Доходная деятельность высших образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 1894 раза

Библиографическое описание:

Краснобрыжий, А. В. Доходная деятельность высших образовательных учреждений / А. В. Краснобрыжий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15900/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последнее время не прекращаются споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, связанные с понятием предпринимательской деятельности в сфере образования. А именно: какая деятельность, каких именно образовательных организаций и при каких условиях является предпринимательской и чем она отличается от доходной деятельности высшего образовательного учреждения?

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, для начала определимся с понятием «высшее учебное заведение».

Понятие «высшее учебное заведение» имеет не одно определение, но все они близки по смыслу и дополняют друг друга. Так энциклопедический словарь экономики и права даёт следующее определение: «высшее учебное заведение − образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования» [5].

По мнению Суровцевой М. Н. данное определение нуждается в уточнении, во-первых, в этом определении сужена законодательная база; в действительности вуз действует на основании не только законодательства об образовании, но и других нормативных актов. Во-вторых, в гражданском законодательстве термин «учреждение» имеет устоявшееся значение и обозначает организационно-правовую форму юридического лица. Поэтому, определяя вуз как учреждение, происходит ограничение его в выборе организационно-правовых форм, так как вузы могут создаваться в формах, предусмотренных для некоммерческих организаций, например таких, как фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение, некоммерческое партнерство [2].

В целях устранения данных противоречий Суровцева М. Н. предлагает следующее определение понятия вуза: «высшим учебным заведением признается некоммерческая организация, имеющая статус юридического лица и реализующая в соответствии с лицензией программы высшего профессионального образования» [2]. Это самое распространенное, на данный момент, определение высшего учебного заведения.

Проанализировав определение Суровцевой М. Н., мы пришли к выводу, что понятие вуз можно охарактеризовать шире и предлагаем собственное определение: высшее учебное заведение — это организация, имеющая статус юридического лица, реализующая в соответствии с лицензией программы высшего профессионального образования, осуществляющая научную деятельность, а также иную, приносящую доход деятельность, которая не противоречит законодательству, нормативным актам и Уставу данного учебного заведения.

При этом под профессиональным образованием, согласно закону об образовании, понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимся в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объёма, позволяющих вести профессиональную деятельность в определённой сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности [4].

Современный российский вуз, особенно государственный, выполняет ряд функций (являющихся самостоятельными, но при этом взаимосвязанными), характеризующихся как экономическая деятельность. При этом, данная деятельность разнообразна и подразделяется на:

-          образовательную — это предоставление образовательных услуг;

-          работы и услуги по направлению или профилю — это научно-исследовательские работы, разработки научно-технические;

-          деятельность, которая напрямую не связана с образованием — например, это инновационные проекты вуза.

В современных экономических условиях и учитывая нестабильность внешней среды вуза как особой организации, предоставляющей особое благо — образовательную услугу, перед вузом стоит ряд задач, решение которых связанно с укреплением позиций на рынке, поиском средств, идущих на обеспечение учебного процесса и содержание своей инфраструктуры. Все это делает вуз конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Одним из основных источников дополнительных финансовых ресурсов и их поступлений становятся средства от приносящей доход деятельности. Эти средства позволяют вузу достичь лучшего качества оказываемых им услуг повысить эффективность своей деятельности и рейтинг.

Для того чтобы дать определение понятию «приносящая доход деятельность» и понять суть, мы определим её основные сходства и отличия от предпринимательской деятельности.

Для предпринимательской деятельности будет характерен набор следующих основных признаков: (1) целенаправленность на получение прибыли; (2) существование экономических рисков как вероятность неполучение планируемых доходов; (3) необходимость государственной регистрации. Помимо основных признаков, можно выделить смежные признаки предпринимательской деятельности: (4) реклама; (5) наличие материально-технической базы; (6) наличие кадровой системы; (7) учётная деятельность, а именно ведение учета расходов и доходов.

Так как вуз это специфическая организация, предоставляющая особую услугу, то и режим осуществления предпринимательской деятельности должен быть особый, в силу которого все спектры деятельности высшего учебного заведения должны не только «служить» цели организации, но и четко соответствовать этой цели (при этом наблюдается четкое совпадение основной цели — образовательной — и предпринимательской).

Высшее образовательное учреждение предоставляет образовательную услугу, в том числе и на платной основе. Это вид деятельности, согласно ст. 2 ГК РФ, определяется как предпринимательская деятельность, а в соответствии с Налоговым кодексом РФ и как понятие «коммерческая деятельность». В данном контексте можно согласиться с Седовой А. В. Рассматривая вуз (один из основных поставщиков такого блага как образовательная услуга) как предприятие, мы получаем основание считать, что его цель состоит в создании и присвоении добавленной стоимости. Не акцентируя внимая на количественном аспекте, подчеркнем, что способ формирования добавленной стоимости — производство и реализация образовательных услуг на госбюджетной или коммерческой основе — не имеет существенного значения. Другими словами, участникам данного предприятия важен сам факт возникновения и присвоения добавленной стоимости, а не способ ее формирования.

Из сказанного следует, что вуз, помимо предоставления образовательной услуги, способен осуществлять другие виды деятельности, приносящие доход, а именно «иную приносящую доход деятельность». Такая деятельность, как правило, направлена на получение дополнительного финансирования.

Приносящая же доход деятельность — это деятельность, которая не обладает совокупностью юридически значимых признаков предпринимательской деятельности. Нередко под иной деятельностью понимается также получение «пассивных» доходов, например: от сдачи в аренду помещений, обучение по дополнительным образовательным программам, репетиторство, пожертвований граждан и организаций, дивидендов от участия в коммерческих организациях, процентов по ценным бумагам и остаткам банковских счетов и т. п. [3].

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, должны быть направлены исключительно на развитие основной уставной деятельности и модернизацию образовательного процесса.

Не смотря на то, что приносящая доход деятельность имеет некоторые сходства с предпринимательской, она является самостоятельной правовой категорией, а именно не является основной и служит достижению социально-значимых целей, ради которых создаётся образовательное учреждение.

Рассмотренные виды деятельности высшего образовательного учреждения, относящиеся как к «предпринимательской», так и к «приносящей доход деятельность», можно проклассифицировать. Данная классификация видов деятельности, наиболее часто осуществляемой образовательными организациями, должна быть направлена на определение налоговых последствий ведения вузами деятельности того или иного направления. В связи с этим, в классификации базовыми основаниями будут выступать три структурные составляющие финансового результата любого юридического лица: реализация продукции (работ, услуг); реализация имущества (и основных фондов); доходы от внереализационной деятельности. Согласно этим базовым элементам, осуществляемая деятельность высшим учебным заведением, делится на: (1) основную реализация; (2) прочую реализация; (3) внереализационную деятельность.

Охарактеризуем кратко каждый вид деятельности:

1.    Основная реализация

Как правило, государственные вузы предоставляют образовательные услуги, финансируемые из средств соответствующего бюджета (основные услуги) и образовательные услуги, для предоставления которых привлекают внебюджетные средства (дополнительные услуги). Ни основные, ни дополнительные образовательные услуги не являются предпринимательской деятельностью.

2.    Прочая реализация

Иная реализация включает реализацию основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и т. д.

3.    Внереализационная деятельность.

К данному виду относятся: (а) инвестиционная и финансовая деятельность вуза — приобретение ценных бумаг, вложение на депозиты, долевое участие; (б) сдача в аренду имущества. Данная деятельность будет относится к деятельности, приносящей доход.

На основании приведенного перечня, любое высшее учебное заведение может определиться с вводимым направлением деятельности, а именно — будет оно относиться к приносящей доход деятельности, и возникающими при этом обязанности налогоплательщика или будет заниматься только основной реализацией.

Основное предназначение дополнительных доходов является совершенствование учебных программ, процесса обучения, а также модернизация учебного комплекса, что в свою очередь (как уже отмечалось) повышает конкурентоспособность на рынке образования и позволяет переходить на новый уровень рыночных отношений.

Итак, в нашем исследовании мы пришли к следующим результатам:

1)        Под приносящей доход деятельностью бюджетных образовательных учреждений следует понимать социально значимую уставную деятельность, осуществляемую на условиях возмездности посредством оказания услуг, выполнения работ, направленную на получение доходов, которые направляются на развитие основной уставной деятельности и модернизацию образовательного процесса.

2)        Основное предназначение дополнительных доходов является совершенствование учебных программ, процесса обучения, а также модернизация учебного комплекса, что способствует повышению конкурентоспособности на рынке образования и позволяет переходить на новый уровень рыночных отношений.

3)        Несмотря на то, что приносящая доход деятельность имеет некоторые сходства с предпринимательской, она является самостоятельной правовой категорией, а именно не является основной и служит достижению особых (социально-значимых) целей, ради которых создаётся образовательное учреждение.

 

Литература:

 

1.         Седова А. В. Государственный ВУЗ как предприятие. Наука и образование в XXI веке: сб. науч. трудов по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 30 сентября 2013 г.: в 34-х частях, Ч.27: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. 2013. С. 115–118.

2.                  Суровцева М. Н. ВУЗ как некоммерческая организация /Ежегодник российского образования. 2007, № 2. С. 79−109.

3.                  Сюбарева И. Ф. Правовой режим налогообложения образовательных организаций в РФ //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013, № 3. С. 136−143.

4.                  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273−ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5.                  Шестаков А. В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М.: Дашков и Ко, 2000, 568 с.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, высшее учебное заведение, деятельность, доход, юридическое лицо, вуз, образовательная услуга, услуга, Внереализационная деятельность, высшее образовательное учреждение.


Похожие статьи

Особенности образовательной деятельности высших учебных...

Высшие учебные заведения, являясь участниками формирующегося рынка образовательных услуг, прочно вплетены в систему экономических отношений, которые в настоящее время определяют особенности оказания образовательных услуг.

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных...

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

бюджетное учреждение, предпринимательская деятельность, коммерческая деятельность, учреждение, средство, доход, образовательное учреждение, бюджетное финансирование, Российская Федерация...

Зарубежный опыт налогообложения образовательных...

‒ освобождение образовательной услуги от обложения НДС. (данная льгота предоставляется для уполномоченного учреждение, понятие

Зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности фирмы.

Пути совершенствования налогообложения образовательных...

Доходы бюджетных образовательных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется.

Высшее учебное заведение.

рейтинг, рынок образовательных услуг, факторы макросреды, эластичность, показатель концентрации.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Позиция автора по проблеме конкурентоспособности высшего учебного заведения следующая: в рыночной модели образовательной системы вуз выступает как производитель смешанного блага, поэтому подходы к определению конкурентоспособности аналогичны тем...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Высшее учебное заведение является двойственным субъектом экономической системы: с одной стороны, основной целью его является сохранение культурного и образовательного потенциала страны, с другой — вуз выступает важнейшим субъектом экономики...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами.

Похожие статьи

Особенности образовательной деятельности высших учебных...

Высшие учебные заведения, являясь участниками формирующегося рынка образовательных услуг, прочно вплетены в систему экономических отношений, которые в настоящее время определяют особенности оказания образовательных услуг.

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных...

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов.

Бюджетные образовательные учреждения и способы их...

бюджетное учреждение, предпринимательская деятельность, коммерческая деятельность, учреждение, средство, доход, образовательное учреждение, бюджетное финансирование, Российская Федерация...

Зарубежный опыт налогообложения образовательных...

‒ освобождение образовательной услуги от обложения НДС. (данная льгота предоставляется для уполномоченного учреждение, понятие

Зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности фирмы.

Пути совершенствования налогообложения образовательных...

Доходы бюджетных образовательных организаций от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению на тех же условиях, что и доходы коммерческих организаций.

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

Деятельность, осуществляемая образовательными учреждениями, лицензируется.

Высшее учебное заведение.

рейтинг, рынок образовательных услуг, факторы макросреды, эластичность, показатель концентрации.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг

Позиция автора по проблеме конкурентоспособности высшего учебного заведения следующая: в рыночной модели образовательной системы вуз выступает как производитель смешанного блага, поэтому подходы к определению конкурентоспособности аналогичны тем...

Управление инновационной деятельностью высшего учебного...

Высшее учебное заведение является двойственным субъектом экономической системы: с одной стороны, основной целью его является сохранение культурного и образовательного потенциала страны, с другой — вуз выступает важнейшим субъектом экономики...

Роль высших учебных заведений в развитии регионов

Высшие учебные заведения охватывают различные сферы деятельности в регионе. Поэтому можно отметить, что развитие той или иной сферы жизни региона напрямую зависит от того, обладает ли вуз такими услугами.

Задать вопрос