Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Власова, Т. С. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов в вузе / Т. С. Власова, Р. И. Сунгатуллин, Н. М. Закирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16031/ (дата обращения: 25.04.2024).

По данным статистики 60 % детского населения к шести годам жизни страдает хроническими болезнями, а к восемнадцати годам эта цифра уже приближается к 100 % отметке. Поэтому с каждым годом всё большее число студентов направляется врачами для занятий физической культуры в специальные медицинские группы.

В каждом вузе студенты, имеющие отклонения в здоровье, занимаются физической культурой по определённой программе, где должны решаться задачи не только учебно-педагогического плана, но и физического оздоровления, т. е. в определённом смысле, эти занятия должны выполнять функцию восстановления организма и служить подготовительным этапом адаптации к двигательным режимам, диктуемым жизнью.

Нужно отметить, что для студентов специальной медицинской группы важно не только создать оптимальный двигательный режим за счёт использования разнообразных комплексов и оздоровительных методик, но и сформировать у них потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями за счёт обоснования необходимости поиска и оптимального использования всего арсенала средств самооздоровления организма.

На наш взгляд, именно на занятиях физической культуры, которые должны проводиться в форме практико-методических, студенты должны получать исчерпывающую информацию о методах и средствах оздоровления, учиться вычленять из этого многообразия то, что будет оптимально соответствовать уровню его здоровья, реально оценивать свои возможности и возможности своего организма. Занимающиеся должны твёрдо усвоить, что нет абсолютно универсальных систем и методик оздоровления, — все они нуждаются в определённой корректировке и адаптации под каждого конкретного человека, т. к. нельзя бездумно экспериментировать над своим организмом, следуя новомодным «панацеям».

Поэтому перед каждой кафедрой физической культуры, в том числе и перед нашей стоит задача обеспечить студентов соответствующей методической литературой, адаптированной к специфике вуза, научить молодых людей ориентироваться в информационном потоке, адекватно оценивать состояние своего здоровья, потребности и резервы организма, формировать убеждения в том, что сохранение здоровья — не лёгкий труд, а в широком смысле — это каждодневная победа над самим собой.

Для студентов Вузов свойственна работа, связанная с напряжением внимания, зрения, интенсивной умственной деятельностью и малой подвижностью. А тем из них, кто имеет какие-либо ограничения в состоянии здоровья, в частности — студенты специальной медицинской группы, в большей степени подвержены последствиям интенсификации образовательного процесса.

Одна из важнейших задач процесса физического воспитания в вузе — формирование сознательного отношения студентов к своему здоровью, развитие потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, формирование уверенности в своих силах и возможность преодолевать значительные физические нагрузки, особенно в условиях повышенной нервно-эмоциональной и психической напряженности.

Слабая мотивация у студентов к занятиям физической культуры в вузе — одна из проблем физического воспитания в высшей школе. Как показали опросы, в подавляющем большинстве студенты положительно относятся к данному виду деятельности и не отрицают необходимости занятий физической культурой, но на этом фоне выявлен относительно низкий уровень мотивации непосредственно к занятиям физической культурой в рамках учебного процесса. Из мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой студентами были выделены те, цель которых тесно связана с сущностью физической культуры: укрепление здоровья, коррекция телосложения, снятия нервного напряжения, активный отдых и другое. Никто из опрошенных, понимая позитивность влияния физической культуры на жизнь человека в целом, не отрицал необходимости таких занятий. Но, тем не менее, 30 % студентов приводили те или иные мотивы «пассивности», «неучастия», большинство из которых носило характер «ситуационных»: не хватает времени, лень, не могу себя заставить, нет условий, далеко живу и другое.

Что касается занятий физической культуры непосредственно в вузе, то многие студенты (20 %) посещают занятия, чтобы получить зачет, и стараются не пропускать их (60 %) только из-за возможности административных санкций.

Такое отношение, на наш взгляд, складывается во многом из-за недопонимания студентами целей и задач физического воспитания в вузе. Учебное занятие- это не секция по спортивным интересам и не альтернатива фитнес- клубу, но в то же время особенности предмета позволяют, в определенной мере, учитывать интересы и склонности занимающихся при планировании учебных занятий, естественно, в соответствии с состоянием материально- спортивной базы учебных заведений.

Необходимо до сознания студента довести четко сформулированную мысль о том, что целью практических и практико-методических занятий по физической культуре в вузе является не только повышение уровня физической подготовленности и физического развития занимающихся, поскольку понятно, что за количество часов, отводимых на физическую культуру в рамках учебной программы, сложно достичь значительных изменений этих двух показателей. Задача преподавания гораздо шире. Важно дать студентам максимально полный объем информации о средствах и методах физической культуры, о том, как и для чего они используются, каких результатов позволяют достичь, как их можно корректировать и создавать алгоритмы для индивидуальных занятий, естественно все это закрепляя практическими навыками. Иными словами, необходимо удовлетворить потребность молодых людей в получении социально значимой информации, научить ею оперировать в соответствии с собственными интересами и склонностями в области физической культуры и спорта.

Таким образом, наряду с реализацией целого комплекса задач физического воспитания в вузе, мы должны делать определенный акцент и на обучающе-информационной стороне занятий. Такой подход, как показывает практика, с одной стороны, требует высокой квалификационной подготовки преподавателей, с другой,- дает реальную возможность поднять статус занятий физической культурой в вузе, что, в свою очередь, позволит выйти на позитивные изменения мотивации студентов к таким занятиям.

Исходя из нашего опыта работы на занятиях физической культуры со студентами, отнесённые к специальной медицинской группе, мы часто используем упражнения по системе Йозефа Пилатеса, которые состоят из плавных неспешных движений, чем-то напоминающих танцевальные па и направлены на растяжение, укрепление нервно-мышечной системы и достижение согласованной работы всех частей тела. Причём, задействованы не только крупные поверхностные мышцы, но и мелкие глубокие, до которых обычными силовыми упражнениями не «добраться». Именно внутренние мышечные слои являются опорой для позвоночника и суставов. От их состояния зависит гармоничное развитие тела и то, насколько стойким окажется результат. В отличие от других занятий в пилатесе такие показатели, как количество подходов и повторов, не столь важны. Делая любое движение, студент должен понимать, что происходит в этот момент в его организме. Данная программа подходит абсолютно любому студенту.

Прежде, чем приступить к занятиям, нужно изучить основные принципы системы Пилатес. Без этого невозможно добиться по-настоящему хороших результатов.

Ключевым моментом в занятиях по Пилатесу является дыхание, чем больше кислорода поступает в мышцы, тем лучше они работают. Поэтому студенту нужно следить за тем, чтобы его дыхание было максимально глубоким и постоянным. Нужно наполнить лёгкие до предела воздухом и также до конца их освободить. Результаты данных наблюдений свидетельствуют о заметном улучшении состояния дыхательной системы у студентов, что в свою очередь помогает им концентрироваться, контролировать свои движения, увеличивать силу и гибкость на занятиях физической культуры, а также повысить сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Все упражнения разработаны на научной основе и состоят из трех фаз: сначала мышцы растягиваются, затем укрепляются, наконец, снова растягиваются.

Также на занятиях со специальной медицинской группой мы включаем элементы китайской гимнастики Цигун — «энергетический поток». Комплекс состоит из пятнадцати упражнений и рассчитан на студентов не имеющих большой физической подготовленности. Редкие упражнения из комплекса, которые противопоказаны при некоторых диагнозах (прим.: «скручивание» при сколиозе, «сотрясение» тела при нефроптозе и т. п.), заменялись преподавателем на более подходящие. Элементы китайской оздоровительной гимнастики использовались в течение одного семестра 2–3 раза в месяц на занятиях у студентов I-III курсов. В последствие было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовало 52 студента, занимающихся на I-III курсах (38 девушек и 14 юношей). На вопрос: «Как часто вы хотели-бы заниматься восточной оздоровительной гимнастикой на занятиях?» «Регулярно — ответили 72 % девушек и 28 % юношей. «Изредка» — ответ 18 % девушек и 26 % юношей. Не проявили интереса к упражнениям — 10 % девушек и 36 % юношей. Наиболее удобным временем для занятий физической культурой, по мнению студентов, является 2 и 3 пары — 10 и 12 часов дня (60 %)

Среди причин, не позволяющих полностью заниматься физической культурой, были названы: «неудобное расписание» — 61 %, «нехватка времени из-за учёбы (работы)» — 12 %, «лень» — 13 % и «сон вместо физкультуры» выбрали 14 % респондентов.

43 % анкетируемых отметили, что занятия элементами цигун — «это необычная форма проведения физической культуры», «могут быть полезны для здоровья» — считают 57 % опрошенных (из них 54 % — девушки). Ни один из студентов не выбрал ответ: «Подобные занятия мне не интересны». Таким образом, можно сделать вывод, что периодически включая в занятие малоинтенсивные, эмоциональные упражнения, такие, как «энергетический поток», мы оптимально подготовим студентов относящихся к специальной медицинской группе к последующим учебным занятиям Подобные упражнения помогут плавно подготовить к физической и умственной работе.

Мы считаем, что подобные занятия периодически могут использоваться как альтернатива традиционным формам физической культуры как в школах и вузах, так и на производстве.

Функциональные нарушения осанки и сколиотическая болезнь достаточно распространены среди студентов относящиеся к специальной медицинской группе. В этом случае преподаватель и студенты вместе решают как минимум три задачи: мобилизация позвоночника, его коррекция и стабилизация достигнутой коррекции. Упражнения с фитнес мячом позволяют эмоционально и целенаправленно использовать его при формировании осанки и коррекции ее отклонения.

Как показала практика, физические упражнения на больших мячах заставляют студента постоянно корректировать свое тело для устойчивости в пространстве, совершенствовать чувство координации. Мягкость фитбола исключает резкие реакции опоры на позвоночник и его мышечно-связочный аппарат, создавая щадящие режимы его функционирования даже при прыжках на мячах. Занятия с фитболом определенно вносят эмоциональную окраску при выполнении физических упражнений. Студенты с огромным желанием занимаются физическими упражнениями на мячах.

Правильно подобранные упражнения и объяснения преподавателем техники выполнения способствуют развитию гибкости, силы, выносливости, укрепляют весь мышечный корсет как позвоночника, так и опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в ходе проведенного исследования подтверждается важность использования различных оздоравливающих методик как средство формирования активно-положительного отношения студентов к занятиям физической культуры. А совершенствованию профессионально-педагогической деятельности подлежат профессиональные знания, непрерывность пополнения которых будет способствовать преподавателю создавать и применять в практике работы со студентами новые технологии обучения, творчески подходить к собственному опыту, быть на уровне требований к педагогам современной высшей школы.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, студент, специальная медицинская группа, упражнение, I-III, физическое воспитание, вуз, девушка, физическая подготовленность.


Похожие статьи

Особенности занятий физической культурой со студентами...

Основные термины (генерируются автоматически): специальная медицинская группа, физическая культура, балл, занятие, состояние здоровья, студент

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших школьников и студентов вузов.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Основные термины (генерируются автоматически): общая выносливость, физическая культура, III, метод развития, упражнение

Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ.

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы. Организация игр и игровых занятий по физической культуре. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

6) физическая подготовленность оценивалась по следующим физическим качествам

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Похожие статьи

Особенности занятий физической культурой со студентами...

Основные термины (генерируются автоматически): специальная медицинская группа, физическая культура, балл, занятие, состояние здоровья, студент

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Нормативы по физической подготовленности студентов вузов

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Мотивация занятия спортом как фактор повышения физической подготовленности старших школьников и студентов вузов.

Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация...

курс, физическая культура, физическое воспитание, физическое здоровье, студент, спорт, занятие, вуз, занятие спортом, здоровый образ жизни.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Основные термины (генерируются автоматически): общая выносливость, физическая культура, III, метод развития, упражнение

Сознательная активность и формирование интереса к занятиям физической культурой студентов специальной медицинской группы в ДВФУ.

Особенности проведения занятий по физической культуре со...

Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы. Организация игр и игровых занятий по физической культуре. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

6) физическая подготовленность оценивалась по следующим физическим качествам

Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов. Философский взгляд на физическое воспитание в современной России.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Задать вопрос