Библиографическое описание:

Бобченко Т. Г., Данилова Е. И. Социально-психологические особенности субкультур на примере рок-движения // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 560-562.

На современном этапе рок субкультура обратила внимание на себя. Множество молодых, а иногда и достаточно взрослых людей причисляют себя к данной субкультуре. Многих исследователей интересует, какое влияние она оказывает на человека, музыку, моду.

П. В. Разин, рассматривая феномен рок-субкультуры, говорит о том, что научное понимание рок-культуры сегодня затруднено в связи со следующими причинами:

1.                  Отсутствие концептуальных моделей ее изучения;

2.                  Крайняя неопределенность в понимании внутренних законов жизни рок музыки, ее взаимоотношений с другими культурными явлениями;

3.                  Не изученность необычных социальных образований, существующих в контексте рок-культуры;

4.                  Вытекающие отсюда трудности с предсказаниями будущих состояний и направлений рока.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть, особенности адаптации, склонность к отклоняющемуся поведению, и ценностные ориентации представителей рок субкультуры.

Объектом исследования является молодежь, примыкающая к рок субкультура.

Предмет исследования, социально психологические особенности молодых людей и девушек, примыкающих к субкультуре.

Исследование проводилась нами в городе Юрьев-Польский Владимирской области на двух группах. В первую группу вошли представители рок субкультуры, во вторую те, кто ими не является. В каждой группе было по 11 человек, 6 молодых людей и 5 девушек в возрасте от 18 до 21 года.

В нашем исследовании были использованы такие методики как: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, Методика ценностных ориентаций Милтона Рокича и методика определения склонности к отклоняющемуся поведению.

Но чтобы рассмотреть каким образом оказывает влияние рок субкультура на социально психологические свойства личности нужно рассмотреть понятие социально — психологические особенности (свойства) личности.

Существуют базовые и вторичные аспекты личности, изучаемые в психологии

Р. Кеттел выделяет три аспекта личности:

1)      интересы;

2)      способности;

3)      темперамент.

Полнота содержания личности и ее социально-психологические особенности определяются:

1)      содержанием и психологической сущностью мировоззрения.;

2)      степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3)      степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4)      содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5)      спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. [1.с34]

Так же прежде чем говорить о социально психологических особенностях рок субкультуры мы хотим рассмотреть само понятие рок субкультуры.

По определению А. А. Васильевой, рок-культура включает помимо собственно музыкальной компоненты также вербальную (поэтические песенные тексты, поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских) предметную (костюмы и атрибутика), социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки). И таким образом, фокусирует в себе все основные грани названной культурной системы. [2.с 16]

Основной особенностью рок субкультуры является музыка. Направлений ее в данной субкультуре великое множество. Нам хотелось бы перечислить основные:

1.                  Альтернативный рок. Это одно из направлений рок музыки, которое противопоставляет себя основным.

2.                  Панк-рок. Для данного направления характерны быстрый ритм, часто непродолжительность во времени, не сложный аккомпанемент и очень часто агрессивная манера пения.

3.                  Хеви -метал. Считается самым первым направлением метала. Для данного направления характерны: средний быстрый ритм, высокая агрессивность, частые и продолжительные гитарные соло. Тематика текстов данного направления достаточно разнообразна.

4.                  Хард-рок. Жанр рок музыки, характеризующийся выделенной ролью главным образом бас гитары и ударных инструментов.

5.                  Ска. Для стиля характерны; раскачивающийся ритм, когда гитара играет на четные удары барабанов, а бас гитара подчеркивает нечетные.

6.                  Рок-н-Рол. Отличительные черты — это четкий ритм раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются: электрогитара, ударные, фортепьяно, саксофон.

Как субкультура рок появилась в пятидесятых годах двадцатого века.

Основополагающей чертой рокера можно считать практичность. Они предпочитают носить мотоциклетные куртки с различными шипами (косуха), на голове предпочитают носить банданы с изображением любимых групп или атрибутикой, из обуви отдают предпочтение грендера. Кроме увлечения музыкой у рокеров имеется общее увлечение — езда на мотоцикле.

В текстах песен рокеров часто отражаются их взгляды на жизнь, стремление к свободе. Так же рокеры отличаются позитивным отношением к окружающим и отсутствием агрессии к остальным молодежным движениям.

На современном этапе под рокерами понимают людей, поклонников рок музыки, и совершенно не обязательно, одевать косуху и грюндера. Часто рокеры предпочитают классический или повседневный стиль, и выбирают совершенно обычные профессии.

В результате исследования по опроснику социально психологической адаптации нами были получены такие результаты: ребята из субкультур менее адаптированы, у 52 % она в пределах нормы, когда у второй группы 60 %,опять же первая группа больше склонна к непринятию других. Принятие других 1 группа — 44 % в границе нормы, 2 группа — 79 %, Интернальность (внутренний контроль) 1 группа-81 % в пределах нормы, 2 группа-55 %.Из чего следует, что внутренний контроль у первой группы развит гораздо сильнее, чем у обычных ребят. Самовосприятие: 1 группа- 86 %, вторая 59 %. Эмоциональная комфортность у первой группы на высоком уровне 62 % респондентов находятся в границах нормы, у ребят из второй группы несколько ниже 50 %. Стремление к доминированию: 1 группа-74 %, 2 группа 48 %.

Так же нами была проведена методика ценностных ориентаций. Респондентам предлагалось выбрать те ценностные ориентации, которые они поставят на первый план. В результате проведения методики мы получили следующие результаты. Первая группа на высшие позиции поставила такие ценностные ориентации, как счастливая семейная жизнь 79 %, свобода91 %, творчество83 %, уверенность в себе 61 %, независимость 66%, честность71 %,, ответственность77 %. Вторая группа на высшие позиции поставила следующие ценностные ориентации: активная деятельная жизнь 98%, любовь 86%, интересная работа 71%, наличие хороших и верных друзей 96%, воспитанность, жизнерадостность 21%.

Определение склонности к отклоняющемуся поведению: Шкала установки на социально-желательные ответы: в 89 % первой группы и 79 % второй в пределах нормы. Шкала склонности к преодолению норм и правил: у 62 % молодых людей примыкающих к субкультурам и у 87 % молодых людей не состоящих в рок субкультуре в пределах нормы. Шкала склонности к аддиктивному поведению: у 98 % и той и другой группы в пределах нормы. Шкала склонности к самоповреждающему и само разрушающему поведению — у 100 % и той и другой группы результаты в пределах нормы. Шкала склонности к агрессии и насилию: у 88 % респондентов примыкающих к субкультуре 77 % респондентов другой группы показали результаты в пределах нормы. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: у 59 % респондентов примыкающих к субкультуре и 62 % не примыкающих к ней результат в пределах нормы. Шкала склонности к деликвентному поведению: у 100 % молодых людей и той и другой группы показали результаты в пределах нормы.

О причинах вступления в рок субкультуру была проведена беседа с каждым респондентом индивидуально. Чаще всего респонденты высказывали такие причины как: одиночество, конфликты с родителями или между родителями, но некоторых в первую очередь обращали внимание на атрибутику.

 

Литература:

 

1.         Соц. психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /А. Н. Сухов, А. А. Бодалёв, В. Н. Казанцев и др.; Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. -600 с.

2.         Васильева А. А. Российская рок-музыка 1970-х — 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. — Челябинск, 1999.226с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle