Библиографическое описание:

Осинская С. А. Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 575-581.

В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых пациентов. Данная программа направлена на мультифакторные проявления созависимости, охватывающие когнитивно-эмоциональный, поведенческий, психофизический и интерперсональный уровни, ориентирована на повышение уровня психологической автономии у созависимой личности. В статье рассматривается вопрос об оценке эффективности психотерапии, объективные показатели и субъективные критерии успешной психотерапевтической работы для данной категории пациентов.

Ключевые слова: созависимая личность, психотерапия, личностная тревожность, межличностные отношения, защитные психологические механизмы, эффективность психотерапии, самоотношение, развитие личности.

 

In the article the definition of codependency, presents an integrative psychotherapeutic program, developed on the basis of the results of dissertation research to improve the effectiveness of medical and psychological support for the co-dependent patients. This program focuses on multifactorial manifestations of codependency, embracing cognitive-emotional, behavioral, psychophysical and interpersonal levels, aimed at improving psychological autonomy have a codependent personality. The article discusses the issue of assessing the effectiveness of psychotherapy, objective indicators and subjective criteria for successful psychotherapeutic work for this category of patients.

Key words: codependent personality, psychotherapy, personal anxiety, interpersonal relationships, protective psychological mechanisms, the effectiveness of psychotherapy, self-attitude, personality development.

 

Проблема зависимостей является одной из наиболее актуальных в современном обществе. Специалисты в области зависимостей чаще всего рассматривают созависимость как семейную проблему (М. Битти, 1997; R. Т. Рotter-Effron, 2002; Д. А. Циринг, 2009; Н. Курек, 2004; В. Москаленко, 2006; Е. Назаров, 2000; Н. Манухина, 2009, Р. Хемфелт с соавт., 2007; Д. Бредшоу, 1989, Б. и Д. Уайнхолд, 2011 и др.). Анализ психологической литературы по проблеме позволяет понимать созависимость не только как вторичное явление, связанное с алкогольной и наркоманической зависимостью близкого, а как нарушение развития личности, формирующееся в ранних детско-родительских отношениях [10]. На основе первичной созависимости происходит формирование всех других видов зависимостей и развитие вторичной созависимости. Вторичная созависимость представляет собой сложное патологическое состояние, сформированное у родственников пациентов, страдающих химическими и не химическими видами зависимостей, определяющее нарушения психического здоровья и личностного развития, проявляющееся на ментальном, эмоциональном, социальном, духовном уровнях, включающее в себя нарушение поведения и социальной адаптации [11].

На основании результатов проведенного исследования разработана интегративная психотерапевтическая программа для созависимых лиц, находящихся на разных стадиях развития созависимости. Зачастую психологическая работа с созависимыми людьми направлена, во-первых, на преодоление вторичной созависимости и, как правило, предполагает расширение поведенческого спектра взаимодействия с зависимым родственником за счет более ясного понимания особенностей своего поведения, способствующих или препятствующих продолжению употребления и развитию болезни. Во-вторых, работа с созависимыми ориентирована исключительно на сознательный уровень, используется преимущественно метод рациональной психотерапии.

Существующие программы психотерапии, как правило, не обращаются к истокам развития созависимости; не ориентированы на раскрытие личностного потенциала, личностных ресурсов; не ориентированы на работу с чувствами, эмоциями и травматическим материалом; не ориентированы на работу с актуальным состоянием пациентов и коморбидностью, что является препятствием к усвоению полученного в психотерапии опыта. На сегодняшний день не существует ни одной интегративной психотерапевтической программы, направленной на мультифакторные проявления созависимости, охватывающие когнитивно-эмоциональный, поведенческий, психофизический и интерперсональный уровни.

В настоящее время, по мнению ряда специалистов (Ф. Е. Василюк, 2003; Г. Л. Исурина, 2000; Б. Д. Карвасарский, 2006 и др.) в психотерапии наблюдается все более заметная эклектическая тенденция. «Различные психотерапевтические школы, сохраняя номинальную организационную обособленность и держась институциональных барьеров, сближаются по своему составу, технике и теории, многое заимствуя, а многое открывая независимо друг от друга» [4, с. 20].

В зависимости от задач этапа лечения, внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование определенных приемов воздействия как на познавательные и эмоциональные, так и на поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. При анализе симптомообразования необходимо учитывать интрапсихическую динамику, актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни [7].

Целью психологического сопровождения пациентов с зависимой структурой личности является повышение уровня психологической автономии через создание условий для последовательного, устойчивого развития личности и укрепления собственного «Я».

Задачи:

1.                  Коррекция нарушенных межличностных отношений, выявление деструктивных установок и убеждений, неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования личности. Конструктивная переработка и восстановление внутриличностного и межличностного функционирования. Развитие новых способов взаимодействия с окружающими людьми. Формирование более адекватных отношений, форм поведения и эмоционального реагирования.

2.                  Формирование представлений об основных закономерностях развития личности, о необходимости удовлетворения основных потребностей. Становление более адекватного самопонимания, развитие навыков определения собственных потребностей и формирование навыков их удовлетворения здоровыми способами как самостоятельно, так и с помощью «Другого».

3.                  Снижение уровня личностной тревожности за счет актуализации внутренних ресурсов организма, позитивного изменения отношения к себе, повышения личной ответственности за собственную жизнь, формирования внутреннего локуса контроля. Целенаправленное формирование навыков саморегуляции психофизиологического состояния.

4.                  Определение контекста раннего интерперсонального опыта и особенностей семейной атмосферы. Определение возраста, в котором произошло эмоциональное застревание, «травматическая фиксация». Работа с эмоциональными дефицитами, проработка травматических эпизодов детского периода, восстановление эмоциональной связи с родителями. Формирование навыков определения чувств и их выражения.

5.                  Формирование представлений о структуре образа отца. Работа с образами родителей. Трансформация негативного образа отца, пересмотр субъективных представлений об отце, расширение восприятия его образа как личностного ресурса. Расширение представлений об отце с использованием опыта аналитической психологии К. Г. Юнга.

6.                  Укрепление и повышение ценности собственного «Я». Коррекция когнитивного и эмоционального компонентов в отношении к себе, восстановление целостности Я, повышение личностной ценности и, как следствие, ослабление деструктивных защитных психологических механизмов. Формирование позитивной динамики самооценки и самоотношения.

Подходы:

1.                Личностный подход, предполагающий понимание человека как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей, наиболее отчетливо применимый именно в медицинской психологии, так как позволяет учитывать личностные, соматические качества и преморбидные характеристики личности не только в проблеме психогенных состояний, но особенно в терапии.

2.                Системный подход, согласно которому личность понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического, психологического и социального. В результате развития в единстве процессов онтогенеза и социализации образуется совокупность индивидных и личностных свойств, неповторимая у каждого отдельного человека.

3.                Интегративный подход, предполагающий ориентацию на целостность психической организации человека и признание его в качестве субъекта взаимодействия с окружающей реальностью: в формировании индивида присутствуют и личностные, и социальные, и глубинные аспекты, при этом ни один из них не может рассматриваться как доминирующий или преобладающий. Предметом интегративной психологии является сознание как стержень функционирования личности, обеспечивающий ее целостность.

4.                Психодинамический подход, подчеркивающий важность для личностного развития очень ранних объектных отношений, обеспечивающих ребенку удовлетворение физических, психологических и социальных потребностей. Развитие здоровой личности проходит путь от надежной ранней привязанности к матери, через постепенное отдаление от объекта привязанности к способности строить отношения с другими людьми как независимый индивид. Нарушение объектных отношений приводят к неадекватной самооценке, трудностям в межличностных отношениях или более серьезным психическим расстройствам.

5.                Клинический подход рассматривает личность как «психическое новообразование», сложно и закономерно взаимосвязанное системой длящихся во времени процессов: «механизмов», «структур» или причинно-следственных цепочек, обусловливающих актуальное состояние и поведение испытуемого, что служит основанием для психокоррекционного воздействия [13]. Отправной точкой для клинического метода в психологическом исследовании является не любая патология, а нарушение имеющего место в норме равновесия между «Я» и «окружением», между личностью и реальной действительностью.

Уровни направленности психологического сопровождения:

1.                  Личностный уровень — работа со структурными особенностями личности, установками и мотивацией, защитными механизмами.

2.                  Когнитивный уровень — работа с неадекватными копинг-стратегиями и их деструктивным воздействием на психологические процессы.

3.                  Эмоциональный уровень — работа с психологической травмой, восстановление эмоциональных дефицитов, формирование навыков осознавания и выражения чувств, развитие эмпатии.

4.                  Поведенческий уровень — изменение или устранение доставляющих страдания болезненных форм поведения, обучение новым, более эффективным и здоровым формам поведения.

5.                  Психофизиологический уровень — формирование навыков расслабления и регуляции функциональных состояний средствами аутогенной тренировки, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.

В программе использованы следующие психотерапевтические методы:

1.                  Психодинамическая психотерапия, базирующаяся на принципе переработки фокального конфликта, являющегося причиной блокирования в значимых жизненных сферах пациента. Основной задачей психодинамической психотерапии является осознание и проработка несознаваемых конфликтов, сформировавшихся в детстве, и их последствий в жизни взрослого человека, воздействующих на актуальное физическое, социальное и психическое благополучие. Понимание стилей поведения, чувствования, мышления позволяет пережить возврат энергии и активности, которые могут быть использованы для разрешения жизненных проблем и получить доступ к позитивным ресурсам пациента [7, 3].

Разновидностью психодинамической психотерапии является отечественная личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, разработанная в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Б. Д. Карвасарский, 1985), а также аналитическая психотерапия К. Г. Юнга, ориентированная на преодоление любой односторонности в развитии личности, отстаивающей идею индивидуации как всестороннего, полного развития самости, синтезирующей сознательное и бессознательное [5].

2.                  Когнитивно-бихевиоральная психотерапия, имеющая основной целью создание новых условий для обучения человека, выработку новой системы стимулов, благодаря чему он может овладеть своими действиями и изменить поведение. Дезадаптивное поведение понимается как результат неправильного обучения, поэтому изменение поведения достигается путем специально организованного обучения (переучивания) в процессе тренинга [5]. В современной поведенческой психотерапии под «поведением» понимают не только внешние, явные его формы, но и всю гамму когнитивных и эмоциональных процессов, участвующих в его регуляции. Результатом терапевтического общения и использования специальных технологий с целью улучшения самочувствия пациента путем влияния на установки, ход мыслей и регуляцию поведения, происходит изменение баланса позитивных и негативных мыслей и чувств [12, 6].

3.                  Транзакционный анализ как разновидность психодинамической терапии, основанный на концепции Эрика Берна [2].

Основной целью терапевтического процесса в традиции транзактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Транзакционный анализ как метод психотерапии основан на рациональном понимании поведения и заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы находят применение в различных сферах жизни и деятельности человека, где он вступает в отношения с другими людьми.

4.                  Телесноориентированная психотерапия позволяет расширить непосредственно-чувственный опыт, что является одним из важнейших условий личностного развития. Использование самого широкого спектра методов телесно-ориентированной психотерапии позволяет улучшить общее физическое состояние пациента и повысить энергетический потенциал, что в сочетании с аналитической работой способствует решению личностных и жизненных проблем человека, поиску путей выхода из конфликтов. Работа с телом помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, делает возможным выход «замороженных» в теле эмоций, что приводит к расширению сознания и продвижению в других областях жизни.

Приемы телесно-ориентированной психотехники доказали свою эффективность в случаях психокоррекции межличностных внутрисемейных отношений. Обращение к такому каналу воздействия на личность человека особенно показано в случаях когнитивных, вербальных «блокировок», защит и психологических травм [1].

5. Арт-терапия, как метод, имеющий широкие возможности применения для любых видов психокоррекции, расширения диагностических методов, развития личности, семейных и детско-родительских отношений, психологических травм, жизненных, возрастных и экзистенциальных кризисов, используемый при работе с пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в групповой и индивидуальной психотерапии. Арт-терапия не имеет противопоказаний (кроме острого психического состояния), прекрасно сочетается со многими другими психотерапевтическими направлениями и школами.

6.                  Личностно-ориентированная психотерапия, имеющая своей целью, с одной стороны, осознание и понимание роли собственных личностных особенностей в возникновении внутриличностных и межличностных конфликтов, с другой, реальную коррекцию нарушенных отношений личности, неадекватных форм поведения и эмоционального реагирования, что является главной предпосылкой восстановления здоровья и полноценного социального функционирования личности. Исходной точкой для изменения своих способов переживания и поведения является приобретение нового познавательного и эмоционального опыта, необходимого для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей [2].

7.                  Позитивная психотерапия как метод, помогающий обрести внутреннюю целостность, фокусирующийся на раскрытии человеческих ресурсов и возможностей. Среди многих несомненных достоинств, в рамках предложенной нами модели психотерапии данный метод интересен направленностью на развитие и обучение формирования будущего через принятие ситуаций настоящего. Признание полной ответственности за жизнь помогает каждому делать конкретные шаги по изменению своей реальности.

Этапы работы:

1.                  Диагностический. Определение актуального состояния на момент начала психотерапевтической работы. Определение степени созависимости с использованием психодиагностических методик. Выявление ситуационного конфликта, прояснение семейной и социальной ситуации. Формирование мотивации к изменениям. Определение целей и желаемого результата психотерапии с подробным описанием его проявлений в различных сферах жизни и самоотношения.

На данном этапе целесообразно применение методов личностно-ориентированной, когнитивно-поведенческой психотерапии, транзактного анализа. Для диагностики актуального состояния и вхождения в психотерапевтический процесс используются методы арт-терапии и телесно-ориентированной терапии.

2.                  Ресурсный. Укрепление психических и соматических процессов, освоение навыков саморегуляции функциональных состояний. Активная работа, направленная на создание физического, энергетического, волевого потенциалов и укрепление пациентов на психофизиологическом уровне: снижение личностной и ситуационной тревожности. Оставленная без внимания высокая тревожность может значительно снизить эффективность психотерапевтического воздействия.

На данном этапе применяются методы телесно-ориентированной (аутогенная тренировка, релаксация, медитативные техники) психотерапии, техники арт-терапии в работе с глубинным бессознательным (рисование символов, мандал, работа с архетипами).

3.                  Психотерапевтический

а) Выявление конкретных затруднений, зон целенаправленного воздействия психотерапии, неадекватных форм реагирования, поведенческих стереотипов, когнитивно-аффективных особенностей. Определение механизмов психологической защиты, количества, частоты и степени их деструктивности. Осознание собственных потребностей и степени их удовлетворения, понимание роли собственных личностных особенностей в появлении внутриличностных и межличностных конфликтов. Выявление базисного конфликта.

На данном этапе применяются методы личностно-ориентированной, когнитивно-поведенческой, психодинамической психотерапии, транзактного анализа.

б) Работа с эмоциями и чувствами. Проработка и переосмысление опыта детско-родительских отношений, травматических эпизодов детского и взрослого периодов. Работа с базисным конфликтом. Работа с негативными эмоциональными переживаниями, обострение и проработка деструктивных и психопатологических когнитивно-аффективных и поведенческих паттернов. Осознание и проработка подавленных чувств: стыд, вина, фрустрация, гнев, агрессия и др., что способствует выходу из патогенного симбиоза и снижению тревоги. Открытие позитивного потенциала «негативных» чувств. Снятие психологических и эмоциональных блоков, расширение непосредственно-чувственного опыта. Формирование навыков распознавания и выражения чувств.

На данном этапе применяются методы когнитивно-поведенческой, личностно-ориентированной, психодинамической психотерапии, арт-терапии и приемов телесно-ориентированной психотехники.

в) Обучение новому поведению. Использование позитивного прошлого опыта, списка значимых других, методик самоотчета и наблюдения. Установление причинно-следственных связей нарушения интерперсональных отношений, их восстановление за счет повышения уровня осознанности и управления поведением. Формирование положительного самоотношения, самопринятия, осознание и принятие отвергаемых аспектов Я. Формирование успешных стратегий взаимодействия с другими людьми. Раскрытие личностного потенциала.

На данном этапе применяются методы когнитивно-поведенческой, личностно-ориентированной, позитивной психотерапии, транзактного анализа, с использованием терапевтических возможностей арт-терапии (рисунок, сказкотерапия, работа с цветом, лепка и др.)

4.                  Завершающий. Подведение итогов проделанной работы, рефлексия полученных в процессе психотерапии изменений. Ориентация на будущее, позитивная терапия, постановка целей и определение стратегии их достижения, повышение (принятие) ответственности за свою жизнь. Сравнение реального и желаемого результата. Использование полученных в психотерапевтическом процессе навыков в реальной жизни.

На данном этапе применяются преимущественно методы позитивной, личностно-ориентированной психотерапии, оценка результатов работы производится с использованием транзактного анализа и когнитивно-поведенческой терапии.

5.                  Поддерживающий. Проведение регулярных встреч после основного курса психотерапии с целью стабилизации и поддержания удовлетворительного состояния пациентов и сохранения результатов, полученных в ходе психотерапии. Поддержание функциональной активности и осознанности, продуктивной личной и социальной деятельности. На данном этапе применяются при необходимости все использованные в психотерапии методы, проводятся мероприятия по оказанию помощи пациенту в разрешении имеющихся у него трудностей, конфликтных ситуаций, по перестройке нарушенных отношений личности. Работа проводится с учетом особенностей патогенеза, а также результатов предшествующих этапов лечения.

Организация работы предполагает индивидуальные консультации и групповые занятия, проходящие в режиме закрытых групп один раз в неделю в течение одного года. Продолжительность занятий составляет от 1,5 до 3-х часов.

Длительность психотерапевтического процесса определяется особенностями созависимой личности, психологическим состоянием обратившихся за помощью пациентов и особенностями работы лечебного учреждения, на базе которого реализуется программа терапии.

Согласно общепринятым в психологии нормам, краткосрочные методы психотерапии применяются в течение 20 встреч с периодичностью встреч одна в неделю (5 месяцев). При использовании методов долгосрочной терапии длительность составляет от одного года до трех лет. С учетом сложности проблемы, особенно при работе с созависимыми лицами с сильной степенью выраженности личностного нарушения, отражающемся на семейном, профессиональном, социальном, соматическом, психологическом уровнях функционирования, показана длительная психотерапевтическая работа.

По мнению некоторых специалистов в области созависимых отношений, длительность терапии для пациентов с зависимым расстройством личности исчисляется из расчета один месяц терапии за каждый прожитый год клиента [9].

Оценка эффективности. Вопрос об оценке эффективности психотерапии является дискуссионным. Психотерапия представляет собой не один метод, существуют разные техники и методы психотерапии, различающиеся лежащими в их основе теориями, благодаря которым психотерапевтическое общение и отношения используются для улучшения состояния пациента. Существующая в психотерапии тенденция к интегративности и использование различных комбинаций методов при работе с клиентом затрудняет оценку эффективности.

Ф. Е. Василюк (2003) называет привычку мыслить «такие серьезные вещи, как результат лечения» в терминах объективных и объектных натуралистической, автор отмечает, что невозможно требовать объективных критериев в деле, «вся суть которого, вся объективность которого — субъективна» [4, с. 19].

Эффективность психотерапии зависит от таких факторов, как мотивация пациента к изменениям; личность пациента и характер проблемы, с которой он обратился за помощью; личность психотерапевта, уровень его профессионализма и выбор метода или методов, с помощью которых достигается положительный устойчивый результат.

Тем не менее, в отечественной психологии в настоящее время активно разрабатываются научно обоснованные критерии и методы оценки эффективности. По словам Б. Д. Карвасарского (2006), критерии эффективности психотерапии должны учитывать три уровня проявлений наступивших изменений в клинической картине и адаптации пациента (соматический, психологический, социальный), оцениваться с точки зрения объективного наблюдения и субъективной оценки самого пациента и должны быть достаточно независимы друг от друга [7].

На сегодняшний день при оценке эффективности психотерапии ориентируются, в большинстве случаев, на субъективные показатели. Критерии оценки эффективности разрабатываются для каждого вида психотерапии отдельно и определяются ее целями, задачами и механизмами терапевтического процесса, вытекающими из принятой теоретической концепции. В большей степени это относится к оценке эффективности личностно-ориентированных систем психотерапии.

К показателям успешной психотерапевтической работы относят симптоматическое улучшение: стабилизация эмоционального состояния, уменьшение выраженности или полное устранение симптомов, снижение тревожности и уровня нервно-психического напряжения, а также улучшение функционирования на психологическом и социальном уровнях:

-          Повышение степени осознанности в отношении связи между имеющимися проблемами, конфликтами, симптоматикой и роли собственных личностных особенностей и особенностей эмоционального реагирования. Осознание причин и психологических механизмов нарушения функционирования. Появление мотивации к позитивным изменениям и способности к конструктивной интеллектуальной и эмоциональной переработке своих проблем.

-          Нормализация межличностных отношений и социального взаимодействия, в первую очередь, за счет изменения отношения к самому себе, приобретения нового опыта более адекватных способов реагирования, новых стереотипов поведения, переосмысления прошлого опыта и приобретения способности к восприятию жизненных ситуаций как возможностей.

Вопрос об оценке эффективности предложенной интегративной программы и сроков лечения тесно связан с тем обстоятельством, что объектом психотерапевтического воздействия является созависимая личность, этиологической основой нарушения которой является остановка/задержка в развитии личности. Эмоциональный возраст пациентов соответствует периоду раннего детства (2–3 лет). Общей стратегией в работе с пациентами с зависимой структурой личности должно стать создание условий для развития личности, психологического взросления, а это очень медленная и кропотливая работа. Кроме того, при сильной степени созависимости, когда нарушения носят патологический характер, желаемые изменения могут быть незначительными и неустойчивыми. В связи с вышеописанными обстоятельствами, объективная оценка эффективности психотерапии пациентов с зависимой структурой личности может потребовать значительного времени. По мнению Р. Комера (2008), лечение зависимого расстройства личности может быть, как минимум, ограниченно успешным [8].

Критерием успешной терапевтической работы для данной категории пациентов является снижение эмоциональной реактивности как деструктивного поведенческого паттерна.

Способность жить «здесь-и-сейчас», пребывать в текущем жизненном моменте и проживать его с максимальной пользой и удовольствием, а не находиться в постоянной настроенности на результат и тревоге о том, что может произойти в будущем.

Появление личных жизненных целей и видение путей их реализации.

Осознание собственных потребностей, появление собственных желаний и видение возможностей их удовлетворения.

Открытие и переживание новых качеств своего Я, появление внутренней опоры, а также способности опираться на других людей в ситуациях, когда это необходимо, умение принимать помощь других людей. Способность оставаться в одиночестве.

Важным критерием успешности работы с пациентами с зависимой структурой личности является преодоление ими эгоцентрической позиции, что проявляется в появлении у пациентов таких новообразований как чувство благодарности и подлинной эмпатии по отношению к другим людям [9].

Данная программа психологического сопровождения может быть использована в различных медицинских учреждениях и психологических центрах, работающих с психологически зависимыми пациентами.

 

Литература:

 

1.         Баскаков В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tanatoterra.com (дата обращения: 05.11.2013).

2.         Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия. — М.: Академический проект, 2006. — 320с.

3.         Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2012. — 496 с.

4.         Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. — М.: МГППУ; Смысл, 2003. — 240 с.

5.         Дуткевич Т. В., Савицкая О. В. Практическая психология. Введение в специальность. — Киев, 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. http://psyfactor.org (дата обращения: 20.11.2013).

6.         Залевский Г. В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования: Учебное пособие. — Томск: Томский государственный университет, 2006. — 150 с.

7.         Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб.: Питер, 2006. — 752 с.

8.         Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. — Издательство: Прайм-ЕВРОЗНАК, Серия: Большая университетская библиотека, 2008. — 640 с.

9.         Малейчук Г. И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2012. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3202 (дата обращения: 25.02.2014).

10.     Осинская С. А. Значимые факторы развития первичной созависимости // Сибирский психологический журнал. — Томск, 2012. — № 43. — С. 18–22.

11.     Осинская С. А. Современные дефиниции созависимой личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — Тольятти, 2013. — № 3 (25). — С. 369–372.

12.     Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний // Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2005. — Гл. 7. — С. 205–225.

13.     Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. — СПб.: Питер, 2004. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle