Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 06.03.2015

Статья просмотрена: 651 раз

Библиографическое описание:

Смахтин, Е. В. Особенности взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и особенности расследования преступлений (на примере экстремистских молодежных преступных группировок) / Е. В. Смахтин, Ю. Н. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 515-518. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16154/ (дата обращения: 19.04.2024).

Взаимодействие всегда необходимо там, где в одиночку невозможно достичь ожидаемого результата. То есть когда «суммарный результат недостижим для индивидуальной работы каждой из сторон взаимодействия» [1, с.87]. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, основано на разграничении их компетенции. Так, в соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ «следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом". В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» «оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». При этом в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств». То есть изложенное позволяет сделать вывод, что взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, основано на том, что следователь не может обеспечить такую же конфиденциальность следственных действий, которую возможно достичь при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, это взаимодействие также основано на том, что основная масса следственных действий не может выполняться до возбуждения уголовного дела, в то время как получение информации посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий закон позволяет. Ну и, наконец, сама специфика оперативно-розыскных мероприятий, состоящая, в частности, в их большей оперативности по сравнению со следственными действиями, также является основой взаимодействия на этапе, предшествующем расследованию.

Особенности взаимодействия между следователем и подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проявляются на подготовительном этапе при расследовании преступлений, совершенных молодежными преступными группировками на почве расовой и национальной ненависти. Прежде всего это обусловлено тем, что для расследования этих преступлений большое значение имеет разведывательная деятельность, проводимая правоохранительными органами. И здесь следует согласиться с Н. А. Подольным, который пишет: «...специфика разведки, проводимой по отношению к организованной преступной деятельности молодежных группировок, обусловлена ее особенностями» [2, с.249]. Это верно и по отношению к националистическим группировкам молодежи. Эта специфика во многом связана с групповой сплоченностью членов таких группировок, благодаря которой их члены стремятся соблюдать полное молчание по отношению к любым посторонним лицам и в наибольшей мере — по отношению к представителям правоохранительных органов. Поэтому одной из основных целей расследования является то, чтобы на его начало имелась достаточно большая информационная база, которую легко было бы «конвертировать» в доказательства. А это возможно лишь при наличии достаточно умелой и тщательной работы подразделений правоохранительных органов, которые уполномочены на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Специфика преступлений, заключающаяся в групповой сплоченности членов молодёжных экстремистских преступных групп, предполагает взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, еще на момент возбуждения уголовного дела. Причем целью данного взаимодействия является не только получение информации об уже совершенных преступлениях, но и о самой группировке, ее структуре и взаимоотношениях между ее членами. При этом основным критерием проверки достоверности полученной информации является другая информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это предполагает проведение значительного числа оперативно-розыскных мероприятий, которые должны быть согласованы между собой. С этой целью уже на этом первоначальном этапе расследования, должен быть план проведения данных мероприятий, а это значит, что субъекты взаимодействия должны четко осознавать цель и задачи как самого взаимодействия, так и того, что необходимо получить на подготовительном этапе к расследованию рассматриваемого вида преступлений. То есть наличие хорошо продуманного и проработанного плана — это залог успешного расследования названного вида преступлений. При этом следует отметить справедливость замечания Р. С. Белкина, который отмечал: «Планирование — метод, но не расследования, а организации расследования» [3, с.376]. Учитывая сложность расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность, заключающуюся в недостатки информации, которая в дальнейшем конвертируется в доказательства, становится вполне очевидной и другая истина, в соответствии с которой «организованной преступности должно противостоять хорошо организованное расследование, предполагающее высокий уровень взаимодействия всех служб и должностных лиц правоохранительных органов» [4. с. 2]. Следует учитывать то, что «в процессе разработки плана должна быть четко сформулирована основная цель, которая представляет собой аккумуляцию основных интересов и стремлений» [5, с.256]. Причем наряду с основной целью должны формулироваться и промежуточные цели, без которых достижение названной основной цели невозможно. Но даже правильная формулировка этих целей невозможна без привлечения сотрудников правоохранительных органов, на которых возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности. Это обусловлено тем, что названные сотрудники, зная возможности проведения тех или иных оперативно-розыскных мероприятий, могут определить степень реальности достижения названных целей, а в отдельных случаях и определить сами цели, если это, например, получение определенной «стартовой» информации, необходимой для проведения определенных оперативно-розыскных мероприятий.

Одной из существенных особенностей молодежных националистических группировок, является то, что любая информация о проведении в отношении их любых действий со стороны правоохранительных органов заставляет эти группировки сплотиться и замкнуться в себе, поставив под контроль любую возможность утечки информации. То есть традиционный подход к расследованию, когда основной массив информации следователь получает в ходе проведения следственных действий, может не дать ожидаемого результата — доказательств, которые могут уличать в совершении преступления конкретных лиц. Для успеха расследования этих преступлений необходимо, чтобы уже на момент начала расследования следователь располагал достаточно большим объемом информации о совершенном преступлении — и не только. В частности, желательно, чтобы у него была также и информация о структуре группировки, статусе в ней каждого ее члена, особенностях взаимоотношений между членами группировки и масса иных сведений, которые могут оказаться полезными при организации и проведении не только расследования в целом, но и отдельных следственных действий.

Одним из основных условий, при котором возможно получение столь значительного массива информации о преступлениях, совершенных молодежными преступными группировками на почве расовой и национальной ненависти, о них самих и их членах является проведение оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела. Как справедливо отмечает Н. П. Яблоков: «Процесс раскрытия преступной деятельности организованных преступных групп и сообществ чаще всего начинается с оперативно-розыскной негласной деятельности, в ходе которой выявляется существование той или иной преступной организации и собираются данные о ее криминалистической деятельности» [6, с.108]. То есть вполне очевидно, что основная тяжесть всей работы по сбору информации о преступлении должна приходиться на период, предшествующий возбуждению уголовного дела. Н. А. Подольный называет этот период подготовительным этапом к расследованию преступлений. Обосновывая необходимость выделения данного этапа, он отмечает большое значение оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых до возбуждения уголовного дела. Так, он пишет: «С помощью этих действий добывается вся необходимая для последующего расследования информация, создается ее банк, который используется для планирования на первоначальном и последующем этапах расследования» [7, с.19].

Практика расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность, свидетельствует о том, что интерес к расследованию названных преступлений со стороны подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ослабевает сразу после того, как устанавливается личность конкретных виновников преступления, что является еще одной особенностью, и эти лица задерживаются или в отношении них избирается мера пресечения — заключение под стражу. Это связано с тем, что следователи и сотрудники правоохранительных органов, на которых возложена обязанность проведения оперативно-розыскных мероприятий, полагают, что расследование названного вида преступлений не составляет каких-либо сложностей из-за возраста лиц, совершивших преступление. Они находятся в плену предубеждения о том, что молодой человек — это человек неопытный, не обладающий достаточным объемом знаний, а потому он не способен противостоять проводимому расследованию, не в состоянии эффективно ему противодействовать. Однако это заблуждение, которое приводит к тому, что совершенные преступления остаются раскрытыми не полностью, то есть когда организаторы данных преступлений уходят от уголовной ответственности.

В связи с этим на данный момент перед правоохранительными органами стоит задача — повысить эффективность взаимодействия между следователями и органами, оперативно-розыскной деятельности. Это является одним из средств, с помощью которого можно повысить эффективность расследования и предупреждать, а также преодолевать противодействие со стороны молодежных преступных организаций.

С учетом вышеизложенного можно выделить основные особенности расследования преступлений, молодежных экстремистских преступных групп:

-          любая информация о проведении в отношении их любых действий со стороны правоохранительных органов заставляет эти группировки сплотиться и замкнуться в себе, поставив под контроль любую возможность утечки информации. Эта специфика во многом связана с групповой сплоченностью членов таких группировок, благодаря которой их члены стремятся соблюдать полное молчание по отношению к любым посторонним лицам и в наибольшей мере — по отношению к представителям правоохранительных органов.

-          интерес к расследованию преступлений со стороны подразделений правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, ослабевает сразу после того, как устанавливается личность конкретных виновников преступления

-          основная тяжесть всей работы по сбору информации о преступлении должна приходиться на период, предшествующий возбуждению уголовного дела.

 

Литература:

 

1.         Криминалистика: расследование преступлений в сфере экономики / Под ред. В. Д. Грабовского, А. Ф. Лубина. Н. Новгород: Нижегор. ВШ МВД России, 1995.

2.         Подольный Н. А. Теоретические и практические основы раскрытия и расследования преступлений, совершенных молодежными организованными группировками: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2007.

3.         Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. М.: Юристъ, 1997. Т. 2: Частные криминалистические теории.

4.         Подольный Н. А. Создание информационной базы для расследования преступлений, составляющих молодежную организованную преступность // Российский следователь. 2009. N 10.

5.         Шмонин А. В. Методика расследования преступлений. М.: Юстицинформ, 2006.

6.         Яблоков Н. П. Расследование организованной преступной деятельности. М.: Юристъ, 2002.

7.         Подольный Н. А. Подготовительный этап к расследованию преступлений // Следователь. 2002. N 8.

Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскных мероприятий, правоохранительных органов, расследования преступлений, оперативно-розыскную деятельность, проведения оперативно-розыскных мероприятий, уголовного дела, возбуждения уголовного дела, особенности расследования преступлений, подразделений правоохранительных органов, молодежную организованную преступность, к расследованию преступлений, вида преступлений, следственных действий, к представителям правоохранительных органов, отношению к представителям правоохранительных, стороны правоохранительных органов, сложность расследования преступлений, Шмонин А. В. Методика расследования преступлений, молодежными преступными группировками, отношению к любым посторонним.


Похожие статьи

К вопросу о взаимодействии следователя и органов...

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее — ФЗ № 144-ФЗ) под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности...

Организация взаимодействия оперативных подразделений...

Оперативное подразделение — подразделение, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» под...

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных...

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность...

Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Согласно ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее федеральный закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельностьвид деятельности...

О соотношении целей и задач оперативно-розыскной...

Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность осуществляется с позиций ее постоянной целесообразности, то есть того, что наделено целью и конкретной задачей.

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

В статье рассматривается развитие правового регулирования проверки сообщения о преступлении как первоначального этапа возбуждения уголовного дела и ее значение в досудебном производстве на основе анализа правовых норм, исторических...

Взаимосвязь уголовного судопроизводства...

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовное дело, уголовное судопроизводство, оперативно-розыскная деятельность, актуальные проблемы, уголовно-процессуальные нормы.

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль. В настоящее время эти права выражаются в продлении по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, повод возбуждения уголовного дела.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются: ‒ заявление о преступлении; ‒ явка с повинной

Похожие статьи

К вопросу о взаимодействии следователя и органов...

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее — ФЗ № 144-ФЗ) под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности...

Организация взаимодействия оперативных подразделений...

Оперативное подразделение — подразделение, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» под...

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных...

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность...

Особенности осуществления оперативно-розыскной...

Согласно ст.1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее федеральный закон № 144-ФЗ) оперативно-розыскная деятельностьвид деятельности...

О соотношении целей и задач оперативно-розыскной...

Как и любой вид правоохранительной деятельности, оперативно-розыскная деятельность осуществляется с позиций ее постоянной целесообразности, то есть того, что наделено целью и конкретной задачей.

О развитии и значении проверки сообщения о преступлении...

В статье рассматривается развитие правового регулирования проверки сообщения о преступлении как первоначального этапа возбуждения уголовного дела и ее значение в досудебном производстве на основе анализа правовых норм, исторических...

Взаимосвязь уголовного судопроизводства...

Ключевые слова: уголовный процесс, уголовное дело, уголовное судопроизводство, оперативно-розыскная деятельность, актуальные проблемы, уголовно-процессуальные нормы.

Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен правами, которые обеспечивают ему руководящую роль. В настоящее время эти права выражаются в продлении по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Поводы и основания возбуждения уголовного дела

Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, повод возбуждения уголовного дела.

Поводами для возбуждения уголовного дела являются: ‒ заявление о преступлении; ‒ явка с повинной

Задать вопрос