Библиографическое описание:

Алешкина О. В. Формирование жизненных стратегий у учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 430-432.

Данная статья посвящена особенностям формирования жизненных стратегий учащихся.

Ключевые слова: стратегии, адаптация.

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что школьное образование сегодня переориентировано на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили.

Предмет исследования — жизненные стратегии.

Объект исследования — формирование жизненных стратегий у учащихся.

Цель исследования — рассмотреть особенности формирования жизненных стратегий у учащихся.

Главная цель образования сегодня — формирование человека не только знающего и умеющего, но и демонстрирующего эффективное поведение в различных областях жизнедеятельности. Современная школа должна не только научить, дать ученику академические знания, но и воспитать человека успешного, т. е. компетентного.

Под жизненной стратегией понимается выбор перспективы развития и прохождения своего жизненного пути, осуществляемый по индивидуальной технологии, направленный на благополучие, успех и самореализацию.

В основе построения жизненных стратегий развития лежит естественное стремление человека к самореализации. Самореализация (самоактуализация) личности — это духовная потребность человека в проявлении собственного внутреннего потенциала.

Стратегия жизни разных школьников состоит в том, что одному удается сразу определить свою основную жизненную линию, другой первоначально может видеть несколько перспектив, направлений своей самореализации и хочет сначала попробовать себя в разных сферах, а затем уже выбрать главное направление. Именно поэтому современная школа должна предоставить ученику как можно больше площадок для самовыражения.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н. Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н. Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

1)      cтратегия успешной внешней адаптации;

2)      cтратегия эффективной внутренней адаптации;

3)      cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы — страна, народ. И, наконец, третья стратегия — стратегия выживания — характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Процесс формирования жизненных стратегий связан с социализацией личности, которая включает в себя механизм идентификации (типизации) и индивидуализации. Механизм типизации связан с отнесением личности к референтным типам жизненных стратегий, сложившихся в данном социокультурном пространстве, а механизм индивидуализации придает стратегии жизни индивидуальный, неповторимый и уникальный облик, выражающий в целом своеобразие и качественную определенность личности. Доминирование механизма типизации над индивидуализацией может привести к формированию конформной модели жизненной стратегии, когда личность подчиняет свои интересы, жизненные цели и ценности общественным интересам и идеалам. Доминирование механизма индивидуализации над типизацией рождает конфликтную модель жизненной стратегии, когда поведение человека не согласуется с общественными нормами, ожиданиями и представлениями. Сотрудничество механизмов типизации и индивидуализации приводит к появлению консенсусной модели жизненной стратегии, которая включает в себя сочетание индивидуальных и социальных целей, задач, ценностей, принципов и так далее. Таким образом, процессы модернизации, происходящие в современном обществе, активизируют механизм индивидуализации жизненных моделей, которые зависят от личных усилий, квалификации и социальной компетенции.

В современной школе предполагается, что ученик должен внимательно наблюдать весь комплекс действий, понимать логику рассуждений учителя и схватывать учебный материал, переводя во внутренний план данные знания, делая их индивидуальными формами представления, мышления и памяти.

Однако многие педагоги редко демонстрируют и очень слабо анализируют с детьми ход собственно учебной деятельности, а в отдельных областях знания это касается даже формирования предметных умений и навыков. Особенно там, где деятельность в большей степени реализуется во внутреннем плане действия и ее структуру трудно выделить.

Подобная ситуация складывается по многим предметам, в том числе и тех, где процесс деятельности строится на системе внешних действий. Например, на уроках изобразительного искусства часто можно столкнуться со следующей ситуацией: детям в начальной школе дают задание нарисовать осенний лист, не обучая тому, как это исполнять, какие действия и в какой последовательности осуществлять. Педагог обходится лишь общими словесными инструкциями в надежде на то, что они будут правильно восприняты, поняты и реализованы в практике.

Даже если опытный педагог отдельно показывает образцы деятельности, большинство приемов его работы остаются внешне заданными по отношению к внутренней структуре опыта ученика. Изучая правило, решая задачу, доказывая теорему, учитель в лучшем случае поступает следующим образом: показывает на собственном примере ход действий, комментируя отдельные этапы, которые, с его точки зрения, являются сложными для усвоения, забывая о том, что процесс познания и возникающие в его ходе трудности индивидуальны.

В разрабатываемой нами концепции «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» (ЦРПС) мы исходим из того, что личностно ориентированное обучение возможно лишь в том случае, если ученик осознанно и самостоятельно управляет учебной деятельностью.

Ведь чаще всего ребенок не успешен в обучении по следующим причинам: не понимает цели своей деятельности, не знает критериев достижения конечного результата, не представляет конкретных действий, которые следует осуществить (особенно это касается мыслительных операций); не имеет в предыдущем опыте сформированных в нужной степени действий и операций, не представляет хода своей деятельности как целостной структуры, не организует действия и операции в оптимальной последовательности, не проверяет свои действия в соответствии с критериями результата, не получает качественной и конструктивной обратной связи о своей учебной деятельности; не знает, что структуру собственного самоанализа возможно и полезно преобразовывать (развитие метарефлексии).

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо развивать покомпонентный анализ учебной деятельности, обеспечивающий рассмотрение того, как именно реализуются изначально целостные структуры деятельности (включающие наиболее важные взаимосвязи), которые обеспечивают эффективность реализации учения.

Средством формирования познавательной самостоятельности является целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников.

Развитие познавательных стратегий нацелено на формирование познавательного опыта школьников, который позволяет ученику самостоятельно решать не только учебные задачи, но и любые жизненные проблемы. Накопление познавательного опыта происходит в процессе овладения основными компонентами содержания образования: педагогически адаптированных систем знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Средством формирования познавательного опыта является познавательная стратегия, которая с одной стороны позволяет выявить индивидуальный познавательный маршрут ученика, а с другой обеспечить интеллектуальное развитие.

Воспитание активной жизненной позиции школьников, овладение ими способами конструирования собственной жизни, на наш взгляд, обязательная составляющая воспитательной системы современной школы, так как в настоящее время общество более всего характеризуется двумя признаками — неопределенность и изменчивость, и социализация наших выпускников проходит в принципиально иных условиях, чем социализация их родителей, да и сами родители не очень ясно представляют, какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми в будущем.

Среди факторов, оказывающих влияние на проектирование жизненных стратегий школьника, самым важным и влиятельным была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает рано, когда он к этому наиболее восприимчив. Семейные условия в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью.

 

Литература:

 

1.                  Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. 24 с.

2.                  Денисова О. П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О. П. Денисова. — М.: Флинта, МПСУ, 2008. — 240 c.

3.                  Кальчук В. И. Особенности познавательной деятельности младшего школьника / В. И. Кальчук // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности — основа социальной технологии развития современной России: материалы Международного педагогического форума. — Ростов-на- Дону, 2010 — С. 410–414..

4.                  Кальчук В. И. Проблема активизации познавательной деятельности в педагогической науке / В. И. Кальчук // Интеллект. Культура. Образование: материалы III Всероссийской научной конференции. — Новосибирск, 2010. — С. 100–101.

5.                  Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. — М.: Академия, 2008–224 с.

6.                  Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. –208 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle