Библиографическое описание:

Наурызбаев А. Ж. Механизмы региональной инновационной политики в сфере аграрного производства Казахстана // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 297-301.

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного производства и научного их обеспечения. Государство выделяет большие суммы субсидий, но в тоже время они не дают эффективности и отдачи на каждый гектар или голову выращиваемого скота. Ориентация на научное обеспечение нужд инновационного развития в регионах на университетскую науку при нехватке кадров и низкой их квалификации, слабой материальной базе не дают желаемых результатов. Поэтому государство со своей стороны должно развивать разнообразные формы структур научного обеспечения при комплексности и системности реализации всей аграрной политики, которая позволит обеспечить сбалансировать механизмы и инструменты механизма инновационного развития данной сферы экономики. В статье поднимаются проблемы механизма региональной аграрной политики, предлагаются меры по их совершенствованию на уровне исполнительной власти.

Ключевые слова: аграрная сфера, инновационное обеспечение, учреждения образования и науки, трансфер технологий, механизмы региональной политики, сельхозтоваропроизводители.

 

Текст: Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности для развития сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности агроформирований и экспорта производимой сельскохозяйственной продукции должно происходит при комплексности участия не только органов государственного управления, частного бизнеса, финансово-кредитных институтов, но и общественных организаций и объединений, как на уровне страны, так и на уровне регионов. Сфера аграрного производства сегодня не в состоянии собственными силами решить многие насущные проблемы села и обеспечить потребности аграрного рынка в необходимой продукции, что сказывается на импорте многих видов продуктов питания, при незначительной структуре экспорта аграрной продукции.

Наряду с этим аккумулирование проблем сельскохозяйственной науки при нерешенности их материально-техническим и финансовым обеспечением в течение многих лет привело к отставанию сферы сельскохозяйственной науки, локальности рассматриваемых проблем, низкому потенциалу отечественных исследований и разработок, а также слабой инфраструктуре инновационной деятельности, отсутствию мотивации сельских товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Поэтому государство, уделяя пристальное внимание развитию малого и среднего бизнеса, должно рассматривать развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования научных организаций и научных коллективов. Также должна оказывать государственную поддержку на начальном этапе деятельности, создавать реальные условия для совершенствования конкурентной среды, формировать систему критериев отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

В этих целях необходимо разработать региональную инновационную политику, которая должна быть направлена на решение территориальных проблем, к числу которых относятся рациональное и эффективное использование, прежде всего земельных и водных ресурсов, затем имеющихся материально-технических, трудовых ресурсов и удовлетворение потребностей внутреннего аграрного рынка.

Региональная инновационная политика является составной частью экономической политики региональных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий для агропромышленной деятельности с целью обеспечения рациональной системы ведения сельскохозяйственного производства и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инновационной политики на основе формирования режима экономического стимулирования инновационной деятельности [1, -с.26–38].

Развитие индустриально-инновационной политики в Казахстане должна осуществляться не одноразовыми и келейными мерами, а посредством действенного механизма инновационной политики, которая должна постоянно корректироваться в зависимости от состояния экономики страны, структуры научно-технической сферы и проводимой стратегией развития страны на соответствующие годы. В любом случае важно определять состояние научно-технической среды, реально оценивать вклад государства в данную сферу, повышать эффективность управления научно-техническим прогрессом и получать эффект от проводимых мер в тех или иных сферах экономики.

По мнению В. В. Орехова при реализации инновационной политики распространенные в отечественной экономике рентоориентированное поведение чревато как минимум двумя негативными моментами. Во-первых, при реализации инновационной деятельности предприниматели несут дополнительные расходы, связанные с получением всякого рода разрешений у коррумпированных чиновников исполнительной местной власти. Во-вторых, существует угроза снижения макроэкономических показателей, а также устойчивой самоподдерживающейся стагнации от рентоориентированного поведения. Эта ситуация возникает в результате поиска ренты, которая в большинстве случаев характеризуется возрастающей отдачей от масштаба. Наиболее распространенным случаем создания ренты служит изменение правил, т. е. действующего законодательства, в результате которого последствия перераспределения благосостояния, при котором потенциальная рента тем больше, чем больше масштаб изменения правил. С другой стороны самовоспроизводственный процесс тоже обеспечивает поиск ренты, при котором конкурент какой-либо организации инвестирует поиск, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, что также требует вклада инвестиций, с чем нельзя не согласиться.

К сожалению, при проведении региональной инновационной политики в сфере аграрного производства служит недоучет стратегий реализации инновационной политики, которая подразделяется на стратегию «наращивания», «переноса» и «заимствования» [2, -с.15–16].

Большой недоработкой проводимой всей аграрной политики в регионах служит слабый механизм самой организации, который по существу оказывает влияние не только на инновационную деятельность агроформирований, но и всей проводимой региональной политики государства в Казахстане. Как результат этого, в аграрной сфере экономики происходит неэффективное использование государственной поддержки не только на уровне агроформирований, но и самой региональной или республиканской власти.

Как показывает анализ структуры научно-технической сферы Казахстана, она должна включать три блока, к которым относятся государственный сектор в лице различных институциональных субъектов сферы образования и науки, негосударственный и внешнеэкономической сферы. Каждый из этих блоков в свою очередь должен состоят из соответствующих подблоков, представляющих конкретные сферы научно-технической деятельности. С позиции ситуационного анализа можно выявить, что в суверенных независимых государствах, эта схема имеет основные блоки и подблоки, но они функционируют не в полном объеме из-за отсутствия ряда конкретных сфер научно-технической деятельности или же присутствия их в незначительных объемах. К примеру, в Казахстане, несмотря на наличие определенной сети научно-технических учреждений, занимающихся вопросами агропромышленного производства, их численность очень мала, кроме того, нет комплексного и системного подхода к раскрытию структуры деятельности научно-исследовательских институтов, государство не определяет стратегию развития отрасли и не формирует систему территориального ведения аграрного производства. Наряду с этим не поддерживается сбалансированность развития основных и дополнительных отраслей сельского хозяйства, специализация и концентрация производственных ресурсов, не говоря о кооперировании и интеграции между промышленностью и сельским хозяйством [3, –c. 32].

По мнению многих чиновников системы министерства и образования, а также других ветвей власти, университетская наука Казахстана должна решить, как на Западе, все проблемы научного обеспечения сферы сельского хозяйства, что является в реальности ошибочным. Во-первых, университеты приоритетным направлением считают развитие образовательного процесса, что правдиво в виду их специализации. Во-вторых, они обеспечены научными кадрами сельского хозяйства не полностью. В-третьих, имеющийся научный потенциал вузовской науки не в состоянии совмещать образовательный процесс и научную работу, в-четвертых, руководители университетов не уделяют должного внимания научной сфере деятельности, что приводит к слабой материально-технической базе учреждений образования. В-пятых, пропагандируя идеи власти университеты не в силах сконцентрировать свои ресурсы на реальную оценку положения дел в той или иной сфере, не говоря об организационных расходах на научное обеспечение. В-шестых, государство не оказывает финансовую поддержку университетам в части обновления материально-технической базы, покупки макетов и опытных образцов для подготовки будущих специалистов села. В-седьмых, государство не стимулирует налогообложение учреждений образования и науки в части поддержки села.

В то же время в сфере аграрного производства сегодня остро стоят проблемы животноводства, защиты растений и животных, механизации и автоматизации рабочих процессов, сервиса технических услуг и других направлений деятельности. По мнению многих чиновников сферы государственного управления, нет необходимости в выделении денежных средств на проведение не только научных исследований, но и покупку различных средств защиты растений и животных, ибо в Казахстане отсутствуют многие болезни растений и животных, которые были искоренены в бытность плановой экономики. Но, как показывает практика хозяйствования в условиях глобализации и интеграции мировой экономики, никакое государство не может гарантировать об отсутствии тех или иных заболеваний растений и животных. Как следствие этого в последние годы возникли потери урожая от нашествия саранчи, прибрежной мухи и других видов болезней растений, о которых после развала бывшего Союза многие годы не знали. Аналогично в сфере животноводства также наблюдаются гибель скота от различных заболеваний, не говоря о тех глобальных бедствиях, которые быстро распространяются из одного государства в другие страны. Поэтому сегодня изолированно нельзя рассматривать проблемы научно-технической сферы одного государства от других соседних стран, а необходимо использовать оперативные меры управления с учетом прогнозов и оценок специалистов той или иной сферы экономики и соседних государств. С этой позиции создание Евразийского Экономического Союза в определенной степени должно стимулировать единство подходов к проблемам села и сельских территорий, в особенности приграничных регионов соседних братских стран. С другой стороны создание ЕАЭС должно определить приоритеты развития сельскохозяйственного производства с позиции единого экономического пространства, что позволит, во-первых, сконцентрировать производственный потенциал различных регионов на специализацию производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, страны участники получат возможность обеспечивать интеграционные процессы, на основе которых получать развитие и сфера технического сервиса, не говоря о развитии дополнительных отраслей аграрной сферы. В-третьих, возникают большие возможности по развитию селекции и семеноводства, не говоря о процессе защиты растений и животных, которые в разных странах еще не отвечают необходимым требованиям в регионах.

Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности сферы аграрного производства.

Мониторинг, как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований аграрной экономики в регионе должно нацеливать органы государственной исполнительной власти на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга диверсификации аграрного производства в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИИО) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний.

Сегодня в Казахстане финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется в основном за счет государственных источников, при незначительной доле рыночных. Поэтому задача органов власти региона состоит в совершенствовании механизма государственных закупок научно-технических услуг, в стимулировании платежеспособного спроса научных услуг, привлечении внебюджетных средств на научную и инновационную деятельность, создании региональных и межрегиональных специализированных организаций, предоставляющих финансовые ресурсы. Создание фонда развития науки еще не решило многих проблем аграрного производства и самой науки вследствие отсутствия стратегии развития аграрной науки и аграрного производства в регионах.

В своем выступлении на коллегии министерства сельского хозяйства РК министр А. Мамытбеков сказал, что в 2015 году Казахстан планирует уменьшить посевы пшеницы до 18,5 млн. га. При этом зерновые культуры разместятся на площади 15,2 млн. га, из которых 12,2 млн. га составят пшеницы. При этом планируется увеличить площади овоще-бахчевых культур, картофеля, масличных и кормовых культур. За период с 2009 по 2014 годы площади пшеницы были сокращены на 2,2 млн. га, но несмотря на это за последние два года Казахстан ежегодно не может полностью убрать пшеницы в северных регионах страны. Подобная практика ухудшает состояние земельных угодий, снижает продуктивность полей, приводит к сортоизменению, не говоря о других негативных явлениях. В тоже время выделяемые огромные суммы субсидий выделяются не по целевому назначению, не оправдывают своего предназначения, разворовываются со стороны чиновников местной власти. При подобной практике очень низка отдача и самих инноваций, а региональные и республиканские власти не обеспечивают целевых использований государственных средств, так как показали прокурорские проверки использования субсидий в регионах Казахстана, часть их была разворована чиновниками местной власти [4].

В последние годы государство не уделяет должного внимания фундаментальной науке, что в итоге может привести в перспективе к большой зависимости прикладной науки и самого аграрного производства. Сегодня государство заинтересовано лишь в финансировании различных проектов, но при этом определенная часть выделенных средств оседает в карманах представителей власти. Аналогично финансирование отечественной науки сегодня находится вне открытости, без учета актуальных тематик научных исследований, что приводит к не целевому использованию государственных средств и низкой отдаче полей и ферм, как результат, которого внутренний рынок в большей степени зависим от внешнего мирового рынка.

Финансирование за счет местного бюджета проектов фундаментальных исследований должно осуществлять в рамках региональных и республиканских целевых программ и на долевых участиях государства с частными структурами. При этом должно быть обеспечена максимальная объективность при проведении конкурсных отборов проектов и их экспертизе.

Государственная финансовая поддержка научно-технической и инновационной деятельности должна использовать следующие методы финансирования инновационной деятельности:

-        предоставление целевых налоговых льгот по инновационным организациям и научным учреждениям;

-        частичной компенсации процентной ставки банковских кредитов, полученных для реализации инновационных проектов за счет средств фонда развития науки;

-        оказания помощи из местного и республиканского бюджета в части покрытия расходов по содержанию объектов материальной инфраструктуры, используемой организациями инновационной инфраструктуры, как содержание помещений, плата коммунальных расходов, услуги электронной связи, приобретение права пользования платными информационными ресурсами, повышение квалификации научных кадров;

-        организация участия и проведение презентаций научных разработок и инновационных технологий научных учреждений за счет государственного заказа на международных, межрегиональных выставках и региональных ярмарках-презентациях.

При этом государство должно стимулировать отечественных инвесторов на выделение финансов для целей коммерциализации технологий. Большие перспективы привлечения частного капитала в научно-техническую сферу открывают возможности формирования межрегиональной системы венчурного и лизингового финансирования технологических проектов.

Мировой опыт подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке любой регион, который проводит целенаправленную и рациональную политику, безусловно, выигрывает при соблюдении всех требований организации экономики. Для этого необходимо создать, во-первых, развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, во-вторых, формировать эффективный механизм инновационной деятельности, в-третьих, обеспечивать действенную ее реализацию на основе жесткого контроля и мотивации участников инновационного процесса, в-четвертых, обеспечивать соблюдение системы ведения сельскохозяйственного производства на основе территориального разделения труда, кооперации и интеграции между сферами агропромышленного производства.

К сожалению, во многих регионах Казахстана не ведется работа по внедрению трансфера технологий в аграрном производстве. Зачастую государство выделяет астрономические суммы финансовых средств на закупку семян, минудобрений, средств защиты растений и животных, племенного и продуктивного скота и другой продукции из стран Дальнего зарубежья, но при этом отдача вложенных средств очень низка. К примеру, в Казахстане было многих случаев гибели скота, закупленного из-за рубежа в виду различных болезней.

Одним из приоритетов инфраструктурных функций могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой. При этом можно выделить следующие общие принципы формирования инновационной инфраструктуры региона:

-        комплексность и системность инновационной инфраструктуры на всех этапах проводимого инновационного процесса;

-        быстрая адаптация инновационной инфраструктуры к изменениям спроса на услуги, как по объему и составу, а также и качеству;

-        координация своих действий со стороны организации инновационной инфраструктуры при оказании услуг на основе единого механизма, а также взаимодействия с подобными организациями из других регионов;

-        применение отечественного и зарубежного опыта при формировании инфраструктуры.

В Казахстане в определенной степени создана система производственно-технологической поддержки, но она еще не обеспечивает полноты результативности этих структур, при отсутствии организации опытного производства. Поэтому государство должно стимулировать лизинговые организации, технологические парки, кооперативные машино-технологические станции, объединения по совместному использованию дорогостоящего научного оборудования и другие. На слабость реализации инновационной политики также оказывают влияние сертификация и стандартизация аграрной продукции, что не стимулирует товаропроизводителей на внедрение трансфера технологий в данной сфере.

 

Литература:

 

1.                  Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» / Л Гохберг //Вопросы экономики.- 2003. — № 3. — с. 26–38.

2.                  Орехов В. В. Экономическая политика государства в инновационной сфере: теоретический анализ современного опыта. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.01 «Экономическая теория», М.:МГУ, 2006.

3.                  Внедрение инновационных процессов и интеграция между высшими учебными заведениями при подготовке специалистов учетной сферы в РК. Материалы международной конференции, Кызылорда, КГУ имени Коркыт Ата, 2012.

4.                  Выступление министра сельского хозяйства на коллегии Минсельхоза РК в январе 2015 года по проблемам разбазаривания государственных средств направленных на субсидирование сельского хозяйства в регионах РК. ИА. Новости Казахстан, 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle