Библиографическое описание:

Григоровских Е. С. Технология чтения-рассматривания на уроках во 2 классе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 448-450.

2015 год в России объявлен годом русской литературы с целью сохранить и приумножить культурную целостность нашей страны, при этом сохраняя свою самобытность, национальные ценности и духовные традиции. Умение работать с книгой — одно из универсальных учебных действий. Это умение формируется на основе книговедческих и литературоведческих представлений и понятий.     Освоение этих умений можно представить в виде совместной деятельности читателя и книги. В дошкольном детстве ребёнок знакомится с произведениями художественной литературы, осваивает нравственные ценности, заключённые в этих произведениях путём чтения — слушания и игры. Младший школьник в основном имеет дело с учебной литературой, используя также художественные книги и дополнительную литературу.

В таблице представлены объекты читательской деятельности и способы чтения в разном возрасте, на разных этапах обучения:

Возраст

Объекты читательской деятельности

Способы чтения

Дошкольники

Художественная литература

чтение — слушание

чтение — игра

1 класс

Букварь + азбуки

чтение — рассматривание

2 класс

Учебники «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» + справочная литература

чтение — рассматривание + просмотровое чтение

3 класс

Учебники «Окружающий мир», «Технология» + справочная, познавательная литература

выборочное чтение

4 класс

Учебники «Физическая культура», «Музыка», «Изобразительное искусство» + справочная, познавательная литература

поисковое чтение

 

В 1 классе первой и главной задачей является вызвать у первоклассника интерес к детской книге, сформировать умение работать с ней. Добиться этого можно используя на уроках следующие приёмы работы с книгой:

1.                 Работать с выставкой книг на всех без исключения уроках.

2.                 В период обучения грамоте широко использовать книги-азбуки, созданные детскими поэтами: «Мохнатую азбуку» Б.Заходера, «Цирковую азбуку» В.Берестова, «Научусь-ка я читать» Е. Благининой;

«Азбуки в стихах и картинках» С. Я. Маршака и другие.

Каждый урок литературного чтения — это особая встреча с автором произведения. Эта встреча должна быть интересной, неожиданной, полезной. Поэтому нужно её организовать так, чтобы дети стали собеседниками, открывателями. Для этого нужно начать разговор с автором книги.

Во 2 классе используем технологию просмотрового и изучающего чтения учебных книг по алгоритму:

1)      Назначение — книга, которая учит.

2)      Авторы: обложка, титульный лист, выходные данные.

3)      Форзацы.

4)      Аннотация

5)      Условные обозначения

Предлагаю фрагмент урока по русскому языку во 2 классе по теме «Основа слова» (С. В. Иванов Русский язык: 2 класс, урок 72)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Чтение- рассматривание материалов урока

- Покажите, где начинается и заканчивается урок 72.

 

 

 

— Каковы задачи этого блока?

Где это можно посмотреть?

 

 

 

 

 

— Прочитайте тему урока.

— Что интересного заметили? Каким цветом выделена тема?

Что это значит, где посмотреть?

— Просмотрите урок от начала до конца.

Сколько разных видов работ нам предстоит? Как это узнать?

— Что обозначает каждый значок? Где это узнать?

— Сколько упражнений в этом уроке?

Рассматривают, находят и показывают в учебнике начало и конец урока.

— Начинается урок с названия блока «Как устроен наш язык».

— Отыскивают страницу 3 в учебнике, просматривают и находят описание содержания этого блока (Открывать законы, по которым живёт язык)

Читают название темы «Основа слова»

Находят на стр.3 нужный значок и читают текст справа от него.

 

 

 

Просматривают урок, находят условные обозначения — названия рубрик.

На стр.3 находят каждый значок и читают текст справа от него.

Просматривают урок, показывают — 5 упражнений.

Работа с материалами урока

Как называется наша страна?

А как сказать по-другому?

—Что значит отечество? От какого слова происходит?

— Что можете сказать про эти слова?

 

 

— Корень «отец-отеч» помогает понять значение слова.

Предлагается слайд.

Родина — это место, где человек родился и рос. Это его город, дом, двор, улица или переулок…

— Есть ли здесь родственные слова?

— Помогает этот корень понять значение слов?

— Рассмотрите схемы (даны на слайде схемы к этим словам)

— Что надо дабавить к корню, чтобы значения слов стали понятны?

Вывод: не всегда значение слова можно объяснить с помощью корня. Для этого существует основа слова.

Прочитайте определение в учебнике.

Россия.

 

Родина, отечество.

 

Отечество — отец

 

Они родственные, имеют общий корень, и схожи по значению. Значение — отец.

 

 

 

Чтение со слайда.

 

 

Улица, переулок общий корень –ул-

Нет

 

 

 

В слове «улица» добавить — суффикс и окончание, в слове «переулок» — приставку и суффикс.

 

 

 

Просматривают страницу, находят читают определение понятия «основа слова»

 

Литературные произведение оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка. Рассматривание книг и их чтение, чтение-рассматривание — это тут путь, которым через изучение книг-объектов во всём их многообразии учитель ведёт учеников от незнания к знанию, к самостоятельности.

 

Литература:

 

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начально общего образования, 2009.

2.      С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М.И Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. — 4-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2012.

3.      Николаева Е. И., Петрова Е. Н. Основы духовно — нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч. — Самара: Изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013.

4.      Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя.- 2-е изд.,перераб.-М.:Просвещение, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle