Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К., Даминов И. А. Возможности реализации компенсаторных механизмов в системе учебной деятельности студентов // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 733-736.

В статье приводятся результаты внедрения компенсаторных механизмов в систему учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: содержание учебной деятельности, компенсаторные механизмы.

 

Современная действительность требует создания педагогической классификации студентов физкультурного вуза, которая бы учитывала не только спортивную (физкультурную) специализацию студента, но и уровень его познавательных способностей и возможностей, а также индивидуальные особенности деятельности, в некоторой степени связанные с наличием свободного времени. Особенно важным это становится в преподавании общепрофилирующих и специальных дисциплин, где отдельные разделы должны полностью поменять своё содержание в зависимости от рода предстоящей профессиональной деятельности. У студентов выявлены различия в формировании содержания учебной деятельности (СУД), а также в представленности разных блоков в общей структуре (таблица 1). Вместе с тем, необходимо отметить, что рассмотрение отдельных блоков является условным для удобства изучения. Так можно отметить, что характеристики личностно-мотивационного и информационного блоков более всего представлены в СУД студентов первой выделенной группы. Возможно, это объясняется развитием у спортсменов с высокой спортивной квалификацией таких личностных качеств как нормативность поведения (НП), эмоциональная стабильность (ЭС), рабочая напряженность (РН). Также можно предположить, что у рассматриваемой группы студентов в связи с активным участием в двух видах деятельности лучше знания о своих стилевых особенностях (ЗЯ), а также внепрограммные знания (ЗВ).

Характеристики деятельностного блока почти в полном составе присутствуют в системе учебной деятельности студентов второй группы, что объясняется наличием свободного времени и регулярностью посещения занятий. Самые большие колебания в представленности характеристик разных блоков СУД наблюдаются у студентов третьей группы, особенно в подгруппе «неуспешных». Об «успешных» студентах активно не занимающихся спортом можно сказать, что в целом они не имеют значимых отличий от студентов остальных групп.

В-третьих, система учебной деятельности скрывает в себе возможности компенсации отдельных характеристик, комплексом других, что открывает широкие возможности индивидуализации обучения. То есть осознание студентом СУД позволит индивидуализировать не только внешние параметры учебной информации (темп подачи материала, время работы с каждой порцией информации, её структурирование), но и широко применять студенту свои стилевые особенности, используя их слабые и сильные стороны.

Помимо перечисленного необходимо отметить, что знания преподавателя о компенсаторных возможностях образовательных структур разного уровня, позволят ему разнообразить подходы к обучению, достигая высокого результата в различных случаях, в том числе, когда имеются какие-либо отклонения от оптимальной модели. Под оптимальной моделью системы учебной деятельности мы понимаем структурное образование характеристик системы учебной деятельности, свойственное для «успешных» студентов. Наличие компенсаторных возможностей СУД представляется необходимым подтвердить математически. С этой целью все «успешные» подгруппы были объединены в одну, которая считалась «оптимальной» и в дальнейшем послужила образцом для сравнения. Во время эксперимента были получены две «оптимальные» модели, которые, на наш взгляд, требуют особого рассмотрения.

Изменилось число характеристик, входящих в структурограмму оптимальных моделей, переменился состав функциональных связей, модифицировалось «ядро» структурограммы.

До эксперимента характеристики СУД имели две относительно самостоятельные структуры, связи между которыми, хотя и имели место, но являлись низко значимыми.

Ядром первой подгруппы стали учебно-познавательные мотивы (УП). Из базовых характеристик в нее также вошли уровень самоконтроля (СК) и показатель невербального мышления — поиск закономерностей (ПЗ). Во-вторую подгруппу вошли все остальные базовые характеристики, образуя достаточно прочную структуру с двумя ответвлениями характеристик личностно-мотивационного и деятельностного блоков.

После эксперимента во взаимосвязи характеристик с множеством значимых и высокозначимых связей. В центре которых учебно-познавательные мотивы (УЩ знания о способах работы с информацией (ЗСИ), проектировочные (ПУ) и конструктивные умения (КУ). Отдельным звеном стоят знания о своих стилевых особенностях (ЗЯ), самоконтроль (СК) и нормативность поведения (НГТ). Тот факт, что знания о своих стилевых особенностях (ЗЯ) не только не вошли в число базовых характеристик.

Таблица 1

Изменения представленности разных блоков СУД в группах испытуемых за время эксперимента

Блоки СУД

Группы

1-я

2-я

3-я

Успешная

Неуспешная

Успешная

Неуспешная

Успешная

Неуспешная

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

Личн.мотив

Ед.

6

6

4

6

4

5

5

6

4

6

6

5

%

100

100

67

100

67

83

83

100

67

100

100

83

Информац.

Ед.

3

4

4

4

4

4

1

4

3

4

2

2

%

75

100

100

100

100

100

25

100

75

100

50

50

Деятельн.

Ед.

8

И

6

12

10

12

10

11

10

11

6

12

%

67

92

50

100

83

100

83

92

83

92

50

100

Общие цели

Ед.

17

21

14

22

18

21

16

21

17

21

14

19

%

77

95

64

100

87

95

73

95

77

95

64

86

 

Что предполагалась в начале эксперимента — значительная часть времени была потрачена на изучение личностных особенностей и создания СУД, — но и слабо связаны с ними, может наталкивать на несколько предположений. Натуральные показатели рассматриваемого параметра увеличились на 33 %, в то время как показатели других характеристик всего на 10–20 %, что обусловило некоторую «оторванность» от общей группы. С другой стороны представляется возможным предположить некоторую «самостоятельность» данного фактора, обусловленную его психологической природой: в юношеском возрасте только начинает формироваться самосознание человека. Вместе с тем, связь между знаниями о своих стилевых особенностях (ЗСИ) и уровнем развития самоконтроля (СК) является наиболее логичной и объяснимой.

Также необходимо отметить более тесные в конце эксперимента связи между характеристиками СУД и знаниями программными и внепрограммными, что позволяет предположить тенденцию к их развитию.

В оптимальных моделях системы учебной деятельности было просчитано число связей между её характеристиками до и после эксперимента. Эти показатели были сопоставлены с аналогичными величинами всех остальных подгрупп, а сумма отклонений была рассмотрена с точки зрения понятия компенсации. (Таблицы 2, 3). Некоторые различия в числе связей в структурограмме в табличных величинах обусловлены тем, что в структурограмме отражены только высокозначимые связи.

Таблица 2

Величины отклонений числа связей между характеристиками СУД до эксперимента

Блоки

Характеристики

Число связей в оптимальной модели

1 группа

2 группа

3 группа

успешные

Неуспешные

успешные

Неуспешные

успешные

Неуспешные

1.

УП

СМ

ЭС

Т

РН

нп

5

2

2

2

5

1

2

—1

—2

—2

1

1

1

—1

0

—1

2

0

1

0

—1

—1

2

2

3

—1

—2

—1

2

0

2

0

4

0

2

2

2

—1

—3

—2

0

0

2.

зя

зп

зв

зси

1

4

6

6

-2

0

—1

3

-1

1

—2

0

-2

2

—1

0

1

3

—3

3

1

1

—3

—1

1

3

—1

2

3.

он

тчк

СР

РМ

гм

пз

км

пв

го

ку

КмУ

ск

4

2

5

3

5

5

6

3

7

5

3

2

0

2

0

—5

—2

2

0

—1

1

4

—2

2

-2

1

1

—1

1

2

2

0

1

1

1

2

-1

0

1

—1

—2

2

—4

—2

1

—1

—3

0

-1

1

1

—3

—1

0

0

—2

2

2

0

2

-1

1

—1

—4

—1

—2

2

—1

2

—1

1

1

0

2

—1

—2

1

0

1

0

4

4

—2

2

Е общая

0

8

-8

6

-4

10

Е1

-1

1

1

1

2

-4

Е2

0

-2

-1

4

-2

5

Е3

1

9

-10

1

-4

9

Примечания: Е общая — сумма всех отклонений, Е1 — сумма отклонений величин личностно-мотивационного блока, Е2 — сумма отклонений величин информационного блока, Е3 — сумма отклонений величин деятельностного блока.

 

С точки зрения компенсаторных возможностей системы СУД самой значимой табличной характеристикой является Е общая. Данная характеристика показывает, насколько сбалансированы величины положительных и отрицательных отклонений, где положительные отклонения говорят о меньшем числе связей, чем в «идеале», а отрицательные — о большем. Таким образом, чем меньше величина «Е общая», тем больше проявлены компенсаторные возможности системы: характеристики, имеющие отрицательные отклонения, компенсируют недостаточное развитие характеристик, имеющих положительные отклонения.

То есть, положительные отклонения свидетельствуют о том, что характеристика имеет меньший вес в структуре, и, следовательно, меньше развита, чем в оптимальной модели, а отрицательные — о большем развитии и о большем весе в структуре СУД.

Таблица 3

Величины отклонений числа связей между характеристиками СУД после эксперимента

Блоки

Характеристики

Число связей в оптимальной модели

1 группа

2 группа

3 группа

успешные

Неуспешные

успешные

Неуспешные

успешные

Неуспешные

1.

УП

СМ

ЭС

Т

РН

5

3

3

2

3

0

0

1

—2

—1

0

—2

—3

—1

—1

0

1

3

0

0

-1

0

1

0

1

0

2

0

2

—1

-2

1

2

2

1

2.

зя

зп

зв

зси

3

3

2

3

2

1

0

1

-2

—2

2

2

1

1

—1

0

-1

—2

—2

—1

0

4

1

1

3

2

2

1

3.

он

тчк

СР

РМ

гм

км

пв

ПУ

ку

КмУ

3

2

2

2

3

4

4

2

5

5

0

2

0

0

—1

—1

0

—3

1

0

-1

0

1

0

—1

—1

1

1

3

0

0

—2

—1

—1

2

2

—1

0

2

—1

1

0

2

1

—2

—2

3

0

1

2

-2

—1

—1

00

04

10

0

—1

—3

1

1

1

0

0

0

2

—1

2

2

Е общая

-5

-1

2

0

-1

19

Е1

-3

-8

4

0

4

4

Е2

2

0

-1

-6

-2

7

Е3

-4

1

-1

6

-3

8

Примечания: Е общая — сумма всех отклонений, Е1 — сумма отклонений величин личностно-мотивационного блока, Е2 — сумма отклонений величин информационного блока, Е3 — сумма отклонений величин деятельностного блока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle