Библиографическое описание:

Авулчаева Ф. Ж., Усмонов Ж. Р. Некоторые аспекты логистики в региональной экономике Узбекистана // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 364-366.

В статье обосновывается необходимость территориально-отраслевого принципа формирования логистических центров как исходного принципа организации логистических структур в регионах Узбекистана.

Ключевые слова: логистика, центры логистики, региональная логистика.

The article explains the importance of territorial and sectoral principle of formation of logistic centers as the original organizing principle of logistics structures in the regions of Uzbekistan.

Keywords:logistics, logistics centers, the regional logistics.

 

Модернизация национальной экономики Узбекистана объективно потребовала внедрения и развития логистических методов управления товарными потоками. В сфере товарного обращения произошли существенные преобразования, стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, основанные на концепции логистики, появились новые формы и методы организации логистических потоков. Это связано с тем, что в стоимости продукта более 70 % составляют расходы на логистику, т. е. транспортировку, хранение, упаковку и пр. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. Высокие темпы развития рыночных отношений в Узбекистане, а также возможность использования передовых зарубежных технологий в отношении организации товарных потоков позволяют придать процессам развития интеграционного взаимодействия больший динамизм. Это требует адекватного развития теории товародвижения, исследования процессов интеграции, сущности и закономерностей формирования логистических центров в условиях отечественной экономики.

Учитывая ежегодно возрастающие объемы торговли между странами Юго-Восточной Азии и Европы, а также перспективность использования транспортно-транзитного потенциала Узбекистана, вызывает необходимость улучшения транспортной и торговой инфраструктуры, которые включают в себя создание современных складских комплексов по хранению, переработке, складированию и распределению экспортно-импортных грузов. Несомненно, эти складские терминалы могли бы обслуживать как внутренние грузы, так и грузы, проходящие транзитом через Узбекистан. Создание Логистических Центров с функциями и всей надлежащей инфраструктурой «сухого порта» могли бы стать хорошим решением по оптимизации международных перевозок грузов. Особая актуальность принадлежит проблеме исследования логистических центров на базе крупных оптовых организаций. Это объясняется тем, что логистику часто отождествляют с транспортно-складскими операциями, в то время как оптовые предприятия осуществляют значительно более широкий спектр деятельности и являются важной разновидностью всего комплекса физического распределения. Это зачастую упускается из виду и слабо исследовано в настоящее время.

Рынки товаров народного потребления, в том числе, предметов хозяйственного назначения, в отраслевом отношении становятся наиболее конкурентными рынками. В силу более чуткого и быстрого реагирования на изменение условий рыночной конъюнктуры, а также высокой динамичности данных рынков на них острее ощущается потребность в применении новых организационных форм логистического взаимодействия. Рынок хозяйственных товаров является важным сегментом потребительского рынка и быстро развивается, происходят изменения в ассортименте хозяйственных товаров, растет их многообразие, что объективно повышает требования к организации и управлению движением хозяйственных товаров от изготовителя до конечного потребителя.

Для эффективного функционирования на рынке хозяйственных товаров товаропроизводителям и розничным торговым предприятиям требуются услуги специализированных организаций по изучению емкости рынка, установлению эффективного информационного обмена между участниками товародвижения, а также определению оптимальных схем товарных потоков. Субъектами — исполнителями указанных целей и вытекающих из них задач и функций на рынке товаров хозяйственного назначения, могут стать региональные логистические центры, объединяющие в себе черты крупных оптово- посреднических предприятий, маркетинговых и информационных центров, транспортных и экспедиторских компаний. Условия для наиболее полного удовлетворения потребности населения в хозяйственных товарах могут быть созданы на уровне региона. Это достигается за счет использования мощностей местных производителей, установления наиболее выгодных хозяйственных связей. Кроме того, региональный уровень наиболее подходит для формирования информационной, маркетинговой и коммуникационной сети обеспечения товарных потоков.

Закономерности развития товарных потоков объективно связаны с усилением интеграционных процессов в цепи поставок, обуславливают необходимость и фактическое осуществление логистизации процесса товародвижения и трансформацию функций управления потоками на основе формирования логистических объединений и центров в регионах.

Функции логистики становятся привязанными к экономическим интересам региона, способствуют учету интересов территориальных логистических звеньев товародвижения и направлены на развитие конкретного рынка товаров. Выделение региональных аспектов логистизации в авторском понимании наиболее применимо для организации рынков потребительских товаров.

Одним из видов логистических звеньев в регионе может выступить логистический центр управления движением товаров в системе коммерческого посредничества. Логистический центр представляет собой смешанный тип логистического звена, выполняющий одновременно генерирующие функции, т. е. функции накопления определенных товаров для последующей их передачи по звеньям логистической цепи; преобразующие функции, т. е. пространственно- временное перемещение товаров из мест отправления в места назначения; поглощающие функции, т. е. приемку товаров для временного хранения. В качестве организационно-обособленного логистического звена они обслуживают внешние функции предприятия, и осуществляют, как правило, снабжение и сбыт. Для большинства участников логистической цепи, чье организационное участие в структуре логистического центра закреплено на основе договоров и соглашений о сотрудничестве, данная форма организации логистических функций носит коммерческий характер, связанный со снабжением и сбытом товаров.

Вместе с тем, для предприятий, участвующих в составе логистического центра на основе вхождения капиталом, данное логистическое звено может определять исходные параметры производства и выступать в качестве элемента внутрипроизводственной логистики. Создание логистических центров на основе крупных оптовых предприятий может способствовать укреплению их позиций и стать одним из приоритетных направлений кардинального повышения эффективности оптовой торговли.

В целом логистические центры, по примеру международного интермодального центра логистики на базе аэропорта г. Навои, ЗАО «Центр логистики Ангрен», являются закономерным результатом объективного процесса эволюции логистических функций. Под воздействием активно происходящих тенденций интеграции всех участников логистической цепи наблюдается все более тесная взаимосвязь между организациями, осуществляющими движение материальных, финансовых, информационных и иных потоков.

Понятийный аппарат логистических центров находится в стадии становления. Нами предпринята попытка классификации определений и типологии подходов к исследованию логистических центров. При этом отмечена необходимость учета и усиления территориально-отраслевых аспектов при определении сущности логистических центров и на этой основе дополнены принципы логистики.

На необходимость выделения различных территориальных уровней организации логистических центров в качестве «масштабов логистической системы» указывается во многих исследованиях последних лет. Под масштабом системы понимается степень (широта) охвата элементов, образующих систему. При этом различают микро-, мезо- и макрологистические системы. Первые, как правило, действуют в рамках отдельного предприятия и интегрированных с ним по закупкам и поставкам бизнес-партнеров. Вторые — создаются на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. Третьи объединяют сотрудничающие предприятия на национальном, межгосударственном и глобальном уровнях взаимодействия. Основной исходной базой для формирования региональных логистических центров в сфере коммерческой деятельности могут стать крупные предприятия оптовой торговли, традиционно осуществляющими управление товародвижением в регионе. Для того, чтобы оптовые предприятия стали логистическими центрами, необходима реорганизация их деятельности. Такая реорганизация получила название «логистизации». Авторское понимание процесса логистизации основано на следующем.

По нашему мнению, логистизация в широком смысле представляет процесс реорганизации существующей системы управления потоками, основанный на применении общих принципов логистики, интеграции и координации функций всех участников цепи «поставка сырья — производство — сбыт — распределение». В более узком смысле слова логистизация понимается применительно к конкретному потоку (например, товарному) и конкретному рынку (например, рынку бытовых товаров) и означает процесс преобразования системы управления данным потоком на основе применения логистических принципов его организации.

Особенности современного этапа логистизации связаны с развитием принципов логистики. Так, в понимании авторов сложившиеся принципы формирования логистических центров должны быть дополнены принципом учета территориальных аспектов деятельности логистического центра и отраслевых особенностей управления конкретными товарно-материальными потоками.

Таким образом, территориально-отраслевой принцип формирования логистических центров, на наш взгляд, должен стать одним из исходных принципов организации логистических структур в регионе. В практической реализации функций по управлению и организации товарных потоков на рынках хозяйственных иных потребительских товаров в обязательном порядке следует учитывать территориальные аспекты логистизации и разграничивать принимаемые решения на макро-, мезо- и микроуровне.

 

Литература:

 

1.         О мерах по созданию на базе аэропорта города Навои международного интермодального центра логистики. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-1027 от 31 декабря 2008 г.,

2.         О дополнительных мерах по обеспечению эффективной деятельности ЗАО «Центр логистики Ангрен» Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 128 от 8 мая 2012 г., // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 19, ст. 209.

3.         Абдуллаев А. М., Курпаяниди К. И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве // Экономическое возрождение России. -2012. -Т. 2.

4.         Альбеков А. У., Митько О. А. Коммерческая логистика. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5.         Бауэрсокс Д. Д., Клосс Д. Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. — М.: Олимп-Бизнес, 2008.

6.         Волгин В. Склад: логистика, управление, анализ. — Litres, 2014.

7.         Джонсон Д. С., Вуд Д. Ф., Современная логистика. — М.: Вильямс, 2002.

8.         Новости П. Я. Международная логистика. Организация и управление международными перевозками //Логистика. — 2014. — Т. 22. — С. 40.

9.         Курпаяниди К. И. К проблеме совершенствования инфраструктуры обслуживания субъектов предпринимательства //Социогуманитарный Вестник. Российский государственный торгово-экономический университет Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2014. -№ 1. С.38–42.

10.     Курпаяниди К. И., Пайгамов Р. Р. Институты развития и государственное регулирование малого и частного предпринимательства // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 5 (95). С. 11–13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle