Библиографическое описание:

Елизарова И. С., Абрамова В. Ю. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 423-427.

В статье рассматривается модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с позиции интегрированного и личностно-деятельностного подходов. Описывается система принципов, представленная группами, каждая из которых регулирует деятельность либо содержание определенных элементов системы внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Определены основные функции и выделены компоненты модели методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующие системному повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности.

Ключевые слова: курс «основы безопасности жизнедеятельности», экологическая безопасность, внеклассная работа, интегрированный и личностно-деятельностный подходы.

 

In article the model of a technique of out-of-class work on the course «Fundamentals of Health and Safety» from a position of the integrated and personal and activity approaches is considered. The system of the principles presented by groups is described, each of which regulates activity or the maintenance of certain elements of system of out-of-class work on the course «Fundamentals of Health and Safety». The main functions are defined and components of model of a technique of out-of-class work on the course «Fundamentals of Health and Safety», promoting improvement of quality of knowledge of pupils of 10–11 classes on ecological safety are allocated.

Keywords:course of «fundamentals of health and safety», ecological safety, the out-of-class work, the integrated and personal- activity approaches.

 

Важность внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях повышения качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности обусловливается тем, что перед старшеклассниками стоит проблема экологически безопасного существования в современном и постоянно меняющемся мире [1, 2, 5]. Следовательно, существует необходимость в разработке модели методики организации внеклассной работы по экологической безопасности в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в старших классах для повышения качества знаний учащихся по данному предмету.

При построении модели методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующей повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности, важным является определение научно-методических основ процесса организации внеклассной работы.

Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал [3, 4, 6], что на организацию внеклассной работы учащихся 10–11 классов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях повышения качества знаний по экологической безопасности оказывают влияние такие тенденции развития педагогической науки, как гуманизация, дифференциация, интеграция.

При определении принципов в процессе нашего исследования учитывались эффективные способы и средства внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для диагностики и измерения качества усвоения знаний по экологической безопасности на различных этапах организации внеклассной работы.

При создании методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующей повышению качества знаний учащихся по экологической безопасности мы опирались на: теорию познания, регламентирующую развитие способностей учащихся; теорию учебно-познавательной деятельности учащихся; идею всестороннего развития личности ребенка на основе возрастающей активности самой личности; идею предоставления ребенку максимальной свободы выбора форм и средств самореализации при ведущей роли отношений творческого сотрудничества; идею усиления мотивации к творчеству и познанию за счет разнообразной разносторонне развивающей творческой деятельности.

При создании системы принципов нами использовались дидактические и методические принципы, обусловливающие сущность конкретных этапов внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися 10–11 классов, направленные на повышение качества знаний по экологической безопасности. Система принципов представлена группами, каждая из которых регулирует деятельность либо содержание определенных элементов системы внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Первая группа принципов направлена на отбор оптимального содержания внеклассной работы по предмету и организации педагогической коммуникации. К данной группе относятся принципы: доступности, прочности, взаимосвязи внеклассных и урочных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», вариативности.

Вторая группа принципов направлена на оптимальную регуляцию деятельности педагога и его отношение к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися 10–11 классов. К данной группе относятся принципы: гуманистической направленности, учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, практичности, систематичности и последовательности.

Третья группа принципов направлена на организацию различных видов деятельности учащихся во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». К данной группе относятся принципы: развития активности и сознательности учащихся в процессе внеклассной работы, самостоятельности, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных организационных форм, функциональной обусловленности деятельности.

Учитывая дидактические и методические принципы, нами определены общие требования к методике внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», направленные на повышение качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности:

-        использование мотивов и развитие интересов к выполнению заданий на внеклассных занятиях;

-        разработка системы работ исследовательского характера, направленной на повышение качества знаний учащихся по экологической безопасности;

-        применение индивидуальных и групповых форм деятельности, учитывающих индивидуальные возможности и способности учащихся.

В процессе исследования определено, что комплексное использование дидактических и методических принципов является основой для построения модели методики организации внеклассной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях повышения качества знаний по экологической безопасности.

При включении учащихся во внеклассную работу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для повышения качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности выявляются следующие закономерности.

-                   Возрастает активность личности.

Повышению социальной активности индивида способствует усвоение таких компонентов культуры, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Познавательную активность психологи рассматривают как одну из сущностных характеристик личности, отражающую ее устойчивые интересы, сформированность эмоционально-волевой сферы и практическую подготовленность, обусловленную соответствующими знаниями, умениями и навыками.

-                   У школьников формируется творческий стиль жизнедеятельности.

Этому способствуют следующие условия: признание безусловной ценности индивида; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание; понимание и сопереживание; полная свобода символического выражения. Считаем, что полная реализация этих условий возможна лишь в рамках внеклассной работы.

В связи с имеющимся в системе школьного образования противоречием между социально обусловленной потребностью организации внеклассной работы и фактическим отсутствием адекватной методики организации внеклассной работы, способствующей повышению качества знаний учащихся по экологической безопасности, появилась объективная необходимость в новых подходах к организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В рамках нашего исследования цель каждого внеклассного занятия формируется с позиции каждого конкретного ученика и всей группы в целом. Также в процессе организации и проведения внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» учитываются возрастные, индивидуально-психологические особенности школьников. Этот учет осуществляется через содержание и форму внеклассных занятий, через характер общения с учеником, возможность выбора учащимися интересующих их видов работ.

Следовательно, внеклассная работа по экологической безопасности должна быть наполнена таким материалом, который в отдельных случаях будет представлять общественный интерес. Данный подход реализуется за счет включения в содержание внеклассной работы по экологической безопасности опыта переживания, ситуаций нравственного выбора, самоанализа и самооценки своих достижений, раскрытие жизненно важных практических умений.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что каждый из рассмотренных нами подходов находит свое отражение в современной системе школьного образования.

Использование интегративного и личностно-деятельностного подходов при разработке теоретической модели организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью повышения качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности позволит раскрыть взаимосвязь составляющих ее компонентов, определить характер взаимодействия учителя и учащихся. Данные подходы определяют содержание и этапы внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», а также конкретизируют функции, определяющие структуру разрабатываемой модели.

Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности обусловлена следующими функциями: социальная, осуществляющая формирование различных компетенций с учетом потребностей личности, общества и школьного образования; прогностическая, обеспечивающая использование прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности ученика; мотивационная, обеспечивающая формирование мотивации при использовании компьютерных средств, методов и методических приемов обучения; коммуникативная, реализующая перевод обучаемого на позицию субъекта учебно-познавательной деятельности; исследовательская, направленная на овладение учащимися методами научно-познавательной деятельности и участие их в проведении экспериментальных исследований.

Учитывая перечисленные компоненты, нами экспериментально разработана модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности (рис. 1).

Определяя структуру методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях повышения качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности выделяем следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный.

Целевой компонент модели является главным и детерминирующим фактором функционирования и развития разработанной методики, отражает организацию учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», включает в себя цель и задачи повышения качества знаний учащихся по экологической безопасности в условиях внеклассной работы.

Содержательный компонент модели отражает содержание выделенных содержательно-методических комплексов внеклассных мероприятий и предполагает применение усвоенных учащимися знаний по экологической безопасности в практико-ориентированной деятельности. На формирование содержания знаний в области экологической безопасности оказывают влияние факторы: цели, которые общество ставит перед школой; специфика учебной дисциплины; конкретные цели изучения экологической безопасности; реальные возможности повышения качества знаний учащихся в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях внеклассной работы; дидактические и методические принципы; психолого-возрастные особенности старшеклассников; возможности учащихся; потребности личности в изучении данного материала.

Процессуальный компонент модели отражает процессуальную сущность обучения. Этот компонент играет определяющую роль, обеспечивая целостность методики, функционирование и развитие основных ее элементов. Данный компонент модели реализуется совокупностью методов, средств и приемов, обеспечивающих организацию внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Рассматриваемый компонент модели позволяет использовать совокупность методов и приемов, влияющих на успешность усвоения знаний учащимися по экологической безопасности: приемы актуализации субъективного опыта учащихся; игровые методы; методы диалога и полилога, обеспечивающие перевод индивидуальных видов деятельности учащихся в деятельность совместную, объединенную единой целью; приемы создания ситуации индивидуального и коллективного выбора; рефлексивные методы и приемы, направленные на организацию осознания учениками собственной деятельности; методы диагностики и самодиагностики.

Результативный-оценочный компонент модели предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях. Результативно-оценочный компонент модели включает: знания в области экологической безопасности, исследовательские умения, мотивы, ценности и познавательный интерес старшеклассников к предмету.

Представленная модель является системой, включающей указанные компоненты, позволяющие осуществлять развитие, корректирование и оценивание качества знаний учащихся по экологической безопасности с учетом целей и задач школьного образования в области безопасности жизнедеятельности.

В процессе конструирования модели методики учитывались основные методические закономерности:

-        преемственность усвоения знаний в процессе урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

-        взаимосвязь учебно-познавательной и предметно-практической деятельности учащихся в процессе внеклассных занятий;

-        перенос усвоенных учащимися теоретических знаний по экологической безопасности на практику.

Рис. 1. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10–11 классов по экологической безопасности

 

Литература:

 

1.                 Киселева Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013.№ 5 (34). С.97–101.

2.                 Костецкая Г. А. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в экологическом образовании школьников: возможности, проблемы и пути решения//Астраханский вестник экологического образования. 2014.№ 2 (28). С.97–102.

3.                 Попова Р. И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Санкт-Петербург, 2000.

4.                 Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ // Мир науки, культуры, образования. 2010.№ 5. C.73–76

5.                 Попова Р. И., Силакова О. В. Методиическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организациии внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования. 2011.№ 5.С.63–66.

6.                 Силакова О. В. Методика развития эколого-экономических знаний при обучении общей биологии диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Санкт-Петербург, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle