Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Баликаева, М. Б. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки / М. Б. Баликаева, С. И. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15859/ (дата обращения: 19.04.2024).

Преобразования в России в последнее время требуют мобилизации, прежде всего научно-технических ресурсов, интеллектуального потенциала инженерно-технической интеллигенции. Большая роль в этом процессе принадлежит постановке инженерного образования (engineering education — в пер. с англ. — техническое образование). Основную роль в подъеме экономики играет развитие промышленности, которое невозможно без хорошо организованной системы подготовки инженеров — специалистов технического профиля (специалистов, получивших техническое образование).

Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства [1]. Функции современной инженерной деятельности широки и разнообразны и это позволяет определить сущность ее как составную часть совместных творческих усилий рабочих, инженеров и ученых по преобразованию производительных сил общества. На основе анализа справочно-энциклопедической литературы мы можем сделать вывод, что инженерная деятельность — «это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства, который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Инженерная деятельность превратилась в наиболее массовый вид высококвалифицированного умственного труда [2; 3; 4].

Обратимся непосредственно к требованиям, предъявляемым работодателем к деятельности инженера. Характеристика деятельности современного инженера позволила нам выделить следующие ее составляющие: профессионально-инженерная деятельность (производственно-технологическая деятельность); организационно-проектировочная деятельность (проектирование, планирование и прогнозирование деятельности, направленной на эффективное и продуктивное функционирование предприятия, постановка целей, решение задач по организации деятельности предприятия и его сотрудников); коммуникативно-управленческая деятельность (проведение деловых переговоров, совещаний, форумов, заключение договоров, управление деятельность коллектива); нормативно-правовая деятельность (осуществление деятельности в соответствии с законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, составление приказов, нормативных актов); научно-исследовательская деятельность (изучение специальной литературы, касающейся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составление различных производственных обоснований, справок, периодической отчетности, аннотаций, анализ проводимых исследований и достижений в производственной области с целью повышения своей профессиональной квалификации и продуктивности предприятия).

Работа по профессиональной подготовке будущего инженера — это сложный и трудоемкий процесс. В современном обществе именно высшее профессиональное образование призвано обеспечить будущему инженеру возможность успешной деятельности в сфере производства и науки. Мы согласны с мнением В. М. Вотинцевой [5], С. Е. Каплиной [6], Л. П. Меркуловой [7] и других [8; 9], о том, что подготовку будущего инженера к профессиональной деятельности целесообразно начинать на ранних этапах обучения в вузе на междисциплинарном уровне. Совершенно очевидно, что деятельность современного инженера требует не только хороших знаний в области экономики; но также и в других областях — делового общения и профессиональной этики, математики, географии, юриспруденции, иностранных языков, компьютерных и интернет технологий. В этой связи, важно отметить роль требований нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основными положениями которого является междисциплинарность, практическая направленность и обращение к компетенциям [10]. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800.62 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» (квалификация (степень «бакалавр»), выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Среди общекультурных компетенций, значимых для нашего исследования, выделяются: «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознание социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); владение основными методами, способами и средствами получения хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления: информацией, способностью работать с информацией: в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владение одним из иностранных языков на уровне не ниже: разговорного (ОК-14). Деятельность будущего инженера характеризуется формированием в структуре его личности профессиональных компетенций (ПК), к которым относятся: общепрофессиональные и в соответствии с видами деятельности: производственно-технологическая, изыскательская, проектно-конструкторская, производственно-управленческая и коммуникативная, экспериментально-исследовательская, научно-исследовательская. Очевидно, что специфика профессиональной деятельности современного инженера обуславливает необходимость формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций в структуре его личности. Компетенции или профессионально-личностные качества будущего инженера взаимосвязаны и образуют целостную систему.

Исследование вопросов профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе позволило установить, что понятие профессиональной мобильности тесно связано с самообразованием (Баликаева М. Б.) [11], (Вотинцева В. М.) [5], Меркулова Л. П. [7], конкурентоспособностью (Каплина С. Е.) [6], профессиональной компетентностью (Н. С. Сахарова) [12], и компетенциями (В. И. Байденко) [13].

Руководствуясь положениями современного профессионального образования и требованиями работодателей, мы выявили профессионально-значимые характеристики личности инженера, позволившие конкретизировать педагогическую сущность исследуемого понятия. Так, в структуре личности инженера выделяются профессионально-личностные качества, профессионально-значимые знания и опыт профессиональной деятельности (Л. В. Горюнова) [14].

К профессионально-личностным качествам будущего инженера, сопряженным с мобильностью, относятся: мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность. Профессионально-значимые знания представлены усвоением способов использования современных технологий и иноязычных средств общения в профессиональной деятельности. Опыт профессиональной деятельности представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки. Соответственно, ПМ будущего инженера рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся информационной оперативностью в условиях глобализации экономики, быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации выбора, прогнозированию их последствий, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.

Таким образом, анализ содержания профессиональной деятельности инженера позволил нам выявить производственно-технологическую, изыскательскую, проектно-конструкторскую, производственно-управленческая и коммуникативная, экспериментально-исследовательскую, научно-исследовательскую стороны ее структуры. Они, в свою очередь, находят непосредственное отражение в содержании профессиональной подготовки инженера, требования к которой зафиксированы современным ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800.62 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» (квалификация (степень «бакалавр»). Основываясь на общие и профессиональные компетенции, формирование которых составляет цель профессиональной подготовки будущего инженера в вузе, мы пришли к заключению о том, что профессиональной мобильность является неотъемлемой частью его личности и системообразующим фактором формирования общекультурных, а в большей мере, профессиональных компетенций.

 

Литература:

 

1.                  Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003 г. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).

2.                  Некрасов Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).

3.                  Разин В. М. Новая философская энциклопедия /Под редакцией В. С. Стёпина.: М.: Мысль. — 2001. [Электронный ресурс]http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).

4.                  Ромашкин К. И. Инженерная деятельность в социокультурном контексте: социально-философский анализ: дис....канд. филос. наук: 09.00.11 / К. И. Ромашкин. — Тула, 2004. —131c.

5.                  Вотинцева В. М. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореф. дис…канд-та пед. наук: 13.00.08 / В. М. Вотинцева. — Чита, 2011. — 24с.

6.                  Каплина С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров: автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / С. Е. Каплина. — Чебоксары, 2008. — 47с.

7.                  Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. — Самара, 2008. — 455с.

8.                  Казакова О. П. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. — № 6. — С. 137–142.

9.                  Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В. обоснование выбора принципов формирования лингвистической и коммуникативной компетенции студентов // Качество. Инновации. Образование. 2014. — № 3. — С.34–38.

10.              ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) // Российское образование: федерал. портал. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 14.10.2014.)

11.              Баликаева М. Б. Взаимосвязь иноязычного профессионального самообразования и формирования профессиональной мобильности в будущих инженеров в техническом вузе // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 8. С.24–29.

12.              Сахарова Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореф. дис. д-ра. пед. наук / Н. С. Сахарова. — Оренбург, 2004. — 41 с.

13.              Байденко В. И. Болонский процесс Текст. / В. И. Байденко. — М.: Логос, 2004. — 208 с.

14.              Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону, 2006. — 45 c.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, высшее профессиональное образование, гражданское строительство, инженерная деятельность, профессиональная подготовка, техническая деятельность, техническое образование.


Похожие статьи

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Современное инженерное образование и инновации...

инновационная деятельность, инженерная деятельность, инженерное образование, инновационный процесс, национальная безопасность, рыночная экономика, стремительное развитие.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического. По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

Об итогах исследования проблемы развития графической...

б) принципы инженерно-технического образования (мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к инженерной деятельности в наукоемком производстве, инновационности...

К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня...

проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность, научно-методический уровень, знание, задача, будущий бакалавр, бакалавр.

Организационные аспекты деятельности инженера

Непосредственная подготовка будущих инженеров к этой деятельности должна осуществляться в ходе изучения специальных дисциплин (разделов), включенных в структуру учебно-воспитательного процесса по специальной подготовке инженеров в институте.

Усиление роли инженерного образования и практической...

CDIO, инженерная деятельность, Россия, программа, инженерное образование, инженер, стандарт, инженерная профессия, профессиональное мастерство, профессиональный стандарт.

Похожие статьи

Проблема качества подготовки современного специалиста

профессиональная деятельность, иностранный язык, модель подготовки, модель специалиста, будущий специалист, высшая школа, высшее профессиональное образование, образовательный процесс...

Современное инженерное образование и инновации...

инновационная деятельность, инженерная деятельность, инженерное образование, инновационный процесс, национальная безопасность, рыночная экономика, стремительное развитие.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом...

Деятельность педагога профессионального обучения — это сплав труда инженерного и педагогического. По сути, педагог профессионального обучения — это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и...

Система непрерывного образования в профессиональной...

Система непрерывного образования в профессиональной подготовке молодых специалистов технических вузов.

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и предоставить...

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологическими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой...

Об итогах исследования проблемы развития графической...

б) принципы инженерно-технического образования (мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к инженерной деятельности в наукоемком производстве, инновационности...

К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня...

проектная деятельность, будущий бакалавр вуза, самостоятельная работа, профессиональное образование, практическая деятельность, научно-методический уровень, знание, задача, будущий бакалавр, бакалавр.

Организационные аспекты деятельности инженера

Непосредственная подготовка будущих инженеров к этой деятельности должна осуществляться в ходе изучения специальных дисциплин (разделов), включенных в структуру учебно-воспитательного процесса по специальной подготовке инженеров в институте.

Усиление роли инженерного образования и практической...

CDIO, инженерная деятельность, Россия, программа, инженерное образование, инженер, стандарт, инженерная профессия, профессиональное мастерство, профессиональный стандарт.

Задать вопрос