Библиографическое описание:

Клименко С. В. Юридическая форма социальных прав как признак российского социального государства // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 492-494.

Во второй половине XX века обозначилась и стала реализовываться идея социального государства, теоретические концепции которого разрабатывались длительное время. Потребность в политической организации такого типа возникла, когда общество пришло к осознанию того, что государство — это не только особый аппарат управления обществом, но и организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

В современных концепциях различных государств социальная ориентация выражается по-разному, по-разному формулируются цели и задачи социального государства, но правовые и государственные институты, законы и традиции основываются на идее изначальной автономии, достоинстве и ценности человеческой личности.

Исследования и обсуждения проблем социального государства в России начались в период разработки Конституции 1993 года, а в дальнейшем понятие «социальное государство» было сформулировано в ст. 7 Конституции. В соответствии с Конституционными положениями, интересы личности, ее право на самореализацию, основанное на признании обществом и государством неотъемлемых прав и свобод человека, находится в центре внимания социального государства, а благо общества -представляет его высшую цель. При этом право должно выступать не как ограничитель, а как гарант неотъемлемых прав человека, как цель и инструмент его свободы.

К основным принципам деятельности социального государства относится формальное равенство, свобода и социальная справедливость. Формы проявления равенства, свободы и справедливости, как принципов правовой регуляции носят социально-исторический характер. На разных этапах истории развития общества и государства объем и содержание равенства и свободы различны, поэтому именно по этим принципам в значительной мере можно судить о прогрессе общества.

В социальном государстве равенство граждан наполняется конкретным содержанием. Основной задачей социального государства в области обеспечения социального равенства и справедливости является не утверждение «всеобщего равенства», а обеспечение социальных гарантий, отраженных и закрепленных в нормах права. Именно законодательно закрепленные гарантии способны утвердить реальное равенство людей и обеспечить социальный мир в достаточно дифференцированном обществе. Правовое оформление свободы людей осуществляется посредством дозволения и запретов, которые выступают в качестве границы между свободой и несвободой в конкретный исторический период развития государства. Объективная невозможность достижения абсолютного равенства и свободы во всех сферах общественной жизни обусловливают соответствующее понимание юридического равенства, свободы и действия социального государства, направленного на определенные законодательные ограничения свободы в различных сферах общественной жизни, и прежде всего в экономической, с целью преодоления резких различий в имущественном положении граждан.

Необходимым условием существования и развития социального государства являются права человека, как определенные требования, направленные на создание необходимых жизненных условий существования человека. Становление прав человека происходило вместе с осознанием необходимости гуманизации жизни, юридическим оформлением равенства и свободы. Становление социальных прав имело ряд особенностей, и в первую очередь эта особенность касалась форм и субъектов социальных прав. Формой социальных прав была на первых порах благотворительность и охватывала она только некоторые слои населения.

Появившиеся в конце XIX века социальные права отражали новое восприятие обществом идеи социальной справедливости, именно тогда были заложены основы современного отождествления справедливости (как участия государства в благополучии своих граждан) с обязанностью предоставления помощи в случае нужды. Эта обязанность ставила перед государством и соответствующие задачи, которые заключались в законодательном закреплении субъектов социальной помощи, размеров этой помощи, а также активного содействия в сфере образования, здравоохранения и наемного труда.

Социальные права являются комплексным, межотраслевым институтом, который включает в себя нормы различных отраслей права, но ядром этого института является, безусловно, конституционное право. В нем закрепляются основополагающие элементы этого института, вытекающие из норм конституции государства, обеспечивается формирование и функционирование этого института путем определения в конституции основных правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов социальных отношений и гарантий их реализации.

Социальные права являются одним из критериев социального государства, наличие в национальном законодательстве которых, свидетельствует о целях и задачах социального государства. Основной целью социального государства является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Очевидно, что для достижения цели социального государства не достаточно просто закрепить в законодательстве социальные права, необходимо создать условия для их реализации. Таким условием выступают юридические гарантии. Юридические гарантии воплощают идею согласованного действия права и государства. В контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса, специальные формы и конструкции юридических гарантий могут реально осуществить свою защитную роль.

Важнейшими юридическими гарантиями социального государства являются: принцип разделения властей; институт президентства; Конституционный Суд; судебная защита граждан; регулирование рыночной экономики через определение круга субъектов и объектов хозяйственной деятельности, а также поощрение, защита и охрана целесообразных форм этой деятельности и недопущение соединения в руках органов публичной власти или местного самоуправления властных полномочий и хозяйственной деятельности.

Юридические гарантии в сфере трудовых отношений, создании условий труда и охраны труда, обеспечении достойного уровня жизни, образования и здравоохранения, обеспечения жильем должны способствовать эффективному развитию российского социального государства. Анализ действующего в России законодательства позволяет сделать вывод, что Россия только на пути к социальному государству. Значительно снижены гарантии государства в сфере образования, здравоохранения, обеспечения жильем. Реформирование системы социального обеспечения не привела к ожидаемому результату — повышению уровня жизни пенсионеров, а привела к чрезмерной дифференциации пенсионного обеспечения, вопреки принципам деятельности социального государства.

Юридические гарантии государства в сфере оплаты труда, размер минимальной оплаты труда в Российской Федерации не позволяют обеспечить достойный уровень жизни людей. Низкие доходы россиян отражаются на культурном уровне людей, на их здоровье, условиях жизни. Чрезмерная дифференциация в доходах российских граждан привела к росту преступности, недоверию государству и правовому нигилизму.

Социальное государство обязано в силу провозглашенных в Конституции принципов прилагать усилия, чтобы исправить сложившееся положение. Инструментом для этого призваны служить юридические гарантии как средства и способы, с помощью которых государство должно создать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан России.

Необходимой юридической гарантией в социальном государстве является судебная защита, а ее эффективность зависит от законности принимаемых судебных решений. Судебные решения при этом выступают как элемент государственности. Судебная защита является способом разрешения правовых конфликтов, она всегда устремлена к стабилизации социальных отношений путем восстановления нарушенного права. Законодательное регулирование судебных процедур гарантирует не только правомерность действий суда, но и возможность их последующей проверки, своевременного выявления и устранения судебных ошибок.

Кроме внутригосударственных юридических гарантий на эффективность социального государства влияют международные юридические гарантии, которые заключаются в определенном механизме функционирования международных контрольных органов, призванных содействовать государствам в осуществлении принятых на себя международных обязательств по созданию достойных условий жизни.

В Российском государстве имеется потенциал, который может способствовать дальнейшим преобразованиям, соответствующим целям и задачам, провозглашенным в Конституции РФ.

 

Литература:

 

1.                  Вагизов Р. Г., Валеев Р. М. Международные и внутригосударственные акты о правах человека. Сборник документов. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. — 628 c.

2.                  Права народов. Международные документы и российские законодательные акты: Сборник документов /Под ред. М. П. Фомиченко. — М.: Изд-во РГСУ, 2006. — 524 c.

3.                  Андреев П. Соотношение понятий: социальное государство, социальная защита, социальные риски, социальное обеспечение. — Владимир: Изд-во Владимир. ун-та, 2012. — 254 с.

4.                  Галицына Т. В., Савостьянова В. Б. Социальная политика, социальное развитие, социальная защита и их правовые составляющие. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2014. — 130 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle