Библиографическое описание:

Маркова Н. А. Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 493-496.

В статье раскрывается сущность самостоятельности в процессе обучения иностранным языкам, определяется ее место в учебном процессе. Раскрываются педагогические и методические технологии развития самостоятельности. Представлены виды работ, способствующие развитию самостоятельности в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова:самостоятельность, обучение иностранному языку, неязыковой технический вуз, формирование навыков, учебный процесс.

 

Развивающиеся международные экономические связи, предоставление предприятиям прав осуществлять прямые контакты с зарубежными партнерами, проведение международных конференций, выставок, ярмарок привели к изменению социального заказа общества, что, в свою очередь, повлекло за собой трансформацию всей парадигмы высшего профессионального образования. В модели инженера международного уровня большее значение придается не только профессиональным знаниям и общему интеллектуальному развитию, но и языковой составляющей. Языковая подготовка в системе высшего профессионального образования должна обеспечивать развитие у обучающихся способностей, позволяющих использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира. В подтверждение этого обратимся к основополагающему для нас документу: «Требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей национального исследовательского Томского политехнического университета», в котором определено, что программа языковой подготовки студентов неязыковых факультетов ТПУ нацелена на формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности студента по овладению иностранным языком, предполагает учет личностных потребностей и интересов обучаемого. Процесс обучения строится на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения [1].

Очевидно, что одной из актуальных задач современной методики преподавания иностранного языка становится организация таких занятий, которые соответствовали бы новым требованиям. Изменения в программах обучения иностранным языкам обуславливают перспективы развития самостоятельности в языковой подготовке студентов в техническом вузе, а тенденции приближения образовательного уровня нашей страны к европейскому стандарту (многоуровневой системе) определяют вопрос важности развития самостоятельности. Имея задачу выхода в международное образовательное пространство (учеба в зарубежном вузе или на курсах зарубежных специалистов), студенты приобретают мотив, побуждающий их стремиться к более совершенному владению иностранным языком.

Не вызывает сомнения тот факт, что изучение иностранного языка всегда требует довольно большого количества времени, усилий и собственного желания и активного сознания самого «обучаемого». Ведь знания, приобретенные человеком благодаря своему стремлению и старанию, остаются в памяти на долговременный срок. Таким образом, самостоятельное обучение — важный аспект в освоении иностранного языка.

В неязыковых технических вузах, где иностранный язык выступает как непрофилирующая дисциплина, фактор мотивации — системы мотивов, побуждающих изучать язык, имеет огромное значение и представляется особенно важным. Именно интерес к получению новых знаний, готовность студента к самостоятельной организации учебной работы развивают мотивацию обучения. Таким образом, закономерно обозначена проблема развития самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Под самостоятельностью понимается умение работать целенаправленно и по плану, выбирать наиболее рациональные приемы учебного труда, правильно рассчитывать свои силы и учитывать результаты собственной деятельности [2]. Самостоятельность предполагает сформированность навыков саморегуляции, которые позволяют оценивать результаты своих действий и при необходимости корректировать их. Немаловажную роль играет умение распределять усилия при достижении цели.

Продуктивность учебно-воспитательного процесса станет выше только в том случае, если преподаватель хорошо себе представляет и понимает психологические основы развития самостоятельности, связанные с психологической готовностью студентов к реализации своих действий в самостоятельной учебной работе. Актуальность развития самостоятельности определяет изменение содержания и формы учебного процесса. При формировании навыков самостоятельности, кроме развития инициативы и мышления, необходимо помнить об объяснении студентам важности и значимости саморазвития и самоподготовки в будущей профессиональной деятельности.

Развитие самостоятельности никоим образом не должно редуцировать роль и функции преподавателя; именно педагог организует такую учебную деятельность студентов, в которой познавательный процесс связан с интересом и вниманием к результатам своего труда. Студент сможет самостоятельно организовать свой учебный процесс, если преподаватель окажет ему активную помощь. Овладеть системой самостоятельных действий возможно именно при соответствии требованиям и структуре учебных программ, конкретном инструктировании о целях и задачах работы, оснащении необходимыми техническими средствами. Именно поэтому преподаватель остается в «приоритете» образовательного процесса: при появлении трудностей студент обращается к преподавателю. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы определить, при решении какой учебной задачи и на какой стадии методически целесообразно «вынести» исполнение функций преподавателя для того, чтобы создать условия достижения максимального эффекта развития самостоятельности. Формирование навыков самостоятельности происходит при выполнении самостоятельной работы студентов в учебной деятельности, которая фактически делится на аудиторную и внеаудиторную работу.

В теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной работе: познавательное, практическое и организационно — техническое [3]. Данное положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой, организационной, исследовательской самостоятельности. Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоятельности можно выделить несколько этапов: первый этап включает формирование умений принимать и самостоятельно анализировать сообщение преподавателя в рамках учебного материала. На втором этапе формируют умения и навыки самостоятельной работы: студентам предлагают самостоятельно изучить, осмыслить новый учебный материал. Третий этап предполагает переработку материала и закрепление знаний, умений и навыков. На этом этапе студентам предлагают интерпретировать — передать изученный материал, используя приемы самоконтроля, например, при повторении или текущей проверке знаний — ответить на контрольные вопросы по содержанию материала или выполнить тестовые задания. Далее, студентов учат рационально использовать приемы самоконтроля и навыки поисковых действий в работе с дополнительными средствами обучения привлечением современных информационных технологий (студентов вовлекают в выполнение самостоятельной работы: проект, презентация, задания на платформе Moodle), которые обеспечивают развитие творческой самостоятельности [4]. Формирование принципа сознательности, как важной составляющей понятия «самостоятельность», при их выполнении становится необходимой ступенью обучения иностранному языку. И наконец, студентов учат самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации (решение ситуаций — кейсов). На этом этапе основными приемами развития самостоятельности являются подготовка доклада — сообщения к семинару, конференции, рецензирование или аннотирование научной статьи, проведение исследовательской работы.

Все эти этапы, реализованные через учебный процесс в разных учебно-организационных формах и методах, несомненно, будут способствовать развитию самостоятельности в процессе обучения иностранному языку и позволят применить развитые приемы самоконтроля для оценки качества усвоения полученного материала при подготовке к значимым итоговым результатам обучения — текущему, промежуточному и итоговому (экзамену, зачету) контролям. Таким образом, значимость развития самостоятельности в процессе обучения обоснована.

В процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе особое значение развитие самостоятельности приобретает на начальном и среднем этапах обучения иностранному языку. Фактически, к систематическому развитию самостоятельности можно приступать уже в первом семестре обучения. Студенты продвинутого уровня владения иностранным языком, большей частью, высоко замотивированы, серьезно и устойчиво заинтересованы в получении знаний, а значит, самостоятельность в обучении у них приоритетна. Как правило, в технических неязыковых вузах обучение иностранному языку проходит в рамках продолжения школьного курса. Удовлетворить запросы студентов продвинутого уровня могут элективные курсы по иностранному языку, которые, чаще всего, соединяют в себе языковую и профессиональную подготовку по узкой специальности. Ведь именно подготовка высококвалифицированного специалиста того или иного профиля является актуальной задачей неязыковых технических вузов.

Одним из эффективных средств развития самостоятельности, используемых в процессе обучения на базовом курсе языковой подготовки в техническом вузе является широкое применение на занятии аутентичных видеокурсов на иностранном языке. Сюжеты видеокурсов создают проблемные речевые ситуации, дают ценный материал для обсуждений, дискуссий на занятиях, что существенно мотивирует иноязычную речевую деятельность студентов, а также способствует накоплению опыта речевого общения, который на определенной стадии (у разных студентов в разное время) обуславливает возможность и желание студента выйти на уровень самостоятельного участия в реальном общении, а значит расширить возможности развития самостоятельности в учебном процессе.

В связи с тем, что самостоятельная работа предполагает развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, его способность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения, а также формировать способности к саморазвитию и творческому применению полученных знаний [5], внеаудиторное развитие самостоятельности студентов начального и среднего уровней владения иностранным языком происходит медленно. Им не хватает силы воли, умения, а главное желания планировать свою деятельность самостоятельно. В целом, организация учебного дня студента не становится предпосылкой формирования самостоятельности.

Тем не менее, в настоящее время развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку приобретает все большее значение и становится естественным компонентом учебного процесса в неязыковом вузе. В целом, на наш взгляд, развитие самостоятельности — это один из путей интенсификации и повышения эффективности учебного процесса по иностранному языку. Он дает возможность изменить качество преподавания языка, позволяет значительно расширить языковые возможности студентов и стимулировать их интерес к занятиям, следовательно, должен обеспечить и более высокий уровень владения иноязычной речью у студентов неязыкового вуза, который позволит им интегрироваться в международную профессиональную и научную среду. А это значит, требования программы языковой подготовки студентов нелингвистических специальностей технического вуза выполняются.

 

Литература:

 

1.         Петровская, Т.С., Прохорец, Е.К., Петрашова, Т.Г., Болсуновская, Л.М., Тарасова, Л.В., Ратнер, Л.С.. Требования к уровню владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей Томского политехнического университета. URL: http://portal.tpu.ru/SHARED/l/LENPRO/UR/Tab2/Lehrwerk.doc (дата обращения: 29.12.2014).

2.         Коноводова, Ю. А. Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф.— Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 105–106.

3.         Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. URL: http://www.dissercat.com/content/metodologiya-i-metodika-kross-kulturnogo-issledovaniya-obrazovatelnoi-motivatsii-sovremennyk (дата обращения:18.01.15)

4.         Кудряшова, А.В., Горбатова, Т.Н., Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку Молодой ученый. — 2014. — № 21. — С. 641–643.

5.         Абросимов, А. Г. Современные информационные технологии в организации самостоятельной и неаудиторной работы студентов вузов // Журнал «Вестник РУДН». 2004. № 1. С. 56

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle