Библиографическое описание:

Кузнецова Т. И. Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих социальных работников // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 639-641.

Молодёжь, как показывает социальная практика, является одной из уязвимых категорией населения вообще и из-за трансформаций, происходящих в социально-экономической и политической сферах современной России, в частности. Неопределённость роли и места в жизни общества современной молодёжи связано, с одной стороны, с нахождением данной возрастной категории в начале пути активной социализации, а с другой, — с потенциальной маргинализацией, отягощенной безработицей, алкоголизацией и наркотизацией, преступностью.

Ключевые слова: социализация, социальные проблемы молодёжи, социальная работа, социальная помощь и поддержка молодежи.

Youth, as the shows social practice, is a vulnerable category in general, and because of transformations taking place in the socio-economic and political spheres of modern Russia, in particular. Uncertainty of the role and place in society of modern youth is associated, on the one hand, the finding that age group in the way beginning of the active socialization, and on the other — with the potential marginalization aggravated by by unemployment, alcoholism and narcotics, crime.

Keywords:socializationsocial problems of youth, social work, Social assistance and support for young people.

 

Преобразования, происходящие в нашей стране последние десятилетия в различных сферах, не дают возможности точно определить роль и место молодёжи в жизни общества. С одной стороны, молодёжь — активная и инициативная, особая социально-демографической группа, с другой, — молодые люди находятся в начале пути процесса социальной адаптации, когда происходит приобщение к культуре, образованию, экономике, а также формирование ценностных ориентаций. В связи с обозначенной неопределенностью молодёжь является одной из самых незащищённых категорией граждан, основная цель работы с которой состоит в необходимости помочь молодёжи перейти из статуса пассивного объекта общественной жизни в статус активного субъекта.

К категории «молодёжь» относятся люди в возрасте 14–30 лет. Именно этот возрастной период является стадией активной социализации. Социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни» [2]. Социализация молодёжи происходит в условиях неопределенности существующей практически во всех сферах жизнедеятельности общества, что напрямую связано с многообразием существующих ценностей. Молодёжь, в силу своего особого социального статуса и присущих ей особенностей психологического характера может оказаться жертвой социализации, не сумев самостоятельно преодолеть трудности и решить задачи, поставленные перед ней.

В процессе социализации молодёжи возникает ряд характерных для данной категории проблем — отсутствие трудовой занятости, алкоголизация и наркотизация, преступное поведение и пр. Проблема отсутствия трудовой занятости (безработицы) обусловлена тем, что молодёжь мало востребована на рынке труда в связи с отсутствием опыта работы. 11,9 % молодежи в возрасте от 15 до 19 лет, 48,4 % — от 20 до 24 лет, 22,3 % — от 25 до 29 лет — не имеют опыта работы. Кроме того, квалификация выпускников не соответствует требованиям работодателей, отсутствуют необходимые навыки. По данным Росстата безработица среди молодёжи в нашей стране достигает 30 %. 73 % безработных ищут работу самостоятельно, не прибегая к помощи служб занятости [3]. В этих условиях социальная работа с молодежью в сфере трудовой занятости приобретает особую актуальность. Специалист по социальной работе может активно способствовать трудоустройству через взаимодействие с центрами занятости населения, кадровыми агентствами, привлекая молодёжь к программам повышения квалификации и переквалификации, ориентируясь на запросы рынка труда. Помощь социального работника в содействии трудоустройству молодых людей очень важна, так как безработица может привести к асоциальному образу жизни и таким явлениям как наркомания, алкоголизм, проституция и преступность в молодёжной среде.

Алкоголизация и наркотизация молодёжи одна из самых актуальных проблем современного общества. Главной причиной употребления психоактивных веществ становится духовная бедность человека, отсутствие адекватных ценностно-смысловых ориентиров, благоприятного опыта в сфере социально-полезной деятельности и досуга. Молодёжь приобщается к алкоголю и наркотикам от отсутствия возможности удовлетворения потребности в контактах с другими людьми и самореализации в значимых сферах жизни общества. Именно поэтому приоритетными направлениями государственной молодёжной политики являются: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества [4]. Социальный работник в рамках реализации этой стратегии может организовать профилактическое пространство, создавая социально-поддерживающую среду через привлечение к социально-полезной деятельности, например волонтёрской и проектной, формируя культуру позитивного и конструктивного общения и времяпрепровождения. Если не осуществлять вышеперечисленные методы социальной работы с молодёжью мы можем столкнуться ещё с одной не маловажной и распространённой проблемой — преступность в молодёжной среде, которая составляет 50–60 % [5] от общей доли криминальной статистики. Значимым направлением социальной работы с молодежью является социальная профилактика отклоняющегося и преступного поведения. Преступность в молодёжной среде активно растёт, что связано с социально-экономическими трансформациями, происходящими в нашей стране. Социальная работа способна минимизировать риски, которые за собой влечёт социальная нестабильность в нашем обществе через всестороннее оказание помощи и поддержки молодёжи, т. к. именно на социальную работу возложены эти функции. Специалист социальной сферы, при необходимости, должен выполнять посредническую функцию, между молодым человеком, нуждающимся в оказании помощи (медицинской, психологической, правовой, консультативной) и специалистом, который компетентен в предоставлении запрашиваемого вида помощи (врач, психолог, юрист, консультант и пр.). Осознание этого привело к тому, что одним из направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи является «Социализация молодёжи, нуждающейся в особой защите государства», которое ориентированно на социализацию молодых людей, употребляющих психоактивные вещества; молодых людей, находящихся в конфликте с законом, а также подготовку специалистов для работы с данной категорией молодых людей [5].

Для того, что бы обеспечить эффективную социальную работу с молодёжью необходимо подготовить компетентного специалиста, способного решать ряд сложнейших задач ставящихся перед ним. Тем самым повышаются требования к уровню подготовки будущих социальных работников в вузе.

В первую очередь, специалист социально-гуманитарного профиля должен обладать «просоциальными, гуманистическими ценностными ориентациями, развитой рефлексией и адаптивными (конструктивными) способами психологической защиты как минимально необходимыми профессиональными характеристиками» [1, с. 176] необходимыми для работы с молодёжью. Данные характеристики специалиста социальной сферы формируются и развиваются в период обучения в вузе.

Формирование представлений об особенностях социальной работы с молодёжью происходит в процессе лекционных и семинарских занятий, проведения круглых столов и дискуссий по таким дисциплинам как: «Содержание и технологии социальной работы с подростками и молодежью», «Конфликтология в социальной работе», «Гендерология и феминология», «Социальная работа в кризисных ситуациях», «Досуговая деятельность в социальной работе», «Социальная защита и социальное обслуживание населения», «Социально-правовая защита граждан», «Этические основы социальной работы». Все вышеперечисленные дисциплины объясняют причины особого статуса молодёжи в современном обществе и обуславливает наличие характерных для неё проблем. Они направлены на поиск путей решения задач стоящих перед современной молодёжью с помощью инновационных методов и технологий учитывающих социально-психологические особенности данной возрастной группы.

Кроме того, в процессе профессиональной подготовке в вузе, будущим социальным работникам предоставляется возможность прохождения производственных практик, в результате которых «формируются профессиональные компетенции и позитивное отношение к выбранной профессиональной сфере, принятие системы профессиональных ценностей» [6, с. 62], а так же получение опыта взаимодействия с объектами профессиональной деятельности.

Таким образом, социальная работа с молодежью — специфический вид профессиональной деятельности, направленный на улучшение качества жизни молодых людей, оказание помощи и поддержки нуждаемся представителям молодёжи, так как взаимодействие с молодежью является важнейшей составляющей содержания профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Вуз как социализирующая среда формирует и развивает систему необходимых личностных и профессиональных качеств будущего специалиста. Все необходимые теоретические знания, умения, навыки, а также первичный практический опыт взаимодействия с молодёжью будущий социальный работник получает в процессе профессиональной подготовке в вузе.

 

Литература:

 

1.                  Завражнов В. В., Щелина Т. Т. Профессиональное самоопределение будущих педагогов-психологов: психолого-педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 2. — С. 175–177

2.                  Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

3.                  Занятость и безработица в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/36.htm (дата обращения: 1.03.2015)

4.                  Стратегия государственной молодёжной политики в РФ до 2016 года [Электронный ресурс]. URL: pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc (дата обращения: 1.03.2015)

5.                  Федеральное агентство по делам молодёжи [Электронный ресурс]. URL:http://www.fadm.gov.ru/agency/reports/733/ (дата обращения: 1.03.2015)

6.                  Щелина Т. Т., Кузнецова Т. И., Максимова Н. Ю. Производственная практика как условие профессионального становления студентов социально-гуманитарного профиля // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12–4 (40). — С. 60–63

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle