Библиографическое описание:

Чивилёв А. А. Диалог в межличностной коммуникации // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 629-632.

В глобальном мире в целом и в российском обществе в частности, крайне важными на сегодняшний день являются проблемы, связанные с установлением и поддержанием диалога между различными социально-культурными группами, точнее, их представителями. Даже учитывая то, что в повседневной жизни человек обучается диалогу с раннего возраста, этого бывает недостаточно для успешного овладения некоторыми профессиями (преподавателя, артиста, диктора, политика и т. д.). Кроме того, прогресс науки и техники привел к тому, что человеческие взаимоотношения становятся все более опосредованными и дистантными, что приводит к определенному отчуждению между членами общества. В таких условиях существенно возрастает роль речевой коммуникации между людьми, которая обеспечивает взаимопонимание, продуктивный обмен информацией.

Речевая коммуникация чаще всего протекает в виде взаимосвязанных последовательных речевых актов. Такого рода речевые акты образуют дискурсивное поле коммуникации. Под диалогом же обычно понимается такая ситуация, когда меняются коммуникативные роли, т. е. роль говорящего переходит к слушающему, а роль слушающего переходит к говорящему [3].

Диалог — это диалектическое противоречие своего и другого сознаний, каждое из которых существует самостоятельно, независимо друг от друга, стремясь освоить и понять другое, при этом не утратить суверенности своего [6]. Во время диалога происходит не только обмен ценностной информацией. Каждый участник диалога пытается понять себя, смотрясь в другого человека как в зеркало и видя свое отражение, и это гораздо важней, нежели простой обмен информацией. Лишь смотря в свое отражение, проецируемое другим сознанием, можно увидеть и понять себя соотносительно другому.

Согласно М. Буберу, диалог это отношение людей друг к другу, выражающееся при помощи коммуникации [2]. В диалоге задействованы два субъекта, т. е. два говорящих сознания, которые желают высказаться, услышать друг друга и достичь понимания. Примечательно, что более важно для каждого из участников диалога желание быть услышанным и только потом — правильно понять своего собеседника. В диалоге соотносятся друг с другом реплики, или речевые ходы. Важным обстоятельством является связность диалога, обеспечивающаяся тем, что за вопросом идет ответ, за приветствием — ответное приветствие, за упреком — извинение или возражение, за комплиментом — благодарность, за оскорблением ожидают извинение и т. д. В речевое взаимодействие могут быть включены и неречевые компоненты (так, словесное согласие можно заменить кивком головы, ответ на вопрос — пожатием плечами). Т. е., диалог разворачивается по установленным, известным коммуникантам, нормам и культурным сценариям.

Сам по себе диалог как неформальная беседа является идеальным образцом межличностной коммуникации [1]. Для межличностной коммуникации (МЛК) характерен целый ряд особенностей, отличающих ее от остальных видов коммуникации, однако МЛК может протекать в различных формах, специфика которых определяется количеством участников, их социоролевым статусом, коммуникативной установкой, особенностями времени и пространства коммуникации. МЛК присуща частая смена тематики, доминирование одной стороны за счет ее высокой активности и подчинение другой, смена коммуникативной установки, возможность возвращаться к прежним темам, необязательность заключительного этапа, т. к. диалог может быть прерван внешними факторами.

Вступая в МЛК, люди «настраиваются» на взаимодействие друг с другом [4]. Каждый хотя бы приблизительно представляет, что и как он сделает или скажет. Мысленно представит реакцию других на это, его собственную реакцию на эту реакцию и т. д. МЛК как взаимодействие и диалог является сложным процессом, предполагающим понимание и осознание инаковости своего собеседника, а кроме того — выработку в процессе взаимодействия общности (диалог «Я» и «Другого»). Если в процессе МЛК достигается общность (при понимании различности), такую коммуникацию можно считать успешной, полноценной. В противном случае, МЛК является неуспешной или неполноценной, т. к. взаимопонимание не достигнуто.

Межличностная коммуникация оказывает значительное влияние на поведение и деятельность людей, формирует коммуникативные уровни общества в виде различных форм коммуникативного взаимодействия.

Одной из таких форм является социальный диалог, выступающий как реальное бытие социальной коммуникации. Диалог особенно значим для стабилизации, развития и поддержания общественной жизни. Он, выступает социализирующим, стабилизирующим и даже цивилизующим началом, будучи противоречивым по своей природе. Противоречие выражается между необходимостью в действенной системе социальной регуляции, диалог же может стать весомым регулятивным потенциалом социальной коммуникации, с одной стороны, и неполным, недостаточно эффективным использованием этого потенциала, с другой стороны. Принципиальной особенностью такого рода коммуникации является возможность реального диалога. В коммуникацию могут включиться на равных все ее участники.

Важной особенностью современной МЛК является возможность диалога с искусственными персонажами, моделирование своего образа и образа собеседника [7]. Успешность, продуктивность МЛК зависит от того, насколько развито у участников диалога умение признавать в собеседнике равноправного партнёра, вместе с этим учитывая его право на различие.

В виртуальной культуре существенно возросла роль диалога, который разворачивается на различных уровнях. Л. А. Микешина и М. Ю. Опенков, рассматривая природу виртуальной реальности, отмечают её неразрывность с диалогом и коммуникацией [5]. Помимо того, потребность человека в уходе в собственный иллюзорно-символический мир может трактоваться как «Я — коммуникация» (альтер-эго, «Я» и «Другой» и т. д.). Это обуславливает потребность в познании закономерностей МЛК, накоплении навыков и умений, их успешного применения.

Подводя итог можно сказать, что МЛК в форме диалога обеспечивает людям взаимопонимание, возможность свободно обмениваться информацией. Диалог является активной сплачивающей силой, которая скрепляет общественную жизнь и формирует у людей чувство принадлежности к социуму, к социальной группе. Именно через диалог индивид приобщается к социальным ценностям, социальным ролям и формирует социальную идентичность. Следовательно, возрастание интереса к процессу МЛК является закономерной реакцией.

 

Литература:

 

1.                  Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2007.– С. 82.

2.                  Бубер М. Диалог//Два образа веры / М. Бубер // — М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999 а. С.122–161.

3.                  Василик М. А. Основы теории коммуникации: Учебник под редакцией проф. М. А. Василика, — М: Гардарики, 2003. — С. 615

4.                  Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учеб. — М.: Междунар. ун-т Бизнеса и Управления / В. П. Конецкая, 1997. С. — 304

5.                  Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры / Л. А. Микешина // — М., 1992. — С. 143

6.                  Пивоев В. М. «Философия культуры» / В. М. Пивоев // Петрозаводск, М., 2009, гриф УМО С.106

7.                  Усанова Д. О. Диссертация «Виртуальная культура: концептуализация феномена и репрезентации в современном социокультурном пространстве» / Д. О. Усанова // Челябинск, 2014. — С. 116

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle