Библиографическое описание:

Ковалева А. В. Психотерапевтическая коррекция невротических нарушений у студентов Воронежской области // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 81-84.

На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту невротических расстройств среди студентов. Напряженный ритм жизни располагает к невротическим реакциям, психогенные расстройствам, вызываемым конфликтами, ссорами между людьми, одиночеством, страхом, пережитыми страшными или печальными событиями, а также разнообразными заболеваниями. Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни, что повышает риск проявления невротических реакций и расстройств.

Цель экспериментального исследования: определить эффективность психотерапевтических методов в коррекции невротических нарушений студентов Воронежской области.

Гипотеза исследования: если применять психотерапевтические методы коррекции, то можно добиться эффективного результата в снижении проявления невротических нарушений у студентов.

Задачи:

1.         Экспериментальное исследование и выявление у студентов тревожной симптоматики невротических реакций;

2.         Сравнение уровня проявления невротических нарушений между группами студентов;

3.         Проведение психотерапевтической коррекции невротических нарушений со студентами экспериментальной группы;

4.         Определение эффективности оказания психотерапевтической помощи студентам — сравнительный анализ результатов повторной диагностики;

5.         Дать рекомендации по проведению психокоррекции и психопрофилактике студентам с невротическими нарушениями.

База проведения исследования: ВГМА

Выборка исследования составила 35 человек: экспериментальная группа — 20 студентов: 9 юношей и 11 девушек; контрольная группа — 15 студентов: 8 юношей и 7 девушек. Все студенты в возрасте 18–20 лет.

Основной метод эмпирического исследования — тестирование.

Методы первичной и вторичной обработки данных:

-          подсчет балльных значений по исследуемым параметрам по каждому испытуемому;

-          расчет среднеарифметических значений, суммы, моды, медианы, частоты распределения, стандартного, среднеквадратичного отклонений по выборкам;

-          проверка достоверности различий между эмпирическими данными осуществлялась при помощи t-критерия Стъюдента.

В работе были использованы следующие методики исследования:

-        Методика диагностики эмоционального состояния личности М. Люшера»;

-        Методика исследования ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера;

-        Методика исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга;

-        Методика экспресс-диагностики невроза К.Хека и Х.Хесса.

Процедура и логика проведения эмпирического исследования.

Намеченная цель работы позволила установить необходимые для достижения этой цели показатели, спроектировать форму представления результатов в виде сводных таблиц и таблиц выборочных данных.

Описание результатов исследования

Первичная диагностика студентов обеих выборок позволила вывить особенности проявления невротических расстройств.

1. Апеллируя к интерпретации, предложенной Н. А. Аминовым, на основании предпочтения испытуемыми экспериментальной группы синего цвета, был выделен как доминирующий мотив в структуре личности мотив аффилиации (доброжелательность-враждебность), на втором месте предпочтение зеленого — мотив самоутверждения (доминирование-подчинение). Расчет коэффициента вегетации по экспериментальной группе позволил говорить о трофотропном доминировании (преобладании возбуждения парасимпатической нервной системы). Степень отдаленности красного от 1 позиции выбора свидетельствовала о высоком психическом утомлении студентов экспериментальной группы.

Цветовое предпочтение у студентов контрольной группы свидетельствовало об отсутствии каких-либо выраженных психических расстройств. Красный цвет говорил о стремлении к активной позиции в деятельности, желании доминировать, достигать результатов. Выраженное желтое предпочтение свидетельствовало о желании властвовать, стремлении к самоактуализации личности.

Таким образом, у студентов экспериментальной группы по результатам цветового предпочтения отмечается преобладание возбуждения парасимпатической нервной системы, в сравнении с контрольной, в которой отмечается возбуждение симпатической нервной системы.

2. Результаты исследования ситуативной и личностной тревожности экспериментальной группы позволили дать им следующую характеристику.

Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. У них появляются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них сильнейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аффективно окрашенных мыслей. Это не позволяет сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно воспринимают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая отрицательно сказывается на результатах.

У студентов экспериментальной группы уровень личностной тревожности (депрессивности) в обыденном поведении выше, чем у студентов контрольной группы.

3. Результаты, полученные в ходе диагностики испытуемых по методике С. Розенцвейга. Преобладающими типами реакций являлись внешнеобвинительные, которые характеризовали поведение студентов экспериментальной группы. Студенты интерпретировали предъявленные им рисунки, как содержащие обвинения, упреки, порицания, враждебность, иногда агрессивность в отношении другого человека или объекта. Менее выраженными являлись безобвинительная и самообвинительная реакции, т. е. в меньшей степени студенты экспериментальной группы склонны обвинять в собственной тревоге себя, предпочитая перекладывать вину на близких.

Для студентов контрольной группы характерными поведенческими реакциями являлись самообвинительные, что говорит о склонности студентов к самоанализу. Два других типа реакций по типу направленности менее выражены.

Выявленный тип реакции, направленной на удовлетворение потребностей, позволил говорить о том, что испытуемые экспериментальной группы характеризуются частыми просьбами о помощи, либо требованиями к какому-либо лицу принять на себя обязанность разрешить ситуацию. Студенты экспериментальной группы склонны рассчитывать, что время или нормальный ход событий сами по себе разрешат ситуацию.

Почти одна треть поведенческих реакций испытуемых экспериментальной группы направлена на самозащиту и выражается в формах порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека. В меньшей степени, но диагностируются реакции, направленные на препятствие, когда прослеживается указание на наличие преград, препятствий к достижению цели. Результаты диагностики эмоционального состояния личности испытуемых контрольной группы показали, что все типы реакций распределены равномерно и в той или иной мере проявляются у студентов. Явного доминирования не выявляется.

Сравнение типов поведенческих реакций между выборками позволило говорить о том, что студенты экспериментальной группы склонны к выпадам и обвинениям в процессе взаимодействия с окружающими. Основной направленностью их поведения является стремление удовлетворить свои потребности. Для того чтобы считать выделенные различия в типе и направленности поведенческой реакции испытуемых разных выборок, статистически достоверными, мы применили t-критерий различий Стьюдента. Из шести сравниваемых средних значений реакций личности между выборками статистически достоверными могут считаться две: внешнеобвинительная и самообвинительная (с вероятностью допустимой ошибки равной 0,05).

4. Уровень проявления невротических реакций у студентов экспериментальной группы выше уровня невротического реагирования студентов контрольной группы, причем различия статистически значимы. Треть первой выборки склонна к неврозу и половина склонна к невротическому реагированию, тогда как данные склонности у студентов контрольной группы менее выражены.

Таким образом, первичная диагностика студентов показала, что с экспериментальной группой необходимо проведение целенаправленного коррекционного воздействия для снижения невротических проявлений.

В качестве основного психотерапевтического метода была использована групповая терапия Т-групп. Современная практика психотерапии свидетельствует о широком развитии тренинговой работы. Одна из причин популярности Т-групп заключается в возможности перестройки неэффективных стереотипов в психологически безопасных условиях тренинговой группы.

После проведенной психотерапии студенты экспериментальной и контрольной групп были повторно продиагностированы по выбранным ранее методикам. У студентов экспериментальной группы изменился преобладающий тип возбуждения — трофотропное уступило эрготропному доминированию, что говорит об улучшении общего эмоционального фона личности. Уровень личностной тревожности (депрессивности) снизился после проведения тренинга групповой психотерапии. Преобладающими типами реакций студентов экспериментальной группы были внешнеобвинительные — после психотерапии стали безобвинительные. Студенты стали более анализировать собственные поступки, поведение в целом, научились определять причины тревожного состояния. Тип реакции, направленной на удовлетворение потребностей, преобладал до проведения психотерапии. После проведения психотерапевтической работы тип реакции стал направлен на самозащиту, т. е. студенты экспериментальной группы стали менее агрессивны, более адекватны в оценке собственного поведения.

Уровень проявления невротических реакций у студентов снизился после проведения психотерапии. Склонность к невротическому реагированию и неврозу уменьшилась.

Проверка выявленных различий при сравнении результатов первичной и повторной диагностики студентов экспериментальной группы на статистическую достоверность при помощи t-критерия различий Стъюдента, позволяет говорить, что изменения в общем уровне невротизации и тревожности личности студентов экспериментальной группы носят статистически достоверный характер.

По оценке степени проявления депрессивно-тревожных расстройств некоторым студентам была рекомендована медикаментозная терапия современными антидепрессантами, которые доказали свою эффективность [5; 7; 8; 9; 10].

Выводы

1.         Выделенные факторы риска возникновения невротических расстройств у студентов условно делят на объективные и субъективные.

2.         Общей клинической картиной невротических реакций у студентов являются: симптомы вегетативного спектра, симптомы депрессивного спектра, симптомы тревожного спектра.

3.         Выделенные особенности всех используемых в настоящее время на практике психотерапевтических и психокоррекционых школ позволили определить их эффективность для устранения проявлений невротических нарушений. Были проанализированы школа психоанализа, гуманистическая психотерапия, поведенческая терапия, рассмотрены отечественные направления в развитии психотерапевтических методов.

4.         Проведенное экспериментальное исследование студентов с невротическими расстройствами позволило показать, что необходимо систематическое проведение целенаправленного коррекционного воздействия для снижения невротических проявлений у студентов.

5.         В качестве основного психотерапевтического метода была использована групповая терапия Т-групп. Анализ эффективности оказания психокоррекционной помощи студентам с невротическими нарушениями показал, что понизить уровень проявления невротических реакций у студентов возможно, если ориентировать психотерапевтическую коррекционную работу на развитие личности и повышение эффективности деятельности. Получено подтверждение гипотезе исследования.

6.         Даны рекомендации по проведению психокоррекции и психопрофилактике студентам с невротическими нарушениями, преподавателям, кураторам вуза по снижению проявлений невротических реакций в целом. На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов важно выбирать и осуществлять требуемые психотерапевтические и психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае.

 

Литература:

 

1.         Аутотренинг и самокоррекция / Отв. за вып. Ю. Г. Хацкевич. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2002. — 160 с.

2.       Большаков В. Ю., Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры, — СПб.: Социально-психологический центр, 2006. — 128 с.

3.       Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 2008. — 344 с.

4.       Евтихов О. В., Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2005. — 347 с.

5. Заложных П. Б., Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Будневский А. В. Безопасность новых антидепрессантов (на примере агомелатина) при терапии хронических соматических заболеваний// Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. 2013. Т12. 4. С.1064–1068.

6.       Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции. — М.: Прогресс, 1993. — 280 с.

7. Куташов В. А. Современные антидепрессанты в терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта // Вестник новых медицинских технологий. — Воронеж, 2008. Т.ХV. 1. С68–70.

8. Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Саблина Л. А., Склярова А. В. Распространенность депрессивных расстройств среди больных гипотиреозом // Прикладные информационные аспекты медицины. 2014. Т.17.№ 1. С.85–86.

9. Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. 2014. Т13. № 4. С.993–996.

10.   Куташов В. А., Самсонов А. С., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А., Заложных П. Б. Анализ депрессивных расстройств и психологические особенности пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины. 2014. Т13. № 4. С.870–874.

11.   Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. –Воронеж.: ВГМА, 2014. — 729 с.

12.   Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2010. — 544 с.

13.     Риман Ф. Основные формы страха: исследования в области глубинной психологии. — М.: Алетейа, 1998. — 336 с.

14.   Яворовская Л. Н. Проблема адаптации студентов-первокурсников к процессу обучению в вузе. — Харьков, 2003. — С. 106–107.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle