итоге, ученик от пассивного слушателя превращается в образ активного получателя образования.

В обучении химии в 7-классах при изучении темы «Оксиды» дидактическая игра «Весёлая птичка» может дать хороший результат.

При проведении этой дидактической игры на уроке химии учитель должен провести следующую подготовительную работу:

1.      Учащиеся делятся на малые группы.

При делении на группы можно воспользоваться двигательным упражнением «Атомы и молекулы».

Учитель знакомит учащихся правилами проведения двигательного упражнения «Атомы и молекулы». Проводится краткие вопросы-ответы:

—Из уроков физики и химии мы хорошо знаем, что вещества состоят из атомов.

—Скажите, какие же это частицы-атомы? Что образуется при их соединении?

—Как называется беспорядочное движение атомов?

Целесообразно дать такие вопросы.

Прослушав ответы, учитель объясняет:

—Давайте на минуту представим себя атомами и будем двигаться без порядка по комнате.

Учащиеся свободно двигаются по комнате. Учитель даёт сигнал «Образуем молекулу из 3-х атомов», и учащиеся образуют троицу и создают молекулу. Затем даётся сигнал образовать молекулу из 5–6 атомов. Затем, образовавшиеся из 5–6 атомов «молекулы» приглашаются сесть за стол. Объявляется, что это члены одной группы.

При проведении этого двигательного упражнения не только повышается внимание у учащихся, но и снимается усталость, улучшается настроение, неожиданно происходит процесс создания новых групп.

2.                  После создания групп, учащимся предлагается сделать «птичек» из бумаги. «Бумажные птички» готовятся следующим образом:

А) Лист бумаги четырёхугольной формы с середины мысленно делится пополам на ровные части, верхние углы бумаги загибаются к середине бумаги в виде треугольника.

Б) Образовавшийся острый угол загибается вниз к центральной части бумаги.

В) Затем образовавшейся формы загибаются обе верхние углы к центру, как в 1-м пункте с зазором 0,5 см.

Г) Оставшееся после загиба место в размере 0,5 см загибается вверх, с этого места бумага опять загибается назад.

Д) В итоге должна образоваться трапециевидная фигура. Начиная с острого угла бумага сгибается пополам в направлении к центральной части и получается «птичка».

3.                  Вовнутрь приготовленной «птички» учащиеся с помощью учителя пишут термины и понятия, касающиеся темы.

Например: Основные оксиды, кислотные оксиды, амфотерные оксиды, нейтральные оксиды.

4.                  Каждая группа по очереди посылает «птичку» членам другой группы.

5.                  Члены группы, получившие «птичку» отвечают на задания –термины. Для выполнения задания отводится определённое время.

Деятельность учащихся при выполнении задания анализируется учителем и члены группы за каждый правильный ответ поощряются.

Для поощрения учащихся можно воспользоваться цветными бумагами. Поощрительные карточки, приготовленные из цветной бумаги, могут быть различной формы, например: В форме треугольника, четырёхугольника и круга. Если различия на них соответствуют звёздочкам и Полумесяцу Государственного Флага — символа Республики Узбекистан, то это в свою очередь, будет иметь важную роль в воспитании учащихся в духе патриотизма.

Эта дидактическая игра может сыграть особую роль в повышении внимания учащихся к уроку, в повышении активности учащихся, когда именно станет заметным их усталость от уроков.

Дидактические игры способствуют улучшению успеваемости, повышению качества и эффективности образования.

 

Литература:

 

1.         «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан. «Гармонично-развитое поколение-основа развития Узбекистана».Т.: Шарк, изд — полиграф. концерн, 1997.

2.         Талипов О.,Усманбаева М. «Основы внедрения педагогических технологий». Т.:Фан. 2005.

3.         Аскаров И. Р., Тухтабаев Н. Х., Гапиров К. Г. Химия, Учебник для 7-класса средних общеобразовательных школ. Т.:Укитувчи. 2009.

4.         Рахимова И. Р., Кулимов А. К. «Использование дидактических игр в обучении химии» Образовательные технологии. 2013. № 5–6.стр 61–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle