Библиографическое описание:

Болтаев А. А. Социально-педагогические основы привития национально-духовных ценностей студентам // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 436-438.

«Национальная программа подготовки кадров», учитывая ряд коренных изменений и реформ, проводимых в нашей стране, в настоящее время направлена на коренное преобразование форм, содержания, методов и системы подготовки национальных кадров.

Следовательно, система образования ставит на повестку дня усовершенствование системы подготовки кадров, обращая особое внимание на качество подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям рыночной экономики, конкурентоспособных, творческих, с высокими интеллектуальными способностями педагогов. Именно сегодня процесс образования и воспитания, делающий особый акцент на усвоение студентами национально-духовных ценностей, является первостепенной задачей.

В связи с тем, что общество на различных этапах своего развития имеет серьезный подход к воспитанию молодого поколения, направляет внимание на обеспечение последовательности и непрерывности воспитания молодёжи, на происходящие в обществе события, наблюдаются положительные изменения. Основная причина этого кроется в их социальной почве.

В древности, до того как появилась «Авеста», вступление наших предков в активные общественные отношения, процесс рационального осознания ими происходящего, можно зафиксировать и научно обосновать благодаря работам археологов, анализу древних писем, каменных памятников, произведений устного народного творчества.

Считается целесообразным эффективное использование священной книги зороастризма «Авеста» в привитии молодёжи национально-духовных ценностей. Поэтому слова Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова о национально-духовной ценности этого произведения имеют свою социальную основу: «Авеста» — наша самая священная древняя рукопись. Это книга — шедевр — духовное историческое наследие наших предков, которые жили между двух рек 30 веков назад».

Ценность рукописного сочинения наших предков в том, что эта книга наряду с религиозным, философским, политическим и общественно-историческим значением, имеет и большое образовательно-воспитательное значение.

Р. Вохидов, Х.Эшонкулов высказывают о сущности и содержании «Авесты» следующую мысль: «Авеста, вместе с тем, что является священной книгой религии Заратустры, ещё и редкий энциклопедический источник, дающий сведения об истории, культуре, социально-экономической жизни, языке, обычаях, устном народном творчестве Турана и Ирана и других стран ближнего Востока».

Обучение и воспитание детей в «Авесте» осуществляются следующим образом: религиозное и нравственное воспитание, физическое воспитание, обучение чтению и письму.

В систему воспитания включены знания о законах, укладе зороастризма, общественной жизни, структуре общества, материальном мире, месте профессии в деятельности человека, положительных и отрицательных сторонах общества, мышлении человека, почтение к женщинам, семье, философических воззрениях о воспитании ребенка.

Путем ознакомления молодежи с этими сведениями, формируется чувство уважения к духовному наследию предков. В этом источнике особое внимание обращено на систему воспитания молодого человека как всесторонне развитой личности. Еще одной из социальных основ формирования национально-духовных ценностей являются орхоно-енисейские памятники. Материалы орхоно-енисейских надписей являются самыми ценными памятниками V-VIII веков.

Данные памятники представляют собой написанные на надгробных камнях эпитафии, описания событий, а также различные документы, печати, металлические деньги и др. Наряду с памятниками Кул-тегина и Бильге-Кагана,  важными памятниками также являются стела Тоньюкука, Уюк-архун, Барлик, Тува и др. Они созданы народами, которые жили на обширных территориях Алтая и Монголии. В текстах идёт речь о киргизском, уйгурском и ряде других народов и племён, некоторые исторические личности отождествляются с той или иной этнической прослойкой.

Орхоно-енисейские памятники являются как памятниками языка и письма, так и историческими источниками. Эти памятники содержат ценный материал для изучения социально-экономической жизни V-VIII веков, знакомят с обычаями разных тюркских народов и племен, их убеждениями и т.п. Изучение молодёжью подобных национальных ценностей дает представление не только о языке, но и о духовной жизни минувших дней.

Посредством доведения до молодёжи представлений об образе жизни предков, общественных отношениях, системе родства, культурных связей с соседними народами, мыслей и размышлений о том или ином народе, племени, вожде, великих людях рода, развивается должное отношение к языку, обществу, родственникам, обычаям, традициям, отношения людей друг к другу.

Если расцвет науки и культуры Центральной Азии в IX-XII веках определяет эпоху раннего Возрождения в истории городов Центральной Азии, то в конце XIV - XV веках культурный подъем произошел на основе формирования и развития независимого государства, освободившегося от монгольского ига.

Эту эпоху «можно назвать концом эпохи Возрождения — эпохой позднего Возрождения», — подчеркивает М. Хайруллаев в своей книге «Звёзда духовности».

Посредством обучения студентов культуре эпохи Возрождения, у них формируются и развиваются стремление к знаниям, сознательное отношение к обществу и природе, высокие нравственные качества, развивается чувство справедливости, дружбы и братства, налаживается воспитание развитого коллектива и человека. Позднее, под влиянием эпохи Возрождения, духовно-просветительская работа в Туркестане проходила в два этапа. На первом этапе, под влиянием новой европейской науки, такие просветители как Ахмад Даниш, Аваз Утар, Фуркат, Мукими пропагандировали изучение европейских языков. На втором этапе, на основе просветительства, появился джадидизм. В Туркестане открылись школы нового типа, прогрессивные педагоги-просветители создавали для этих школ учебники, книги для чтения, учебные руководства. В частности, в крае появились такие самоотверженные просветители, как Бехбуди, Мунаввар Кари, Фитрат, А. Авлони.

Их мысли по воспитанию, этике, нравственности были в основном сформированы на основе взглядов, существовавших в старину в исламском мире. Они внесли огромный вклад в систему воспитания, в частности, по привитию культуры общения. Вместе с тем, они обратили особое внимание на среду, эпоху, условия жизни общества. Педагогика этой эпохи, с учетом общественной жизни, её требований и нужд смогла продвинуться на шаг вперед по сравнению с предыдущим периодом развития педагогики Востока. Такие положительные проявления, имея особую роль в развитии общества, в системе образования и воспитания, приобретают важное значение в воспитании молодёжи на примере созидательных идей. Народ, воспитанный на примере духовных богатств предков, постоянно стремился к независимости, что дало свои результаты. Наш народ обрел свою независимость.

Независимость отрицает любое проявление колонизаторства, вытекающие из него препятствия и насилия. В то же самое время, независимость, наряду с разработкой специфических принципов развития, основанного на передовом мировом опыте, означает жизнь, основанную на новых, качественно высоких критериях, соответствующих общечеловеческим интересам.

Исходя из этого, прививая в сознание молодёжи идеи независимости, педагогика независимости приобретает важное значение в осуществлении системы воспитания развитого человека.

Педагогика независимости — это современная педагогика, рожденная в результате обретения Узбекистаном независимости и в связи с созданием условий для свободного мышления. В результате использования методов педагогики независимости создается возможность приведения образования и воспитания в соответствие со здоровым умом, творческой средой, национальным духом и традициями, обрядами и обычаями. Для педагогики независимости главной ценностью является не комплекс определенных знаний, а личность ребёнка.

Поэтому требования, поставленные сегодняшней молодёжи – это не только иметь больше знаний, но и быть искателем нового, инициатором, самоотверженным, интеллектуально способным».

Вследствие вышесказанного, можно сделать такое заключение, что мыслители, живя на этой земле, внесшие весомый вклад в мировое развитие, несомненно, великие гении, признанные в мировой науке.

Ученые и их ученики, обогащающие, дополняющие, совершенствующие работы великих мыслителей, и этим вносящие вклад в мировой прогресс, являются преемниками великих предков.

Значит сейчас, когда наша история своей неповторимостью освещает звезду благополучия нашего сегодняшнего дня, несомненно, можно констатировать, что наш завтрашний день, формирование сознания студентов является одной из актуальных задач педагогики.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Юксак маънавият енгилмас куч. — Т.: «Маънавият». — 2008.

2.      Йўлдошев Ж., Ҳасанов С. Авестода ахлоқий-таълимий қарашлар. — Т.: «Ўқитувчи». — 1992.

3.      Ҳомиджон Ҳомидий. Авестодан Шоҳномага. — Т.: «Шарқ». — 2007.

4.      Ҳошимов К., Сафо Очил. Ўзбек педагогикаси антологияси. — Т.: «Ўқитувчи». –1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle