Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 11.03.2015

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Домахин, А. А. Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра / А. А. Домахин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16156/ (дата обращения: 20.04.2024).

В современном мире к людям вернулся интерес как к современной живописи, так и к живописи прошлых веков. Помимо того, что живопись — это один из наиболее выразительных и образных видов искусства, это еще и красочная интерпретация национальной культуры. К тому же, коллекционирование живописи у современных людей — не только престижное хобби, но и надежное средство вложения своего капитала. К сожалению, есть художники, внёсшие значительный вклад в становление живописи, но сейчас незаслуженно забытые. Пожалуй, едва ли не самым «забытым» художником начала XX века, вышедшим из мастерской И. Е. Репина, является Иван Семёнович Куликов. До 1917 года имя Куликова встречалось только в заметках, где его оценивали противоречиво. [2,с.335]

В каталогах различных музеев России упоминаются работы Ивана Семёновича. Существуют и опубликованные каталоги картин Ивана Семёновича Куликова, но в них занесены не все картины художника. Есть совершенно забытые произведения, которые до сих пор не изучены исследователями-искусствоведами. Мало исследована манера письма художника, его жанровые вкусы.

Поэтому цель данной работы заключается в том, чтобы показать Ивана Семёновича Куликова как художника исторического жанра.

Задачи работы следующие:

1.      Рассмотреть манеру письма художника на примере его картин.

2.      Доказать на примере его творчества, что он является художником исторического жанра.

Жизнь художника-творца не заканчивается датой его смерти. Она может продолжаться значительный период времени, в зависимости от культурной ценности созданных им произведений.

Объём творчества Куликова ежегодно возрастал. В начале творчества художник изображал небольшие жанровые сцены деревни. В период же подъёма творческих сил им создавались произведения на историческую тематику. Одной из главных тем его творчества становится изображение боярской жизни XVI-XVII веков. Как художник исторического жанра Куликов не воссоздаёт на своих картинах отдельные исторические события, а показывает сцены повседневной жизни из прошлого. Куликов создаёт колоритные произведения, в которых зачастую идеализирует традиционный уклад деревни. В этих произведениях он показывает всё своё мастерство владения кистью, полученное им от своих учителей А. И. Морозова. Э. К. Липгарда, И. Е. Репина. [4,с.63]

Куликов как художник-психолог в малоподвижных образах событий прошлого показывает эмоциональную и страстную жизнь. Ярким примером является картина «Сбор невесты», которая впервые была продемонстрирована в 1907 году на Весенней выставке. На почти квадратном холсте изображено приготовление к свадьбе. По разным версиям, девушки, находящиеся возле невесты, являются либо её подругами, либо её сёстрами. В центре холста изображена взволнованная и радостная невеста в красивой одежде. Женщина зрелого возраста надевает ей серьги. Барышня, находящаяся справа, облокотилась на стул, и создаётся впечатление, что она не участвует в сцене подготовки к свадьбе, замечтавшись о своём будущем. Подруга, сидящая слева, несомненно, грустит перед неизбежным расставанием с невестой. [1,с.68]

На Весенней выставке картина «Сбор невесты» получила вторую премию как картина исторического жанра (Рис. 1).

Рис. 1. Картина «Сбор невесты»

 

Другим характерным произведением исторического жанра является картина «Боярышня», которая на сегодняшний день находится в Ярославском музее (Рис. 2).

Рис. 2. Картина «Боярышня»

 

Произведение экспонировалось на многих крупных мировых выставках: выставке в итальянском городе Венеция (1908 год), Весенней выставке (1907). На картине изображена роскошная молодая девушка в красивом и богатом облачении, на голове у нее надет кокошник. В руках — ларец, наполненный драгоценностями. По еле заметной улыбке на лице девушки можно предположить, что она задумалась или о свадьбе, или о каком-либо ином девичьем счастье [3,с.6].Картина написана с использованием приема контраста: от красивых и молодых подруг, окружающих девушку, резко отличается стоящая рядом с ними старая грустная женщина в обычной, не боярской одежде. Наряды проработаны достаточно детально, однако комната, в которой находятся девушки, изображена достаточно обобщенно.

Другая картина, «Боярышни в саду», малоизвестна, так как после выставки в 1914 году картина была потеряна в Венеции и до сих пор её местонахождение не известно [4,с.58]. Сохранилась только маленькая репродукция, которая может дать лишь обобщенное представление. По отзывам людей, видевших эту картину, «Боярышня в саду» является одной из лучших картин исторического жанра, написанных Куликовым. Наркоматом по иностранным делам в 1922 году были получены сведения о нахождении картины, но она так и не была возвращена.

Портрет «В русском наряде», написанный в 1916 году, является практически последним его произведением исторического жанра. (Рис. 3). Для этой картины Куликову позировала его супруга Елизавета Соколова.

Рис. 3. Картина «В русском наряде»

Последним произведением Куликова на историческую тему является картина «Выход Нижегородского ополчения»(Рис. 4).

Рис. 4. Картина «Выход Нижегородского ополчения»

Получив заказ на картину с историческим сюжетом, которая должна была быть закончена к выставке, посвященной 25-летию Советской власти, наряду с эскизами композиции, в том числе и выполненными пастелью, Куликов сделал большое количество графических работ в качестве подсобного материала к «Ополчению» [1,с.150].

Смотря на эскизы «Ополчения», которые сохранились до сегодняшнего дня, возникает чувство завершённости произведения. По наброскам можно понять, что замысел автора грандиозен. На картине показан Дмитрий Пожарский с войском народного ополчения, которое окружено массой народа, проживающего в городе Нижний Новгород. Они вдохновлены высокопатриотическим поведением Козьмы Минина. Князь Дмитрий Пожарский в доспехах изображён в центре полотна. Под ним — белый конь, на котором он впереди всего войска спускается через Ивановские ворота к реке. К нему идут ратные люди, ещё не успевшие присоединиться к главному отряду. Они изображены слева от князя. Женщины, старики, дети смотрят на ополченцев по-разному: одни завидуют ратникам, другие тяжело переживают из-за расставания с сыновьями и мужами. Несмотря на начавшуюся войну, плохое здоровье, заботу о семье Куликов, работал над картиной, повышал цветовой строй, совершенствовал композиционные решения.

Для реалистичности своей картины он обращается к этнографии, в Историческом музее изучает оружие и костюмы XVII века, все это фиксирует в альбомах и на отдельных листах бумаги. При этом каждый эскиз может быть законченным произведением. По приезду в Муром Куликов делает многочисленные рисунки персонажей, одевая натуру в частично сохранившуюся в его коллекции подлинную одежду XVII века. Известно, что к этой работе Куликов готовился исключительно серьезно, входил в историческую обстановку Смутного времени, проверяя себя в первоисточниках. В эти же годы он знакомится с известным писателем, автором исторического романа «Козьма Минин» Костылевым, уточняя историческую обстановку России в начале XVII века [1,с.113]. Графические работы к «Ополчению» продолжались и дальше. Для более глубокого изучения исторической обстановки XVII века Куликов обратился с просьбой к руководству Оружейной палаты, о чем он сообщает в письме супруге 13 мая 1941 года: «Жду разрешения из Кремля, чтобы работать в Оружейной палате»... К сожалению, начавшаяся война не дала возможности изучить исторические материалы, находящиеся в Оружейной палате. До последнего дня художник продолжал работу над полотном «Выход Нижегородского ополчения», встречался с художником А. М. Каманиным, ныне народным художником РСФСР, архитектором П. П. Ревякиным, впоследствии известным акварелистом, доктором архитектуры, профессором, эвакуированными студентами московских института иностранных языков и архитектурного института.

Но здоровье художника резко испортилось после начала войны в 1941 году. На плечи Куликова обрушились заботы по содержанию своей семьи. Иван Семёнович умер в первый год войны (15 декабря), перевозя дрова для отопления своего дома со склада [2,с.335].

Таким образом, характерными произведениями исторического цикла у Куликова являются прежде всего: «В зимние дни», «В боярском тереме», «Боярышни в саду», «В русском наряде», «Сбор невесты». Художник чётко прорабатывает наряды как бояр, так и простых крестьян, что, несомненно, создаёт впечатление эпохи, в которой проживали герои. В целом, характеризуя Ивана Семёновича Куликова, как художника исторического жанра, нужно отметить, что его ранние исторические произведения показывают быт либо русской деревенской жизни, либо боярских теремов. В поздних же работах проявляется стремление автора создать полотна, отражающие важнейшие исторические события русского государства, прежде всего это картина «Выход Нижегородского ополчения». В стиле «теремной» живописи, которой в начале века интересовалось значительное количество художников, Куликов отражает в своём творчестве бытовые сцены, жизнь купеческого и крестьянского сословий эпохи Смуты.

 

Литература:

 

1.      Беспалов Н. А. И. С. Куликов.- М.: Изобразительное искусство, 1990.

2.      Липатов В. С. Краски времени: Очерки. — М.: Молодая гвардия, 1983.

3.      Аникин Д. Родом из Мурома (И. С. Куликов) // Вокруг света,№ 6, 1998.

4.      Русские художники. — М.: TEPPA-Книжный клуб, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): исторического жанра, Ивана Семёновича Куликова, произведением исторического жанра, художника исторического жанра, «Сбор невесты», исторического жанра Куликов, картина «Сбор невесты», картина «Выход Нижегородского, Иван Семёнович Куликов, Весенней выставке, картина исторического жанра, «В русском, художником исторического жанра, Куликов создаёт колоритные, характерным произведением исторического, заботу о семье Куликов, приезду в Муром Куликов, картин исторического жанра, «Выход Нижегородского ополчения», к этой работе Куликов.


Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века.

В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

(Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

(Ясный зимний день, люди в основном небедные праздно гуляют, пешком или на санях; стрельцы следят за порядком; нарядные храмы и терема; спокойствие; безмятежность).

Строгановская школа и её время | Статья в журнале...

Начиная с этого времени, дворяне постепенно превращаются из княжеских слуг в «государевых служивых людей»

Основные термины (генерируются автоматически): строгановская школа, строгановская школа иконописи, время, икона, русское общество, Смутное время.

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической...

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века.

Искусство выполняет благородную историческую миссию эстетизации того, что определяет могучую поступь освобожденного народа на нелёгком пути к...

Тема города Мурома в творчестве Ивана Семёновича Куликова

Именно за цикл картин о городе Муроме в октябре 1915 года И. С. Куликов получил звание академика живописи. На значительной части картин о Муроме Иван Семёнович изображает древнейшие памятники архитектуры города.

Причины и итоги Смутного времени на Руси | Статья в журнале...

В связи со смертью Дмитрия и Фёдора правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись боярские роды —Романовы и Годуновы.

Именно поэтому вопрос об истинных причинах начала Смутного времени по сей день остается открытым и обсуждаемым многими историками.

Эффективность исторического подхода в художественном...

Без познания прошлого невозможен исторический подход к явлениям действительности, а тем самым и

Самый значительный вклад в историю развития методики преподавания рисунка внес

Он проводил с ними целые дни и ночи, учил их словом и делом, сам чертил для них...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

Материалы иоборудование: зал стилизован в музыкально — литературную гостиную, (камин, канделябры, репродукции картин русских художников — пейзажистов, картина В. М. Васнецова «Богатыри»), выставка детских рисунков

И что живут веками в русском сердце. (И. Репина).

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Зрительский успех многих фильмов о прошлом русского народа можно объяснить многими

С возникновением в конце ХIХ века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида

Особо следует подчеркнуть, что батальные сцены из картины утвердились в сознании...

Похожие статьи

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века.

В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его...

Путешествие в прошлое. Москва XVII века на картинах русских...

(Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

(Ясный зимний день, люди в основном небедные праздно гуляют, пешком или на санях; стрельцы следят за порядком; нарядные храмы и терема; спокойствие; безмятежность).

Строгановская школа и её время | Статья в журнале...

Начиная с этого времени, дворяне постепенно превращаются из княжеских слуг в «государевых служивых людей»

Основные термины (генерируются автоматически): строгановская школа, строгановская школа иконописи, время, икона, русское общество, Смутное время.

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической...

Трагические и героические мотивы в сюжетно-тематической картине Алтайской живописи второй половины ХХ века.

Искусство выполняет благородную историческую миссию эстетизации того, что определяет могучую поступь освобожденного народа на нелёгком пути к...

Тема города Мурома в творчестве Ивана Семёновича Куликова

Именно за цикл картин о городе Муроме в октябре 1915 года И. С. Куликов получил звание академика живописи. На значительной части картин о Муроме Иван Семёнович изображает древнейшие памятники архитектуры города.

Причины и итоги Смутного времени на Руси | Статья в журнале...

В связи со смертью Дмитрия и Фёдора правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись боярские роды —Романовы и Годуновы.

Именно поэтому вопрос об истинных причинах начала Смутного времени по сей день остается открытым и обсуждаемым многими историками.

Эффективность исторического подхода в художественном...

Без познания прошлого невозможен исторический подход к явлениям действительности, а тем самым и

Самый значительный вклад в историю развития методики преподавания рисунка внес

Он проводил с ними целые дни и ночи, учил их словом и делом, сам чертил для них...

Встреча в литературно-музыкальной гостиной «С чего начинается...»

Материалы иоборудование: зал стилизован в музыкально — литературную гостиную, (камин, канделябры, репродукции картин русских художников — пейзажистов, картина В. М. Васнецова «Богатыри»), выставка детских рисунков

И что живут веками в русском сердце. (И. Репина).

Образ исторической личности в отечественном кинематографе

Зрительский успех многих фильмов о прошлом русского народа можно объяснить многими

С возникновением в конце ХIХ века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида

Особо следует подчеркнуть, что батальные сцены из картины утвердились в сознании...

Задать вопрос