Библиографическое описание:

Курникова Н. О. Межличностные и статусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 566-569.



Межличностные истатусно-ролевые взаимоотношения младших школьников как фактор эффективной игровой деятельности

Курникова Нина Олеговна, магистрант

Тольяттинский государственный университет (Самарская обл.)

Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений младших школьников, в ходе командообразования в игровых видах спорта (на примере волейбола), и влияние данного процесса на эффективность игровой деятельности в команде, за счет внедрения в учебно-тренировочный процесс программы тренинговых заданий и упражнений.

Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, младшие школьники, комадообразование, эффективность игровой деятельности.

Межличностные отношения в команде оказывают огромное влияние на уровень спортивных достижений, наряду с такими компонентами тренировочного процесса как: теоретическая, тактическая и техническая подготовка. Юных спортсменов нужно обучить, как правильно строить свои взаимоотношения в коллективе, отношения с людьми, от этого будет зависеть успех в дальнейшей жизни. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в том числе и спортивной [1].

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формированию благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд.

Н. В. Костикова с соавторами (2013) отмечают, что командообразование — это внутриколлективный процесс, подчиненный повышению сплоченности коллектива на основе общих ценностей и представлений ставит перед собой цели: формирование навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия между членами команды; переключение внимания участника с себя на команду; повышение командного духа, вывод команды на лидирующие позиции турнира 2, С.88.

На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте. Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья нации.

Следовательно, проблема исследования обусловлена значимостью исследования динамики межличностных отношений в спортивной команде как средства развития личности, сохранения и укрепления здоровья юных спортсменов.

Для решения данной проблемы мы разработали программу и решили внести в нее игры-тренинги, которые позволили нам эффективно использовать время для формирования спортивного коллектива в тренировочной деятельности.

Такая форма как тренинг был выбран нами не случайно, так как данная форма обучения позволяет закрепить навык командного взаимодействия и делает учебно-тренировочный процесс более содержательным и качественным.

При этом, как отмечает Н. В. Костикова с соавторами (2013), среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются ролевые игры (исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации) и групповые дискуссии совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи, так как, выполняя в процессе игры роль юные спортсмены имеют возможность знакомства с комплексом моделей поведений, косвенной ориентации на них 2, С.89.

Реализация нашей программы состоит из трёх этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

I. Подготовительный этап— упражнения тренинга общения.

Цель этапа — формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Задача данного этапа — подготовить учеников к их совместной деятельности в игре, наблюдая за общением детей в коллективе, выявить лидеров и пассивных участников, определить эмоциональный фон в целом.

Основной принцип тренинга данного этапа — освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

II. Основной этап— упражнения, направленные на сплочение группы.

Цель этапа — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.

Задача этапа — организовать коллективную спортивную деятельность внутри группы.

III. Заключительный этап. Этот этап является самым сложным иодновременно важным— упражнения, направленные на разрешение, профилактику иуправление конфликтом.

Цель этапа — ознакомление со способами управления внутриличностными и межличностными конфликтами; формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задача этапа — обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Гипотеза нашего исследованиясостояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в игровых видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась МОУ СОШ № 165 г.о. Самара. Общее количество школьников составляло 52 человека, 28 человек — 2 «А» класс (контрольная группа) и 24 человека — 2 «Б» класс (экспериментальная группа). Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной программы проходило с 2013 — по 2015 год, в ходе чего были получены следующие результаты исследования.

Изменились показатели включенного наблюдения, которое проводилось по шкале разработанной В. Л. Марищуком и Л. К. Серовой (таблица 1) [3].

По исходным данным оценки межличностного взаимодействия были получены следующие показатели:

1) 2 «А» класс — 2,35±0,63 балла;

2) 2 «Б» класс — 3,18±0,81 балла.

Как видно из таблицы 1 процент продуктивного общения на начало исследования был значительно выше во 2 «Б», а процент непродуктивного общения во 2 «А».

Эти показатели характеризуют уровень межличностного взаимодействия ниже среднего. Учитывая, что учащиеся, которые участвовали в эксперименте, отличаются низким уровнем спортивного мастерства, полученные данные следует считать достаточно объективными. Факт уровня достоверности различий между классами равный Р>0,05 свидетельствует о том, что учащиеся обеих групп в начале исследования обладали равными показателя межличностного общения и спортивного взаимодействия.

Таблица 1

Динамика показателей межличностного взаимодействия (МВС) учащихся по шкале наблюденияВ.Л.Марищуком иЛ.К.Серовой

Класс

Кол-во (n)

Исходные данные 1)

Δδ1

Р, Р1

Итоговые данные 2)

δ, δ2

Р, Р2

Уровень повышения (М2– М1)

δ, δ3

РР3

3 «А»

28

2,35

0,63

Р>0,05Р

3,02

0,47

Р<0,05

0,67

0,33

Р<0,05

3 «Б»

24

3,18

0,81

4,69

0,61

1,51

0,57

Примечания: δ1 — среднее квадратическое отклонение исходных данных; δ2 среднее квадратическое отклонение итоговых данных; δ3 среднее квадратическое отклонение уровня повышения показателей ОТТД; Р1 уровень достоверности различий между исходными данными; Р2 уровень достоверности различий между итоговыми данными; Р3 уровень достоверности различий между приростом показателей.

Согласно итоговым данным МВС наблюдалось повышение успешности действий учащихся в условиях тренировки и соревнований. В обоих классах произошел уровень прирост показателей, однако в исследуемых группах он был не одинаковым и в среднем составил:

1) прирост показателей 2–3 «А» класса составил в среднем 0,67±0,33 балла (Р>0,05);

2) прирост показателей 2–3 «Б» класса составил в среднем 1,51±0,57 балла (Р<0,05) (см.табл.1).

Полученные результаты показали, что улучшение функционального взаимодействия в исследуемых классах позволило повысить эффективность игровых взаимодействий, прежде всего за счет снижения количества нарушений, связанных с согласованной оценкой игровых действий, что положительно сказалось на эффективности технико-тактических действий в команде.

Успешность игрового взаимодействия изучалась по профилю Ю. Ханина используемый для изучения характера внутригруппового общения в команде [4].

Анализ успешности игрового взаимодействия и характера внутригруппового общения показал, что повысился процент продуктивного общения в обеих группах, а так же снизился процент отсутствия общения и непродуктивного общения (таблица 2).

Таблица 2

Успешность игрового взаимодействия ихарактер внутригруппового общения

Характер реагирования игроков

Контрольная группа 3 «А» класс (в%)

Экспериментальная группа 3 «Б» класс (в%)

Продуктивное общение

21,3

31,2

Отсутствие общения

15,7

22,1

Непродуктивное общение

5,4

1,8

Однако прирост показателей продуктивного общения в контрольной группе составил всего 3,1 %, в то время как в экспериментальной группе прирост составил 21,1 %. Следовательно, уровень продуктивного общения в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы повысились на 18 %.

В экспериментальной группе наблюдается больший процент отсутствия общения в игре, однако если сравнить результаты до и после эксперимента, мы увидим, что отсутствие общения в экспериментальной группе снизилось на 18,9 %, в контрольной группе на 4,5 %. Следовательно, уровень отсутствия общения в игре в экспериментальной группе относительно показателей контрольной группы снизился на 14,4 %.

Рис. 1. Показали общения на основе группового профиля

Как видно из рисунка 1 процент продуктивного общения значительно выше в экспериментальной группе, а процент непродуктивного общения в контрольной группе, таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что в целом уровень успешности игрового взаимодействия стал значительно выше в экспериментальной группе.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что в процессе спортивной подготовки, отношения в группе характеризуются определенной разницей психолого-педагогического влияния на психологическое состояние каждого учащегося.

Таким образом, в динамике социально-психологических позиций учащихся в процессе данного исследования, можно отметить наличие достоверного (Р<0,05) повышения показателей межличностных отношений, что подтверждает гипотезу исследования, которая состояла в том, что существует взаимосвязь между процессом командообразования в командных видах спорта и динамикой межличностных отношений младших школьников, причём высокий уровень гармоничности межличностных отношений определяет достаточный для эффективного командообразования уровень сплоченности и социально-психологический климат группы (коллектива).

Следовательно, применяемая нами программа, на основе тренинговых упражнений оказалась эффективной, что подтверждается результатами исследования.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология спорта/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.
  2. Костикова, Н. В. Тренинговые технологии как инновационный проект в подготовке спортивного резерва в футболе/ Н. В. Костикова, Л. Г. Уляева, Г. Г. Уляева // Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции психологов спорта и физической культуры. — М.: РГУФКСМиТ, 2013. — С.88–90.
  3. Психодиагностика в спорте: Учебное пособие/ Под ред. В. Л. Марищук, Ю. М. Блудова, Л. К. Серовой. — М.: Просвещение, 2005. — 349 с.
  4. Ханин, Ю. Л. Психология общения в спорте/ Ю. Л. Ханин. — М.: ФиС, 1980. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle