Библиографическое описание:

Куркан Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 488-491.

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её эффективность в условиях современного образования.

Ключевые слова: смешанное обучение, преподавание иностранного языка, традиционная модель образования, самостоятельное обучение, онлайн-обучение.

 

В современной системе высшего профессионального образования проблема выбора наиболее эффективных инновационных методов и технологий остается значимой и актуальной. Под инновационными методами подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижениях науки и информационных технологий. [1] Инновационные методы предназначены, прежде всего, оптимизировать учебный процесс, создавать максимально благоприятные условия для усвоения учебного материала, что в итоге способствует повышению качества образования.

Основной целью введения инновационных методов в образование является развитие преподавателем навыков мотивировать студента, ориентироваться в информационном пространстве, формировать творческое нестандартное мышление. Технологичность становится сегодня главной квалификационной характеристикой деятельности преподавателя и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. [2] Преподаватель, целью которого является подготовка востребованных специалистов, должен работать в обновленных педагогических ситуациях и владеть различными видами деятельности: научно-исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникационной и другими. [3]

Нововведения в процессе обучения иностранному языку затрагивают самые разные аспекты учебного процесса, включая смену организации пространства в учебных аудиториях, оснащение классов современными техническими средствами, а также испытание новых образовательных технологий как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной подготовки студентов. Методы обучения иностранным языкам, используемые в настоящее время, подразумевают активное использование различных информационных технологий, которые вносят в образовательный процесс доступность, открытость, мобильность. В последнее время наряду со стандартным, аудиторным обучением иностранному в вузах активно используются другие, инновационные, формы обучения, среди которых метод смешанного обучения (blended learning) приобретает все большую популярность. Поскольку смешанное обучение позволяет максимально результативно спланировать время преподавателя и отдельно взятого студента, с одной стороны, а также может сделать процесс изучения языка увлекательным и доступным, с другой стороны, она рассматривается как одна из востребованных и эффективных технологий при изучении иностранного языка. Сегодня смешанное обучение является одним из ключевых конкурентных преимуществ высших учебных заведений. К такому выводу можно прийти, ознакомившись поближе с понятием и основными составляющими данного метода.

Понятие смешанного обучения (blended learning) появилось в начале 2000-х гг. в американских деловых кругах как метод обучения персонала и переподготовки кадров, а позже, после выпуска первых книг авторов Бонк и Грэхэм Handbook of Blended Learning, 2006 г. и Гэррисон и Воган Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines, 2008 г. успешно использовался в системе высшего образования [4]. В отечественной методике преподавания данный метод изучается не так давно, поэтому существующие терминологические определения несколько варьируются (данное обучение называют также комбинированным, гибридным, интегрированным) и при этом носят сугубо описательный характер. Проведем терминологический анализ понятия.

Так, Крис Рид и Харви Синх описывают смешанное обучение как обучающую программу, в которой используется более одного способа подачи материала с целью оптимизировать результаты обучения и расходы на реализацию программы [5]. Здесь также приводится уточнение, что смешанное обучение направлено на оптимизацию достижения целей обучения посредством использования «нужных» технологий обучения («right» learning technologies) с целью передачи «нужных» умений «нужному» человеку в «нужное» время (to transfer «right» skills to the «right» person at the «right» time).

Более развернутое описание смешанного обучения представлено П. Валиатхан, которая определяет, что способы подачи материла при смешанном обучении могут включать аудиторные занятия (face–to–face (F2F) classrooms), электронное обучение (e-learning) и самостоятельное обучение (self-paced learning) [6].

Дарлин Пейнтер формулирует смешанное обучение как объединение строгих формальных средств обучения в аудитории с неформальными средствами [7]. Например, обсуждение по электронной почте, конференц- связь и пр.

В системе высшего образования смешанное обучение понимается как форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Э.Розетт и Р. В. Фрази определяют, что форма смешанного обучения объединяет противоположные, на первый взгляд, подходы — такие как формальное и неформальное обучение, общение «лицом к лицу» и общение «онлайн», управляемые действия и самостоятельный выбор пути для достижения личных целей и целей организации [8].

Проанализировав работы специалистов, представляется возможным сформулировать определение смешанного обучения как метода, включающего режимы дистанционного обучения и аудиторного обучения, при оптимальном сочетании сильных сторон и преимуществ каждого из них (режимов). А также на основании рассмотренных определений представляется возможным назвать следующие компоненты в качестве основных составляющих модели смешанного обучения:

-          очное обучение (F2F) представляет собой традиционный формат аудиторных занятий;

-          самостоятельное обучение (self-study learning) — самостоятельная работа студентов: поиск, изучение и анализ материалов (чаще всего в сети интернет) согласно плану, составленному преподавателем [8];

-          совместное обучение онлайн (online collaborative learning), при котором студенты и преподаватели работают с использованием онлайн ресурсов, онлайн технологий и пр. [9]

Использование метода смешанного обучения призвано частично решить основную задачу, существующую в настоящее время в преподавании иностранного языка, это — силами ограниченного числа преподавателей помочь большому количеству обучаемых стать «эффективными пользователями» иностранного языка в максимально короткие сроки. Можно предположить, что смешанное обучение вполне способно решить данную задачу и повысить эффективность изучения иностранного языка в современном вузе, поскольку обладает следующим рядом преимуществ по сравнению с традиционной моделью образования:

-          смешанное обучение представляет собой гибкую модель, в которой сочетаются виртуальное и непосредственного общение, в рамках которого проводятся дискуссии, обсуждения, обмен опытом и практическими навыками, и глубокое самостоятельное освоение части материала посредством онлайн технологий, что позволяет сохранить время для активной отработки определенных умений и навыков в аудитории;

-          смешанное обучение способствует развитию критического мышления и навыков самостоятельной работы, а именно, умение работы с информацией: изучать, анализировать и отбирать материал, который будет использован для обучения, работы и развития;

-          в смешанном обучении представление учебных материалов осуществляется не только в печатном, но и в доступных электронных форматах, что позволяет студентам выбирать индивидуальный режим при обучении иностранному языку (обращаться к материалам необходимое количество раз в удобное для студентов время, в любом месте);

-          смешанное обучение предполагает самостоятельное использование электронных ресурсов студентами, что существенно сберегает аудиторное время преподавателя, которое ранее использовалось для введения и объяснения материала;

-          смешанное обучение является интерактивным методом, что предполагает возможность общения «преподаватель — студент» и «студент — студент» с высказыванием своих точек зрения, обменом мнений, а также возможность влиять на тематическую направленность предлагаемого материала;

-          при смешанном обучении учитываются индивидуальные психологические особенности студента, поскольку сочетание разнообразных форм работы предоставляет возможности проявить себя студентам с разными темпераментами и разной скоростью усвоения материала.

Цель данного метода состоит в том, чтобы развить у студентов навык самостоятельного планирования и организации своей деятельности, ориентируя ее на конечный результат. Студенты учатся принимать решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. У них формируются навыки и умения работать в информационном пространстве, самостоятельно искать, отбирать и анализировать информацию, представлять полученный результат с использованием различных современных технологий. Учитывая концепцию метода смешанного обучения, а также принимая во внимание его цели и выделенные преимущества, есть все основания считать, что метод смешанного обучения, позволяющий организовать обучения на гибкой основе с привлечением дополнительных ресурсов как учебных, так и технологических, способен вывести обучение иностранному языку на новый эффективный уровень и частично ликвидировать те проблемы, которые существуют в системе языкового образования вузов.

 

Литература:

 

1.                  О показателях государственной аккредитации «Методическая работа» и их критериях // Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.- № 02–55–77 ин/ак. — 17.04.2006.

2.                  Вардашкина Е. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Инновации и современная наука: материалы международной заочной научно-практической конференции. Ч II. — Новосибирск, 2011. — С.27–32

3.                  Кудряшова А. В., Горбатова Т. Н. Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 577–580.

4.                  Friesen N. Defining Blended Learning. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://learningspaces.org/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf.

5.                  Singh H., Reed Ch. A White Paper: Achieving Success with Blended Learning // American Society for Training & Development, March 2001.

6.                  Valiathan P. Blended Learning Models // American Society for Training & Development, 2002 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.astd.org/LC/2002/0802_valiathan.htm.

7.                  Желнова Е. В. 8 этапов смешанного обучения (обзор статьи Д. Пентер Missed Steps). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.obs.ru/ interest/publ/?thread=57.

8.                  Rosett A., Vaughan F. Blended learning // CEO Epic Group plc, 52 Old Steine, Brighton. — 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.obs.ru/interest/publ/?thread=57.

9.                  Костина Е. В. Модель смешанного обучения (Blended Learning) и ее использование в преподавании иностранных языков// Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 1. № 2. С. 141–144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle