Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание социокультурной толерантности старшеклассников посредством повышения уровня изучения региональной социокультурной среды // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 549-551.

В данной статье анализируются проблемы формирования социокультурной толерантности у старшеклассников посредством усиления регионального социокультурного компонента в содержании образовательного процесса.

Ключевые слова:социокультурная толерантность, современное общество, модернизация образования, педагогические условия.

 

Социокультурная толерантность важная характеристика социально успешного развития личности старшеклассника. В современных социально-исторических условиях, вектор мышления индивида приобретает исключительное и особенное значение. Тенденция к глобализации, очень способствует постоянному расширению информационного поля как некой транснациональной сети, постепенному обобщению социокультурного текста для более удобного восприятия, но не осознанного понимая. Так, например, отдельно вырванные из их исторического контекста события новейшей истории, трактуются и используются как в политическом, так и в художественном ключе достаточно свободно. Все это приводит к непрогнозируемым конфликтам в социокультурной и информационной среде, выражающихся в социальном несогласии, категоричном отрицании явления из-за его гипостазированной формы подачи через как первичные, так и через вторичные институты социализации. На наш взгляд для формирования социокультурной толерантности у старшеклассников важен не только индивидуальный уровень, но и над индивидуальное понимание проблемы. Умение воспринимать индивидуальность «Другого» не только в рамках социально-правовых норм, но и на эмпатическом иррациональном уровне. Стремление старшеклассников к автономности и максимальному обособлению от «Другого», самореализации вне духовности и соборности, приводит не только к интолерантному поведению, но и к личному индивидуальному кризису, который выражается в росте неудовлетворенности собой, в постоянном поиске несоответствий, как в себе, так и в «Другом». Следовательно, умение признавать индивидуальность «Другого» прямо пропорционально зависит от умения понимать социокультурную толерантность как неопределенность. Исходя из этого, социокультурная толерантность выступает одной из базовых категорий в вопросе формирования диалога: между культурами, между отдельными социальными группами и между личностями. Так, К. Д. Ушинский отмечал особую необходимость тесной взаимосвязи, воспитания и жизни народа, политических и культурных потребностей, связывал развитие страны и общества с культурой, формированием духовности [4]. Академик В. А. Тишков отмечал, что рациональная реакция человека; её уровень зависит от знаний и личного опыта. Однако, «это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность. Нетерпимость чаще всего является результатом усилий интеллектов. Они же обеспечивают эмоциональную мобилизацию, производя риторику ненависти, включая насилие» [3, c. 112].

Педагогические условия по формированию социокультурной толерантности у старшеклассников призваны развивать коммуникационные навыки для формирования диалога с «Другим». Привлечение культурологической, философской, психологической, социологической, педагогической методологических систем максимально интегрирует явления положительно и отрицательно влияющие на динамику развития условий воспитания социокультурной толерантности, позволяя рассматривать их максимально взаимообусловлено, опираясь на данные структуры знаковых систем социокультурного текста. Исходя из этого, актуализируется необходимость использования системного подхода, при котором социокультурная толерантность рассматривается как сложная взаимодействующая система с различной степенью дифференциации и становится возможным преодоление проблем гипостазирования исследуемого явления. Личностно-ориентированный подход представляет возможным учесть в исследование условий воспитания социокультурной толерантности региональную специфику не только образовательной среды, но и социокультурного пространства максимально специфицируя и индивидуализируя отбираемые педагогические условия.

В ходе констатирующего эксперимента, в котором принимали участие 230 старших школьников г. Владимира 10–11 классов МАОУ «СОШ № 39», МОУ СОШ № 34, МОУ СОШ № 5, МОУ СОШ № 2 было выявлено, что старшеклассники не обладают высоким уровнем сформированности социокультурной толерантности. Крайне остро воспринимается «Другой», под которым может пониматься представитель другой национальной, культурной, мировоззренческой, социальной принадлежности. Не просто воспринимаются общепринятые нормы и взгляды, принятые в обществе. Нигилизм старшеклассников в такой форме достаточно интересен: эксперимент показывает, что происходящее отрицание — это отрицание отрицания старшеклассником. Данный процесс не привносит в мировоззрение порядка, не повышает индивидуальные социальные роли в социально-культурной среде. Нигилизм такого рода переполнен стереотипами и крайне настороженно воспринимает социокультурную толерантность как неопределенность к сложности мира вокруг. Анализ результатов анкетирования [1], [2], подтверждает, что 67 % старшеклассников обладают низким уровнем социокультурной толерантности, 15 % — обладают пониженным уровнем социокультурной толерантности, тогда как только 8 % — обладают средним уровнем социокультурной толерантности.

Подавляющее число респондентов всех опросов отмечают, что толерантность важная для цивилизационного развития категория, но социокультурная толерантность воспринимается только как пустая форма без содержания. Так, если в вопросе присутствует слово толерантность, то старшеклассники отвечают в пределах социальных и правовых норм, но если вопрос анкеты описывает конкретную ситуацию, направленную на проявление социокультурной толерантности как личностного качества ребенка, то происходит обратный эффект — старшеклассник выбирает достаточно категоричные варианты ответа. Значимость личного пространства (неготовность впустить в него «Другого»), подсознательный страх перед «Другим», открытая неготовность к диалогу формируют формализм в поведении старшеклассника и оценке себя и «Другого». Это в свою очередь развивает у старшеклассника социокультурный инфантилизм, низкий уровень ответственности, гипостазированную оценку социокультурной среды в общем.

Исходя из этого, можно заключить, что обладая абстрактными знаниями, старшеклассник не обладает навыками применить их к конкретной ситуации. В качестве наиболее значимых личностных ценностей старшеклассники в 80 % ответов выбирают закрытость в противовес открытости, сохранение стереотипа, стремление к самоутверждению в противовес состраданию, риску, подразумевающему личную ответственность. Такой индивидуализм, опирающийся на достаточно сумбурные представления о социальном счастье, берет за основу низкий уровень духовности, низкое значение духовных ценностей вообще при хорошем интеллектуальном развитии старшеклассника. Поэтому целостное воспитание социокультурной толерантности — это наиболее эффективное средство предупреждения развития социокультурной интолерантности у детей. В связи с этим, необходимо реализовывать системный подход для формирования социокультурной толерантности у старшеклассников, а не применять точечные меры от ситуации к ситуации. Важно учитывать, что формирование социокультурной толерантности у старшеклассников неразрывно связано с саморазвитием и является процессуальным видом деятельности, включающим элементы иррационального восприятия, эвристического мышления, восприятия социокультурной среды. Исходя из этого, содержательный компонент выстраивается посредством применения таких принципов самоактуализации как самостоятельный выбор индивидуального участия в изучении социокультурной среды, индивидуализации, так как старшеклассник в рамках своей мировоззренческой парадигмы уникален, но для установления диалога с «Другим» необходимо педагогическое обеспечение процесса осознания индивидуальности и уникальности «Другого», субъектности и сотворчества (здесь старшеклассник посредством активного вовлечения в творческую деятельность на эмоционально-рациональном уровне проходит процесс инкультурации на микро и макроуровнях).

Важное значение для преодоления проблемы соотношения абстрактного знания у старшеклассника с действительными событиями, происходящими в социокультурной среде выполняет материал региональной культуры. Посредством анализа знакомых природно-географических, социальных и культурных фактов старшеклассник более личностно воспринимает содержание образовательного процесса. Таким образом, происходит изменение структуры социокультурного диалога и происходит изменение коммуникации с «Другим». Это выражается в более целостном восприятии и формы и содержания, более полном соотнесение теории с непосредственной практико-ориентированной средой, повышение уровня ответственности и личной сопричастности старшеклассника с происходящими вокруг него событиями.

Включение анализа «родного» социокультурного текста способствует более полному социокультурному самоопределению, наполнению осознанным текстом социокультурной среды, что способствует развитию не только социализации, но и смягчает риски, возникающие при инкультурации старшеклассника. Исходя из этого, формируется основа и практические навыки для социокультурной коммуникации с «Другим».

Формирование социокультурной толерантности в данном ключе направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к «Другому». Повышение уровня понимания региональной культуры способствует формированию у старшеклассников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Творческие проблемные ситуации, формируемые с использованием регионального социокультурного регионального текста, предполагают в итоге вариативное решение для творческого саморазвития личности ребенка, помогают не только рационально, но и эмоционально осознать реально возможную ситуацию. Сотворчество способствует выбору позитивной гуманной стратегии поведения старшеклассником и учит социокультурной коммуникации с «Другим».

Региональный аспект, введенный в рамках сравнительного анализа с глобальными социокультурными процессами, преодолевает ряд таких проблем как излишняя теоретизация и гипостазирование гуманитарного знания. Посредством осмысления близкого для старшеклассника исторического, культурологического, религиоведческого текстов самим старшеклассником, происходит самостоятельный анализ и повышение уровня внутренней мотивации к установлению взаимодействий с «Другим». Это осуществляется посредством личностно-ориентированного подхода, деятельностного подхода, синергетизма, холизма, культурологического, системного и креативного подходов.

 

Литература:

 

1.         Магун В. С., Жамкочьян М. С., Магура М. М. Вопросник для измерения толерантности // Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008, С. 51–59

2.         Бойко В. В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности // Психодиагностика толерантности личности. Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М.: Смысл, 2008, С. 60–64

3.         Тишков В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах / Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997, — 532 с.

4.         Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/сост., предисл., примеч., словарь, подгот. текста Н. Г. Ермолиной. — Новосибирск: дет. Лит. Сиб. отд-ние, 1994–420 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle