Библиографическое описание:

Власова Т. С., Сунгатуллин Р. И., Закирова Н. М. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 441-443.

По данным статистики 60 % детского населения к шести годам жизни страдает хроническими болезнями, а к восемнадцати годам эта цифра уже приближается к 100 % отметке. Поэтому с каждым годом всё большее число студентов направляется врачами для занятий физической культуры в специальные медицинские группы.

В каждом вузе студенты, имеющие отклонения в здоровье, занимаются физической культурой по определённой программе, где должны решаться задачи не только учебно-педагогического плана, но и физического оздоровления, т. е. в определённом смысле, эти занятия должны выполнять функцию восстановления организма и служить подготовительным этапом адаптации к двигательным режимам, диктуемым жизнью.

Нужно отметить, что для студентов специальной медицинской группы важно не только создать оптимальный двигательный режим за счёт использования разнообразных комплексов и оздоровительных методик, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями за счёт обоснования необходимости поиска и оптимального использования всего арсенала средств самооздоровления организма.

На наш взгляд, именно на занятиях физической культуры, которые должны проводиться в форме практико-методических, студенты должны получать исчерпывающую информацию о методах и средствах оздоровления, учиться вычленять из этого многообразия то, что будет оптимально соответствовать уровню его здоровья, реально оценивать свои возможности и возможности своего организма. Занимающиеся должны твёрдо усвоить, что нет абсолютно универсальных систем и методик оздоровления, — все они нуждаются в определённой корректировке и адаптации под каждого конкретного человека, т. к. нельзя бездумно экспериментировать над своим организмом, следуя новомодным «панацеям».

Поэтому перед каждой кафедрой физической культуры, в том числе и перед нашей стоит задача обеспечить студентов соответствующей методической литературой, адаптированной к специфике вуза, научить молодых людей ориентироваться в информационном потоке, адекватно оценивать состояние своего здоровья, потребности и резервы организма, формировать убеждения в том, что сохранение здоровья — не лёгкий труд, а в широком смысле — это каждодневная победа над самим собой.

Для студентов Вузов свойственна работа, связанная с напряжением внимания, зрения, интенсивной умственной деятельностью и малой подвижностью. А тем из них, кто имеет какие-либо ограничения в состоянии здоровья, в частности — студенты специальной медицинской группы, в большей степени подвержены последствиям интенсификации образовательного процесса.

Одна из важнейших задач процесса физического воспитания в вузе — формирование сознательного отношения студентов к своему здоровью, развитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, формирование уверенности в своих силах и возможность преодолевать значительные физические нагрузки, особенно в условиях повышенной нервно-эмоциональной и психической напряженности.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе. Как показали опросы, в подавляющем большинстве студенты положительно относятся к данному виду деятельности и не отрицают необходимости занятий физической культурой, но на этом фоне выявлен относительно низкий уровень мотивации непосредственно к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса. Из мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой студентами были выделены те, цель которых тесно связана с сущностью физической культуры: укрепление здоровья, коррекция телосложения, снятия нервного напряжения, активный отдых и другое. Никто из опрошенных, понимая позитивность влияния физической культуры на жизнь человека в целом, не отрицал необходимости таких занятий. Но, тем не менее, 30 % студентов приводили те или иные мотивы «пассивности», «неучастия», большинство из которых носило характер «ситуационных»: не хватает времени, лень, не могу себя заставить, нет условий, далеко живу и другое.

Что касается занятий физической культуры непосредственно в вузе, то многие студенты (20 %) посещают занятия, чтобы получить зачет, и стараются не пропускать их (60 %) только из-за возможности административных санкций.

Такое отношение, на наш взгляд, складывается во многом из-за недопонимания студентами целей и задач физического воспитания в вузе. Учебное занятие- это не секция по спортивным интересам и не альтернатива фитнес- клубу, но в то же время особенности предмета позволяют, в определенной мере, учитывать интересы и склонности занимающихся при планировании учебных занятий, естественно, в соответствии с состоянием материально- спортивной базы учебных заведений.

Необходимо до сознания студента довести четко сформулированную мысль о том, что целью практических и практико-методических занятий по физической культуре в вузе является не только повышение уровня физической подготовленности и физического развития занимающихся, поскольку понятно, что за количество часов, отводимых на физическую культуру в рамках учебной программы, сложно достичь значительных изменений этих двух показателей. Задача преподавания гораздо шире. Важно дать студентам максимально полный объем информации о средствах и методах физической культуры, о том, как и для чего они используются, каких результатов позволяют достичь, как их можно корректировать и создавать алгоритмы для индивидуальных занятий, естественно все это закрепляя практическими навыками. Иными словами, необходимо удовлетворить потребность молодых людей в получении социально значимой информации, научить ею оперировать в соответствии с собственными интересами и склонностями в области физической культуры и спорта.

Таким образом, наряду с реализацией целого комплекса задач физического воспитания в вузе, мы должны делать определенный акцент и на обучающе-информационной стороне занятий. Такой подход, как показывает практика, с одной стороны, требует высокой квалификационной подготовки преподавателей, с другой,- дает реальную возможность поднять статус занятий физической культурой в вузе, что, в свою очередь, позволит выйти на позитивные изменения мотивации студентов к таким занятиям.

Исходя из нашего опыта работы на занятиях физической культуры со студентами, отнесённые к специальной медицинской группе, мы часто используем упражнения по системе Йозефа Пилатеса, которые состоят из плавных неспешных движений, чем-то напоминающих танцевальные па и направлены на растяжение, укрепление нервно-мышечной системы и достижение согласованной работы всех частей тела. Причём, задействованы не только крупные поверхностные мышцы, но и мелкие глубокие, до которых обычными силовыми упражнениями не «добраться». Именно внутренние мышечные слои являются опорой для позвоночника и суставов. От их состояния зависит гармоничное развитие тела и то, насколько стойким окажется результат. В отличие от других занятий в пилатесе такие показатели, как количество подходов и повторов, не столь важны. Делая любое движение, студент должен понимать, что происходит в этот момент в его организме. Данная программа подходит абсолютно любому студенту.

Прежде, чем приступить к занятиям, нужно изучить основные принципы системы Пилатес. Без этого невозможно добиться по-настоящему хороших результатов.

Ключевым моментом в занятиях по Пилатесу является дыхание, чем больше кислорода поступает в мышцы, тем лучше они работают. Поэтому студенту нужно следить за тем, чтобы его дыхание было максимально глубоким и постоянным. Нужно наполнить лёгкие до предела воздухом и также до конца их освободить. Результаты данных наблюдений свидетельствуют о заметном улучшении состояния дыхательной системы у студентов, что в свою очередь помогает им концентрироваться, контролировать свои движения, увеличивать силу и гибкость на занятиях физической культуры, а также повысить сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Все упражнения разработаны на научной основе и состоят из трех фаз: сначала мышцы растягиваются, затем укрепляются, наконец, снова растягиваются.

Также на занятиях со специальной медицинской группой мы включаем элементы китайской гимнастики Цигун — «энергетический поток». Комплекс состоит из пятнадцати упражнений и рассчитан на студентов не имеющих большой физической подготовленности. Редкие упражнения из комплекса, которые противопоказаны при некоторых диагнозах (прим.: «скручивание» при сколиозе, «сотрясение» тела при нефроптозе и т. п.), заменялись преподавателем на более подходящие. Элементы китайской оздоровительной гимнастики использовались в течение одного семестра 2–3 раза в месяц на занятиях у студентов I-III курсов. В последствие было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовало 52 студента, занимающихся на I-III курсах (38 девушек и 14 юношей). На вопрос: «Как часто вы хотели-бы заниматься восточной оздоровительной гимнастикой на занятиях?» «Регулярно — ответили 72 % девушек и 28 % юношей. «Изредка» — ответ 18 % девушек и 26 % юношей. Не проявили интереса к упражнениям — 10 % девушек и 36 % юношей. Наиболее удобным временем для занятий физической культурой, по мнению студентов, является 2 и 3 пары — 10 и 12 часов дня (60 %)

Среди причин, не позволяющих полностью заниматься физической культурой, были названы: «неудобное расписание» — 61 %, «нехватка времени из-за учёбы (работы)» — 12 %, «лень» — 13 % и «сон вместо физкультуры» выбрали 14 % респондентов.

43 % анкетируемых отметили, что занятия элементами цигун — «это необычная форма проведения физической культуры», «могут быть полезны для здоровья» — считают 57 % опрошенных (из них 54 % — девушки). Ни один из студентов не выбрал ответ: «Подобные занятия мне не интересны». Таким образом, можно сделать вывод, что периодически включая в занятие малоинтенсивные, эмоциональные упражнения, такие, как «энергетический поток», мы оптимально подготовим студентов относящихся к специальной медицинской группе к последующим учебным занятиям Подобные упражнения помогут плавно подготовить к физической и умственной работе.

Мы считаем, что подобные занятия периодически могут использоваться как альтернатива традиционным формам физической культуры как в школах и вузах, так и на производстве.

Функциональные нарушения осанки и сколиотическая болезнь достаточно распространены среди студентов относящиеся к специальной медицинской группе. В этом случае преподаватель и студенты вместе решают как минимум три задачи: мобилизация позвоночника, его коррекция и стабилизация достигнутой коррекции. Упражнения с фитнес мячом позволяют эмоционально и целенаправленно использовать его при формировании осанки и коррекции ее отклонения.

Как показала практика, физические упражнения на больших мячах заставляют студента постоянно корректировать свое тело для устойчивости в пространстве, совершенствовать чувство координации. Мягкость фитбола исключает резкие реакции опоры на позвоночник и его мышечно-связочный аппарат, создавая щадящие режимы его функционирования даже при прыжках на мячах. Занятия с фитболом определенно вносят эмоциональную окраску при выполнении физических упражнений. Студенты с огромным желанием занимаются физическими упражнениями на мячах.

Правильно подобранные упражнения и объяснения преподавателем техники выполнения способствуют развитию гибкости, силы, выносливости, укрепляют весь мышечный корсет как позвоночника, так и опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в ходе проведенного исследования подтверждается важность использования различных оздоравливающих методик как средство формирования активно-положительного отношения студентов к занятиям физической культуры. А совершенствованию профессионально-педагогической деятельности подлежат профессиональные знания, непрерывность пополнения которых будет способствовать преподавателю создавать и применять в практике работы со студентами новые технологии обучения, творчески подходить к собственному опыту, быть на уровне требований к педагогам современной высшей школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle