Библиографическое описание:

Егорова Ю. А. Направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 458-462.

В статье выделены и рассмотрены три направления целеполагания студента вуза в сфере саморазвития: интеллектуальное, социокультурное и профессиональное.

Ключевые слова: саморазвитие, интеллектуальное саморазвитие, социокультурное саморазвитие, профессиональное саморазвитие, цель.

 

Человек есть центр и цель своей жизни... развитие своей личности, реализация всего внутреннего потенциала есть наивысшая цель, которая просто не может меняться или зависеть от других якобы высших целей.

Э. Фромм

 

В психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки понятия саморазвития: 1) развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; 2) развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение (филос.) [19]; необходимое самопроизвольное изменение личности, определяемое внутренними противоречиями [4, с. 47]; фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [18]; творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир с целью его преобразования [2]; необходимое условие формирования профессионально значимых личностных качеств [13, с. 172]; процесс обогащения деятельностных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которого служат распредмечивание (присвоение) социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности; сознательное управление своим развитием [10]. Саморазвитие — это одна из сложных форм работы внутреннего мира, в том числе и по преобразованию самого внутреннего мира, наряду с переработкой опыта, выработкой собственных позиций и убеждений, постановкой жизненных целей, поиском путей самоопределения. И все это осуществляется в процессе продвижения человека по своему жизненному пути, в рамках которого личность обнаруживает себя, строит себя, постигает смысл своего существования (Маралов В. Г.).

Для обеспечения эффективности и качества собственной учебной, социокультурной и профессионально-ориентированной (трудовой) деятельности, студент должен осуществлять интеллектуальное, социокультурное и профессиональное саморазвитие; определять цели и задачи в сфере саморазвития.

Интеллектуальное саморазвитие включает самостоятельное развитие студентом интеллектуальной компетентности. Интеллектуальная компетентность явилась предметом исследования О. Г. Берестеневой, В. Н. Введенского, И. А. Зимней, С. В. Злобина, Н. В. Козловой, А. К. Марковой, Л. А. Сивицкой, А. Н. Тубельского, Д. Хапт, А. В. Хуторского, О. Н. Ярыгина и др., каждый из которых внес свой весомый вклад в изучение ее сущностных характеристик. Учеными установлено, что в становлении профессионала (профессионализма личности) интеллектуальная компетентность является базовой, ее формирование обеспечивает основу для: освоения студентами всех компонентов общепредметного содержания образования; решения разнообразных жизненных и профессиональных проблем, преодоления стереотипов и шаблонов мышления; развития способностей к гибкому вариативному восприятию и оценке происходящих событий, рефлексии и закрепления опыта эффективной деятельности и успешности в конкурентной среде [14, с. 10].

Интеллектуальная компетентность рассматривается учеными как:

-          готовность к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем [7, с. 9];

-          единство интеллектуальных способностей и креативности [11, с. 11];

-          способность приобретать и применять знания для саморегуляции и установления взаимоотношений;

-          наличие аналитических навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей;

-          единство логических приемов умственной деятельности, интеллектуальных способностей, креативности и способности к самообразованию и самовоспитанию [9, с. 8];

-          метаспособность, которая, определяя меру освоения субъектом некоторой предметной области, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений в данной предметной области; тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности [11, с. 4];

-          способность к выполнению мыслительных операций, выраженная в приобретении, применении и преобразовании знаний для саморегуляции; умение осуществлять сопоставление, сравнение, структурирование, анализ, обобщение, классификацию, синтез, моделирование и оценивание [12, с. 13];

-          метакачество, обеспечивающее возможность ставить и эффективно решать проблемы разного уровня сложности, готовность мобилизовать свои интеллектуальные компетенции и личностные качества для решения профессиональных задач на основе актуализации индивидуального опыта [14, с. 21].

Формирование интеллектуальной компетентности обеспечивает фундамент для освоения всех образовательных областей без исключения [14].

Компоненты интеллектуальной компетентности:

-          по Сагдеевой Г. С.: мотивационный (готовность к развитию и саморазвитию, мотивированность на самопознание и самосовершенствование, установка на преодоление противоречий); когнитивный (умение работать с информацией: умение поиска, структурирования, преобразования, перевода информации из одного способа кодирования в другой, выделения главного и второстепенного, умение делать обобщения, выводы, способности к составлению когнитивных схем мыслительной деятельности, алгоритмов решения задач); метакогнитивный (представлен умениями и навыками самоорганизации и самоуправления: умение ставить цели, осуществлять планирование познавательной деятельности, оценку, контроль, рефлексивный анализ и способности к самооценке) [14, с. 21];

-          по Ярыгину О. Н.: алгоритмическая, дедуктивная (логическая), индуктивная и языковая компетентности [11, с. 11].

В качестве критериев сформированности интеллектуальной компетентности Костровой Ю. С. [9, с. 12] выделены:

-          репродуктивные знания, которыми обладает специалист-выпускник; владение основными мыслительными операциями — низкий уровень;

-          применение знаний в нестандартных ситуациях, умение ставить и решать профессиональные задачи, осуществляя необходимую поисково-познавательную деятельность; умение вести учебный диалог — средний уровень;

-          командная работа; способность адекватно оценивать результаты своей работы — уровень выше среднего;

-          устойчивая мотивация к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивающая ее высокую эффективность; способность к самообразованию — высокий уровень.

Примерные цели студента в сфере интеллектуального саморазвития: «развитие восприятия», «развитие внимания» (умения продолжительное время работать с предельным вниманием, концентрировать внимание на учебном процессе), «развитие памяти» (умения не только хорошо усвоить и сохранить в памяти необходимые в будущем знания, но и быть всегда готовым к быстрому и точному их воспроизведению в условиях профессиональной деятельности; овладение эффективными приемами запоминания), «развитие профессиональных представлений» (их полноты, правильности, ясности, прочности, яркости), «развитие профессионального воображения» (его силы, точности, активности, самостоятельности), «развитие профессионального мышления» (его глубины, гибкости, быстроты, точности; умения анализировать, осуществлять операции синтеза, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации), «развитие познавательной самостоятельности», «развитие интеллектуальной активности» (самостоятельности, инициативы, оригинальности в поиске решений), «развитие профессиональной речи» (ее эмоциональной выразительности, смысловой точности, ясности, краткости, понятности, объективности).

Социокультурное саморазвитие включает самостоятельное развитие студентом социальной компетентности. Специалисты считают, что термин «социальная компетентность» может рассматриваться как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации личности [20].

Социальная компетентность — это:

-          интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав субъективную способность к самодетерминации, самоопределению, самоуправлению и самоутверждению, базирующееся на ясном ценностном понимании действительности, конкретном категориальном знании как руководстве к действию, умении осуществлять социальные технологии в главной сфере жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений согласно должному уровню культуры, нравственности и права).

Социальная компетентность означает социальную зрелость человека, высший уровень адаптации личности, позволяющий ей эффективно выполнять свои жизненные роли, моделировать свою деятельность в обществе в определенных ценностных ориентирах. Социальная зрелость в полном объеме предполагает духовную зрелость личности, которая базируется на общечеловеческих ценностях, включает в себя основные компоненты общественного самосознания — нравственное, политико-правовое, религиозное, историческое, национальное (Черноусов И. В.) [20, с. 10];

-          готовность и способность человека формироваться и жить в социальном взаимодействии» (Байденко В. И.) [1, с. 19];

-          личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к другим, к деятельности; понимание человеком отношений «Я и мир», «Я и общество», умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами; социальная методология личности, направляющая и регулирующая конкретным образом все социальные проявления человека, его внутренний и внешний опыт [20, с. 31].

Социальная компетентность является личностно и социально обусловленным обобщенным качеством, имеет двоякую природу. С одной стороны, она связана с процессами адаптации и социализации личности, с другой — личностно обусловлена и потому представляет собой выход на самореализацию личности в профессиональной деятельности. Социальная компетентность должна рассматриваться на уровне особенного, она имеет собственные разновидности (социально-перцептивная, социально-психологическая, социально-коммуникативная), а ее структура имеет сложную организацию и включает в себя несколько компонентов: личностные и профессионально важные качества; профессиональные знания и умения; навыки социальной жизнедеятельности; личностно обусловленные нравственные ценности и др. (Бочаров В. М.) [3, с. 18–19].

В контексте системно-деятельностного подхода социальная компетентность представляет собой знание в действии и выступает как целостное интегративное личностное образование, включающее когнитивный, поведенческий и мотивационно-ценностный компоненты. Она позволяет человеку быть успешным в его жизнедеятельности и возникает как психологический продукт социальной ситуации развития — специфической системы отношений среды и субъекта, отраженный в его переживаниях и реализуемый в совместной деятельности с другими людьми (Жиганов Б. А.) [8].

Примерные цели студента в сфере социокультурного саморазвития: «развитие социальной активности», «развитие коммуникабельности», «развитие лидерского потенциала», «развитие социальной ответственности», «формирование готовности к семье и браку», «формирование ответственности за брачно-семейные отношения», «развитие готовности к ответственному родительству», «развитие толерантности», «развитие способности к рациональной организации досуга», «развитие стрессоустойчивости».

Профессиональное саморазвитие включает самостоятельное развитие студентом профессиональной компетентности. В значительном числе исследований в области педагогики и психологии (Н. В. Андронов, Л. И. Анциферова, Ю. В. Варданян, Е. Н. Волкова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, А. И. Щербаков и др.) неоднократно определялась структура и содержание профессиональной компетентности, выделялись педагогические, психологические, методические, социальные факторы и условия ее формирования и развития. Существующие на сегодняшний день в зарубежной и отечественной литературе определения понятия профессиональной компетентности синонимичны таким понятиям, как «углубленные знания», «состояние адекватности выполнения задач», «способность к профессиональной деятельности». Профессиональная компетентность в самом общем значении характеризует способность специалиста самостоятельно ставить и решать новые профессиональные задачи (Георге И. В.) [5, с. 3]. Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях, то есть овладение оперативными и мобильными знаниями. Компетентный специалист должен знать не только существо проблемы, но и уметь решать ее практически. Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения, то есть он должен обладать критическим мышлением и способностью к творчеству (Чошанов М. А.) [22, с. 56–57].

Профессиональная компетентность — это:

-          соответствие знаний, умений и производственных навыков, а также всей ценностной системы человека уровню общественных ожиданий от данной профессии, качеству социальной и профессиональной среды;

-          мерило деловых качеств человека; характеризует его личностные и социальные возможности, способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности, предполагает ряд способностей к взаимодействию.

Одной из характеристик профессиональной компетентности личности является ее нравственная компонента, носящая императивный характер: современный профессионал должен обладать не только некоторой суммой знаний, умений и производственных навыков, но и развитым нравственным сознанием, включающим в себя, наряду с общеморальными установками, профессиональные ценности — чувство профессионального долга, профессиональную совесть, профессиональную честь, профессиональное достоинство, профессиональную ответственность (Черноусов И. В.) [20, с. 11];

-          интегративное качество личности, система необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность выполнять самостоятельно профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями (Георге И. В.) [5, с. 10];

-          интегральный критерий качества профессионального обучения, профессиональной деятельности; свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, владеть многоплановыми аспектами деятельности, готовность к предприимчивости и принятию управленческих решений, к адаптации к новым условиям деятельности [17];

-          полиаспектная характеристика специалиста, включающая совокупность когнитивных, операционально-технологических, мотивационно-волевых и коммуникативных составляющих, отражающих уровень его способности к эффективному выполнению профессиональной деятельности и степень готовности к профессиональному развитию в условиях динамики, повышения наукоемкости профессионального труда и возрастания личной ответственности за его результаты [6, с. 68]; составляющими профессиональной компетентности выступают необходимые для выполнения конкретной профессиональной деятельности знания, умения, профессионально значимые качества, опыт, направленность личности и др. (Гнатышина Е. А.) [6, с. 126];

-          совокупность личностных, социальных, профессиональных и иных компетенций, которые требуются индивиду для решения конкретных профессиональных задач (Маркова А. К.) [15, с. 51–52]. Под профессиональными компетенциями ЕА. Гнатышина понимает интегральные внутриличностные свойства специалиста, включающие предметно-когнитивную, предметно-технологическую, предметно-мотивационную и предметно-коммуникативную составляющие, совокупность которых обеспечивает успешность выполнения конкретных видов профессионального труда и возможность углубленного совершенствования в отдельных из этих видов в зависимости от индивидуальных склонностей и предпочтений [6, с. 68].

А. К. Маркова выделяет следующие виды профессиональных компетенций: специальная (владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие), социальная (владение совместной, в частности групповой и кооперативной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда), личностная (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности), индивидуальная (владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом) [15].

В структуре профессиональной компетентности студентов И. В. Георге выделила следующие компоненты:

-          мотивационно-ценностный: отражает личностное отношение студента к профессиональной деятельности, его чувства, эмоции, личностные приоритеты. Проявление эмоционально-волевой активности включает эмоциональность как положительный эмоциональный фактор (реакция на успех и неудачу) и эмотивность (ценностный показатель осознанности субъектом необходимости профессиональной деятельности, положительное активное эмоционально окрашенное отношение к личностному и профессиональному самосовершенствованию);

-          когнитивный (знание и понимание): отражает владение студентом общенаучными, общепрофессиональными и специальными знаниями, его интеллектуальную вовлеченность, открытость для приобретения новых знаний;

-          деятельностный: отражает сформированность общепрофессиональных (учебных, рефлексивных, коммуникативных и др.) и специализированных (практические навыки, современные технологии и методы решения профессиональных задач различного уровня сложности) умений и навыков и способность их эффективного применения, развития и совершенствования в профессиональной деятельности [5, с. 11–12].

Примерные цели студента в сфере профессионального саморазвития: «развитие профессиональной направленности», «развитие профессионального самосознания», «развитие профессионального мышления», «развитие профессионального кругозора», «развитие профессиональной культуры», «формирование готовности к профессиональной деятельности», «развитие профессионально необходимых умений и навыков».

Формирование компетентности целеполагания в сфере саморазвития у студентов вуза возможно как в рамках обязательных учебных предметов, так и в рамках авторского спецкурса, лекции-семинара, практикума, тренинга.

 

Литература:

 

1.         Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). — М., 2005.

2.         Битянова, Н. Р. Психология личностного роста. — М., 1995

3.         Бочаров, В. М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2005.

4.         Витвицкая, Л. А. Педагогический глоссарий: метод. пособие. — Оренбург, 1999.

5.         Георге, И. В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе организации самостоятельной работы студентов при обучении в вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — М., 2013.

6.         Гнатышина, Е. А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: Монография. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

7.         Гончаров, В. С. Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития школьников: дис.... д-ра психол. наук: 19.00.07. — Курган, 2006.

8.         Жиганов, Б. А. О роли социальной компетентности личности в повышении эффективности управленческих кадров в сфере образования: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 2007.

9.         Кострова, Ю. С. Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Рязань, 2012.

10.     Куликова, Л. Н. Общение как фактор взаимосвязанного развития личности и деятельности сообщества // Личность в воспитательной системе учебного заведения. — Хабаровск: Изд-во ХГПИ, 1993. — С. 44–47.

11.     Марчук, Е. Г. Формирование интеллектуальной компетентности старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Саратов, 2013.

12.     Матвеева, Т. Е. Формирование информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. — Великий Новгород, 2012.

13.     Розумовський, О. М. Професіоналізм та майстерність вчителя. — К., 2001.

14.     Сагдеева, Г. С. Развитие интеллектуальной компетентности будущих специалистов (на примере подготовки инженеров-электриков): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Казань, 2013.

15.     Сафиуллина, Ф. Р. Трудовая занятость студенческой молодежи как социальный фактор формирования профессиональных компетенций: дис.... канд. социол. наук: 22.00.03. — Саратов, 2014.

16.     Сауренко, Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: дис....канд. пед. наук. — М., 2004.

17.     Сибирская, М. П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров. — СПб.: Изд-во ЦИИКРР, 1997.

18.     Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М., 2000.

19.     Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935–1940 [электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://slovari.yandex.ru.

20.     Черноусов, И. В. Становление социальной и профессиональной компетентностей личности в современном образовательном пространстве: дис.... канд. филос. наук: 09.00.11. — Воронеж, 2007.

21.     Чошанов, М. А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 19–24.

22.     Шаповал, А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. — Магнитогорск, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle