Библиографическое описание:

Лещёва Е. А. Бодибилдинг как универсальная метафора современного общества // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 622-624.

В современной культуре типичные образы и метафоры все чаще заменяются универсальными. «Универсальные метафоры, которые «рождает» культура и литература/, то есть метафоры на все случаи жизни… позволяют, во-первых вычленить интересующий читателя фрагмент реальности; во-вторых, расставить акценты, позволяющие определить ценностные ориентиры читателя; в-третьих, создать определенное художественное впечатление» [1, с. 83]. В современном мире существует великое множество видов спорта. Есть такие, которые возникли еще в Древней Греции и лишь немного были усовершенствованы в настоящем — подогнаны под современные рамки. К сравнительно новым видам спорта можно отнести бодибилдинг.

Первые соревнования по бодибилдингу стали проводиться в Америке на рубеже 19–20 вв. Тогда это были любительские состязания на уровне города или региона. Сейчас же появились международные соревнования. Самый главный и важный — это «Олимпия», мужской и женский турнир для элиты бодибилдинга. Но в отдельных странах проводятся и собственные игры, выпускаются тематические журналы, программы на телевидении и существуют объединения профессионалов и так называемых любителей.

Спорт — это большое вместилище всех культурных мифов. Он служит прекрасной метафорой для описания современного общества. Поэтому для всего мира, а тем более для профессионалов, так важна «химическая» и моральная красота и чистота спорта. Это находит отражение в известных слоганах: «в здоровом теле здоровый дух», «быстрее, выше, сильнее» и др., призывающие к совершенствованию себя.

Смысл спорта довольно консервативен, например, в нем позиционируется мужчина и женщина, которые включают в себя телесное и духовное здоровье, гармоничную красоту, мужество, волю к победе, благородство, силу воли, равенство наций и стран.

Все виды спорта зависят от физической формы спортсмена. Вы редко можете увидеть успешного высокого жокея или худого борца сумо. Бодибилдеры наиболее зависимы от своей физической формы и потому могут послужить ярким примером «специализированных», усовершенствованных тел. Культуристы «строят» свое тело, мышца за мышцей. Они сидят на ужасающих протеиновых диетах, тренируются по специально разработанному комплексу упражнений по несколько часов в день. Но даже это не дает гарантий, что твое тело начнет расти именно там, где нужно и с большой скоростью. «В XXI веке человек все дальше уходит от природы в искусственный, им самим созданный мир, в мир в виртуальных объектов и симулякров, что ведет к его отчуждению от самого себя. Обезличиванию, расщеплению существования на подлинное и неподлинное. Не являясь органической частью сконструированной им предметной среды, человек в конечном итоге отторгается о нее, и от самого себя» [2, с. 100]. Так, бодибилдер — это симуляция идеального природного человека, с одной стороны. А с другой, — это проявление одномерности современного человека, о которой заговорил еще Герберт Маркузе в 1964 году [3]. «Целостному, равновесному представлению о человеке как двуедином существе, в котором примат отдается мыслям и чувствам, а не зову плоти, был нанесен сокрушительный урон. Человек словно встал «вверх тормашками», что не могло не сказаться на восприятии гуманитарного опыта, накопленного за всю мировую историю его развития» [4, с. 54] Система образования должна учитывать и этот культурный опыт.

Как и любого другого профессионального спорта, у бодибилдинга есть темная «химическая» сторона. В наше время часто ведутся споры и высказываются предположения о том, что профессиональный спорт сейчас — это война фармацевтов. Постоянно разрабатываются новые формулы допинга для того, чтобы их не могли вычислить. В развитых странах существуют целые отрасли, которые занимаются созданием новых сильнейших препаратов, добавок, маскирующих веществ. Список найденных и запрещенных препаратов не перестает расти.

Бодибилдинг преподносит себя именно как спорт, в котором на 100 % используется тело человека. Спортсмены развивают свое тело настолько, насколько это вообще возможно для человеческого организма. Перед нами своеобразные сверхлюди. Бодибилдинг демонстрирует то, чего человек может добиться сам, посредством изнуряющих тренировок и правильного использования врожденных ресурсов. При этом одна из наиболее ценностных категорий в бодибилдинге — это естественность, соответствие матери-природе, однако даже здесь используются запрещенные препараты. Многие культуристы в погоне за идеальным телом начинают принимать стероиды. Они быстро увеличивают рост массы тела, но так же и губят его, потому что спортсмен попадает в своеобразную фармакологическую ловушку. Никто до сих пор не может с точностью предсказать влияние этих веществ на индивидуальный человеческий организм. Стероиды оказывают большую нагрузку на печень, у некоторых спортсменов начинаются внутренние кровоизлияния и прогрессирует онкология. Конечно, таких серьезных последствий можно избежать, принимая стероиды в адекватных количествах. Но большинство нечестных культуристов так стремятся к победе, что злоупотребляют данными анаболиками. А ведь стероиды не гарантируют победу и даже не всегда можно предсказать, как изменится твое тело.

Стоит так же отметить, что когда культурист прекращает принимать добавки, масса его тела стремительно снижается, что сводит на нет все тренировки. Поэтому стероиды иногда приравнивают к наркотическим веществам. Перед соревнованиями спортсменам приходиться принимать средства, которые скроют присутствие в организме гормонов, стероидов или других химических добавок [5, с. 188–206].

Во всех видах спорта от спортсменов требуется тело определенного строения и формы. Тело гимнастки не может выглядеть так, как тело сумоиста. Оно строится абсолютно по-другому и служит для иных целей. В бодибилдинге тело нужно для наращивания слоя мускулатуры и способностью им управлять. В культуризме не важен цвет кожи, волос, гибкость тела. Человек превращается в мышечную массу своеобразный анатомический образец мускулов и человеческих возможностей. Все группы мышц должны иметь внушительный объем, быть физически развитыми, обладать рельефом, держать форму и выделятся среди не менее развитых других групп мышц. Однако бодибилдинг не обращает никакого внимания на интеллектуальную и духовную составляющую человека. Сосредотачиваясь исключительно на телесном.

Все тело культуриста представляется разделенным на разные области, сегменты имеющие свое название. Отсюда и рождается особенная риторика бодибилдинга. Когда комментатор на шоу оперирует различными понятиями из области строения человеческого организма, тогда зритель понимает определенные смыслы данного спорта. Медицинский язык словно гарантирует правдивость и честность происходящего на сцене, делает все объективным и интересным. И речи комментатора подтверждаются визуализацией происходящего, ведь тело не может врать: каждая мышца, каждый мускул говорит о титанических усилиях спортсмена. Все группа мышц обсуждаются отдельно друг от друга. Часто можно заметить, что одни мышцы более развиты, между ними идет некая конкуренция. Некоторые мускулы развиваются в ущерб другим, что не утаится от взора судей и комментатора.

У спортсменов в первую очередь оценивается общая развитость мускулатуры, ее качество, упругость и внешний облик, то, насколько она пропорциональна и симметрична относительно всего тела. Побеждает тот, кто больше подходит и соответствует воображаемому канону, который каждый год меняется, то есть увеличивается в массе. Бодибилдерам приходится угадывать, какому телу в этом году судьи отдадут предпочтение, что будет больше соответствовать современной моде. Но спортсменов всегда призывают к тому, чтобы они не отходили от гармоничной красоты, следовали нормам классической эстетики. Но эти предписания редко соблюдаются как судьями, так и спортсменами.

Соревнования бодибилдеров сначала поражают своей статичностью и однообразностью. Спортсмены должны стоять на помосте в определенных, фиксированных позах и напрягать по очереди группы мышц. Произвольная программа позволяет спортсмену медленно двигаться под музыку, демонстрируя наиболее удачные ракурсы. Целью является показ во всей красе своих физических «достоинств».

Бодибилдерам не нужно ничего уметь. Им не надо поднимать тяжести, бегать быстрее среднестатистического человека или прыгать выше олимпийских чемпионов. Из-за этой статичности и простого позирования на сцене создается впечатление, что такие огромные размеры тела избыточны и нефункциональны. Тело едва двигается, принимая ту или иную позу и застывая в ней. Но нередко бывали случаи, когда культуристы падали на сцене, теряя равновесие из-за ужасного напряжения мышц. У спортсмена уходят титанические усилия на то, чтобы поменять позу и остаться статичным, напрягая определенные группы мышц. Так, за одно выступление бодибилдер теряет килограммы веса. Но все усилия должны остаться незамеченными. На лице спортсмена должна быть открытая улыбка.

Улыбка и большая мышечная масса — это не единственное внешнее требование от культуристов. Их тела покрывают автозагаром и маслом, которое помогает телу выглядеть более презентабельным, а мышцам выделяться на общем фоне. Но когда тело спортсмена покрыто маслом, его голова становится простым дополнением к телу. Тело как костюм, скрывающий часто внутреннюю пустоту спортсмена. Оно пропорционально не подходит к голове.

Говоря о семантике тела, можно сказать, что масло нужно для создания впечатления не обнаженного тела, а словно обернутого в вакуумную глянцевую оболочку. Оно защищено и его блеск означает здоровую культурную красоту. А загар, как это ни иронично, искусственный, означает открытость тела природным силам — солнцу, свежему воздуху, здоровому образу жизни. Это стилизация под природного человека. Перед женщинами в бодибилдинге стоит проблема, поскольку почти всем из них приходится использовать грудные имплантанты, так как нормальная женская грудь теряется на фоне рельефных мышц.

В бодибилдинге особенно четко прослеживаются гендерные стереотипы. С мужчинами все просто, они выбирают и усиливают роль, уже придуманную ранее, например, супермена или большого чудовища. Мужчины должны соответствовать уже созданному гипертрофированному облику мужественности, окрашенному эмоциональной и характерной составляющей. У женщин ситуация сложнее. Для них ролей никто не придумывал. Поэтому женщина-культурист часто играет роль старого преданного товарища мужчины. Она заслуживает уважения и похвал уже потому, что смогла выбраться из пассивности и стандартности отношения к женскому телу. Женщина в этом виде спорта — это своеобразный боец за право развития тела по собственному желанию. Но даже у судей часто стирается гендерная грань. Женщина становится мужчиной в легком весе. Конечно, природная нехватка веса и роста — это недостаток, но вполне простительный.

Культуризм «без химии» — это прекрасный образец для общества, в котором хотел бы жить человек. Бодибилдерам приходится тратить почти все свое время на наращивание мышц. Но все это не так просто как кажется на первый взгляд. Они так же обязаны следить за своим рационом, который должен помогать им в жутких по своей тяжести тренировках. Не все спортсмены могут психологически настроить себя на достижение своих высоких целей по усовершенствованию себя. В современной культуре для решения этой проблемы существует множество мотивирующих роликов, книг и фильмов с участием знаменитых бодибилдеров. Все это словно говорит спортсмену, что раз они смогли, то и ему это по плечу. Это еще раз подтверждает, что культуристу необходима большая сила воли и стремление к своим целям, победе, однако без интеллектуальных усилий [6].

Современный человек сегодня обеспокоен, прежде всего, своей современностью, то есть соответствием неким стандартам, образцам моды, поведения, разговора, мышления, которые объявляются созвучными нашему времени. Но при этом без внимания останется духовное развитие [7, с. 16–17]. Бодибилдинг — пример такого стереотипного мышления и поведения. Тела этих «химических сверхлюдей» дают понять, что мир меняется. Меняются вкусы и предпочтения людей, представления об идеальной красоте прошлого расщепляются и создаются новые. Это влияет на отношение к традиционной культуре, которая стремится к созданию гармонии внутри человека, его внутреннего и внешнего мира. В будущем это может привести к модификации спортивной, культурной и общественной мифологии.

 

Литература:

 

1.         Валеева Е. В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 191 -193.

2.         Фандо Р. А., Валеева Е. В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологи. 2014. № 3. С. 98–102.

3.         Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер с анг.. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

4.         Фортунатова В. А., Валеева Е. В. Одномерный человек в многомерной гуманитаристике (проблемы и пути их решения в современном образовании» // Вопросы культурологи. 2014. № 8. С. 53–57.

5.         Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. — М.: РГГУ, 2012. — 224 с.

6.         Фортунатов н. М. Эстетика слова как научная проблема // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4–2. С. 982–985.

7.         Фортунатова В. А. Культура и образование: монография. — Н. Новгород: НГПУ, 2010. — 411.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle