Библиографическое описание:

Шамсиев А., Юсупова Ш. Р. Общие требования к информационно-коммуникационным технологиям, используемым в условиях личностно-ориентированного обучения математике для развития познавательного интереса // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 14-18.

В работе приведены педагогические условия личностно-ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.

Ключевые слова:познавательный интерес, личностно-ориентированное обучение, дидактические принципы личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

 

В последние годы проблема развития познавательного интереса учащихся средней школы становится одной из основных проблем педагогики и психологии.

Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляет собой отдельного конкретного психологического процесса, каким являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном отношении человека к предметному миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, внимания, воображения).

Важность познавательного интереса в процессе развития личности учащегося особенно ярко проявляется в условиях личностно ориентированного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Современные подходы к процессу обучения математике, использующие средства информационно-коммуникационных технологий, рассматривают в качестве приоритетных факторов интересы личности, отношение к человеку, его творческое развитие. Это обусловлено тем, что, во-первых, цель образования заключается в развитии личности на всех уровнях; во-вторых, основной ценностью обучения считается усиление мотивационных моментов, что наиболее реализуемо при использовании средств информационно-коммуникационных технологий. При этом формирование знаний и умений осуществляется при активной заинтересованности обучаемого, с опорой на позитивно-значимые качества его личности. Вышеозначенные особенности обучения предусматривают личностный подход, в основе которого лежит признание индивидуальности каждого обучаемого и его развитие как основную ценность при обучении индивида с использованием средств информационно-коммуникационных технологии. В современной педагогической литературе вопросы личностно ориентированного обучения рассматриваются такими авторами, как Берулава Н. М., Бондаревская Е. В., Панюкова С. В., Сериков В. В., Якиманская И. С. и др. [1; 2; 6; 7; 9; 10; 11; 12; 13]. В настоящее время существуют различные подходы к проблеме разработки и внедрения личностно ориентированного обучения, рассмотрение которых позволяет сделать следующие выводы: в определенном смысле, традиционная педагогика личностно ориентирована, так как основной своей задачей считает развитие личности, но обучаемый не является при этом изначально значимым как личность, ввиду особой сложности дифференцированного подхода; большинство авторов считает, что основой личностно ориентированного обучения является приоритет индивидуальности обучаемого, его самоценность и самобытность, что необходимо учитывать при реализации возможностей; необходимо детальное рассмотрение назначения, целей и принципов построения личностно ориентированного обучения в условиях применения средств информационно-коммуникационных технологий.

Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания математики ведет к повышению эффективности обучения за счёт изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов. Во многих случаях внедрение современных средств информационно-коммуникационных технологий даёт возможность дифференциации процесса обучения за счёт выбора заданий разного уровня, организации самостоятельного продвижения по темам курса математики успевающих, и возврата к недостаточно изученному материалу отстающих учащихся. По этой причине становится актуальной разработка определённых методических подходов к использованию информационных технологий для развития личности обучаемого, в частности, творческого потенциала индивида, формирования у учащихся умения прогнозировать результаты своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических. Большое значение имеет реализация идей развивающего обучения [5]. Учитывая возможные факторы индивидуализации и дифференциации обучения, обоснованное применение средств информационно-коммуникационных технологий может способствовать организации личностно-ориентированного обучения при изучении математики.

Содержание, методы, приёмы при использовании данного подхода направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого учащихся, помочь становлению личностно-значимых способов познания путём организации целостной учебно-познавательной работы, совместного проектирования учебной деятельности [3]. Применение личностно-ориентированного подхода при освоении курса математики обеспечивает каждому студенту возможность заниматься в индивидуальном темпе, в соответствии со своими способностями. Это не только ориентирует учащихся на достигнутый ими уровень познавательного развития, но и предъявляет регулярные требования, несколько превышающие его возможности. Процесс модернизации образования ориентирован сегодня на переход от утилитарно-прагматических целей образования, ориентирующих его в основном на формирование знаний, умений и навыков, к приоритету развития личности, в которой высокий уровень профессиональной подготовки органически сочетается с другими качествами личности — гуманизмом, толерантностью, гражданственностью и т. д. Одно из центральных мест в теории личностно-ориентированного обучения занимает понятие «личность», под которой понимается индивидуум, достигший высокого уровня духовного развития и высокого уровня интеллекта, обладающий развитым мышлением; это творчески действующий человек, способный использовать логику своего мышления для созидания знания, способный, отвечая за последствия, управлять собой и внешними обстоятельствами [4]. Конкретная личность рассматривается как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик. Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса. Это способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств учащихся, развитию их мышления, становлению творческой, активной, инициативной личности, удовлетворению познавательных и духовных потребностей обучаемых, развитию их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития [8]. Такое образование ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению новых знаний, а также к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях. Различают следующие дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств информационно-коммуникационных технологий [4]: принцип самоценности индивидуума; принцип определённости обучаемого как активного субъекта познания; принцип социализации обучаемого; принцип опоры на субъективный опыт обучаемого; принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого; принцип учёта индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого; принцип развития коммуникативных способностей личности.

Принцип самоценности индивидуума основан на гуманном отношении к обучаемому, на признании его самоценности в качестве носителя субъективного опыта, на развитии и сохранении его самобытности, индивидуальной свободы, на раскрытии его творческих, общественно полезных, уникальных личностных и интеллектуальных способностей. Принцип определённости учащихся как активного субъекта познания означает, что в процессе обучения педагогическое воздействие и выбор конкретного средства информационно-коммуникационных технологий определяется собственной активностью каждого учащегося, самостоятельным выбором целей, темпа и траектории обучения. Принцип социализации обучаемого направлен на осуществление развития социальных способностей личности. Принцип опоры на субъективный опыт обучаемого позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать обучение за счёт выбора необходимых для конкретного индивидуума педагогических воздействий и средств информационно-коммуникационных технологий. Принцип ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого означает, что основным приоритетом личностно-ориентированного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности студента, способствующих его самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению. Принцип учёта индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого направлен на всесторонний учёт способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых. Реализация средств информационно-коммуникационных технологий должна быть основана на максимальном учёте индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося, его индивидуальных личностных свойств (темперамента и волевых качеств; особенностей мышления; особенностей восприятия, памяти, внимания; мотивации; самооценки; уровней притязаний). Принцип развития коммуникативных способностей личности предполагает формирование умения ценить и уважать окружающих, умения относиться гуманно к другим людям, общаться, отстаивать свою позицию, принимая во внимание мнение других людей.

Подводя итог, отметим, что в психолого-педагогической литературе [1; 2; 10; 11; 12] термины «личностно ориентированное обучение» и «личностно ориентированное образование» употребляются для обозначения учебного процесса, в основу которого положено движение не от обучения к учению, но от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию; исходя из этого определяются назначение, цели и принципы личностно ориентированного обучения. Назначением личностно ориентированного обучения является организация учебной среды, создающей оптимальные условия для развития у субъекта обучения способности к самообразованию, самообучению, самоопределению, саморазвитию и самореализации. При этом основными целями личностно ориентированного обучения являются формирование личностных качеств человека, способности к самообразованию, разработка и внедрение таких педагогических технологий обучения, которые создают условия для обретения знаний, умений, навыков, развития мышления, интеллекта. В условиях информатизации образования, такие педагогические технологии реализуют следующие возможности средств информационно-коммуникационных технологий: интерактивность, обработка значительных объемов информации об изучаемых процессах, поиск учебной информации, в том числе и в распределенном информационном ресурсе Интернет, компьютерное моделирование изучаемых объектов, процессов и др. Самостоятельное осуществление различных видов учебной деятельности, основанное на реализации отмеченных выше возможностей информационно-коммуникационных технологий, опирается на проявление личностных способностей и склонностей обучаемых, что повышает мотивацию обучения и развивает познавательный интерес обучаемых.

В связи с этим, остановимся на рассмотрении условий личностно ориентированного обучения на базе реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса в процессе обучении математике.

Сформулируем общие требования к средствам информационно-коммуникационных технологий, используемым при личностно ориентированном обучении. Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта обучаемого, включая опыт его предшествующего обучения, в том числе, опыт использования средств информационно-коммуникационных технологий. Изложение заданий должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на преобразование опыта каждого обучаемого по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе осуществления учебной деятельности. Содержание изучаемого материала, представленное с использованием средств информационно-коммуникационных технологий должно быть направлено на эффективное восприятие каждым обучаемым (интерактивная компьютерная визуализация); необходимо постоянное согласование опыта обучаемого с научным содержанием заданий, в том числе опыта применения средств информационно-коммуникационных технологий. Стимулирование обучаемого к образовательной деятельности путем реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, в том числе и в области освоения информационно-коммуникационных технологий при изучении математики. Учебный материал должен быть организован так, чтобы была возможность выбора при выполнении заданий, в том числе режима учебной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходима стимуляция обучаемых к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала на базе осуществления информационной деятельности. Необходима автоматизация процесса контроля и оценки не только самого результата, но и процесса обучения, как поэтапного, так и итогового. Обязательна профессиональная направленность изучаемого материала, чтобы обучаемый не только изучал предмет как учебную дисциплину, но и видел в нем возможности решения практических задач, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Средства информационно-коммуникационных технологий должны содержать такой объем учебного материала, который может освоить обучаемый, максимально эффективно используя эти средства.

Вышеозначенные требования можно реализовать при преподавании математики, например, при составлении учебного материала по математике (задач, примеров, тестов, контрольных вопросов и т. д.). Необходимо, кроме отбора его по научному содержанию, целям усвоения, характеру изложения, учитывать также личностное отношение к работе с этим текстом, типом научной информации, заложенной в тексте (справочная информация; информация, выражающая результаты чужого опыта; информация, помогающая самообразованию, специфику будущей деятельности обучаемых).

Разрабатывая дидактический материал, нужно учитывать не только сложность предметного содержания заданий, но и различные способы их выполнения. В содержание заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться как в виде правил, предписаний, алгоритмов действий, так и путем организации самостоятельного поиска, когда ученику предлагается решить задание разными способами, найти рациональный, сравнить и оценить подходы решения и т. д. Педагог должен четко сформулировать цель, определяющую организацию учебной работы, а при организации самостоятельной подготовки к занятиям дать ученикам четкую целевую установку по организации деятельности усвоения.

По мнению И. С. Якиманской, каждому обучаемому для развития и самореализации нужна образовательная среда, включающая: организацию и использование учебного материала разного вида, содержания, формы; предоставление ученику свободы выбора способов выполнения учебных заданий; использование нетрадиционных форм проведения групповых, практических, лабораторных работ и самостоятельной подготовки к занятию; создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности; постоянное внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы; особую подготовку учителя к систематическому проведению такой работы на уроке и в ходе организации индивидуальных занятий; разработку и использование индивидуальных программ обучения; организация занятий в малых группах [4].

Необходимо отметить важность создания педагогом условий для проявления обучаемым познавательной активности. Достижение этой цели возможно следующими средствами: использование форм и методов учебной деятельности, позволяющих максимально раскрыть и использовать опыт каждого учащегося; создание на занятии личностно значимой для каждого учащегося проблемы; использование учебного материала, позволяющего обучаемому самостоятельно выбирать способы решения проблемной ситуации; создание такой атмосферы занятия, где у обучаемых отсутствовала бы боязнь ответа, страх ошибиться; поощрение обучаемых за нестандартный способ решения, даже если окончательный ответ не был найден и избранный путь решения ошибочен; оценка деятельности каждого ученика, когда учитывается не только конечный результат, но и процесс его достижения.

Построение такого личностно ориентированного подхода возможно только при активном использовании средств информационно-коммуникационных технологии, позволяющих в большой степени дифференцировать и индивидуализировать занятия, ориентировав их на личностные возможности и потребности обучаемых, при необходимости откорректировав личную «траекторию» развития каждого обучаемого. Необходимо отметить, что для достижения большинства поставленных целей нужно привлечь к работе с педагогом-предметником и педагога-психолога. Информация о психофизических и интеллектуальных способностях обучаемых позволяет легче осуществлять в дальнейшем личностно ориентированное обучение.

Таким образом, проектирование личностно ориентированной системы обучения предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения; развитие индивидуальных способностей ученика; определение средств информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию поставленных целей посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.

 

Литература:

 

1.         Берулава Н. М. Гуманизация образования: направления и перспективы // Педагогика, — 1996, — № 4, — С. 3–27.

2.         Бондаревская Е. В. «Круглый стол». Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы // Педагогика, — 1996, — № 2, — С. 31–36.

3.         Видякина А. А. Анализ методических подходов к реализации личностно-ориентированного подхода при обучении информатике [Электронный ресурс]. http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/optimizacija_ obrazova-telnogo_processa /analiz_metodicheskikh_ podkhodov_k_realizacii_lichnostno_orientirovannogo_podkhoda_pri_obuchenii_informatike/9–1-0–32.

4.         Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — М.: МГПУ, — 2005. — 231 с.

5.         Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. — М.: Педагогика, — 1986. — 240 с.

6.         Панюкова С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. — М.: «Пропресс», — 1998, — 236 с.

7.         Панюкова С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. — М.: «Пропресс», — 1998, — 324 с.

8.         Поляков Ю. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: Монография. — М.: 2004, — 135 с.

9.         Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: «Школа-Пресс», — 1994, — 210 с.

10.     Сериков В. В. «Круглый стол». Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика, — 1996, — № 5, — С. 17–23.

11.     Сериков В. В. «Круглый стол». Учебный научно-педагогический комплекс: проблемы и перспективы // Педагогика, — 1996, — № 2, — С. 14–17.

12.     Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика, — 1994, — № 5, — С. 18–24.

13.     Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, — 1996.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle