Библиографическое описание:

Исматуллаева Г. Э. Традиции и ценности в узбекских семьях // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 616-617.

Политика Республики Узбекистан на пути построения гражданского общества и укрепления в этом процессе семьи, стабилизация в ней духовной среды имеет большое историческое значение в реформе социальной сферы. Ибо, роль семьи — маленькой святой обители, считающейся маленькой Родиной для каждого человека — огромна в развитии страны, в достижении ею больших высот в любой сфере.

Узбекская семья является такой средой, где формируются испокон веков духовные ценности и укрепление данного социального института — важные является важным фактором развития общества. Роль семьи неоценима в совершенствовании личности. Духовная среда, взаимоотношения ее членов являются решающим фактором, обеспечивающим формирование личности. Как отмечает Президент Ислам Каримов в своей книге «Высокая духовность — непобедимая сила» «нетрудно понять, что под воздействием духовной среды и воспитания в семье ребенок вырастет или добрым и милосердным, или эгоистичным и жестоким».

Никакая перспектива развития общества не представляется отдельно от интересов семьи, так как семья для каждого человека — это начало всех начал. Любой человек связывает свое счастье и благосостояние со своей семьей, т. е. человек чувствует себя полностью счастливым лишь тогда, когда благополучна семья.

Семья, прежде всего, является развивающейся системой и ей присущи возрастные закономерности. Как члены семьи с годами развиваются, стареют, так и семья постоянно изменяется и развивается.

Какие бы условия и психологическая среда не главенствовали в семье, женщины зачастую играют главную роль в формировании здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это развитие духовных, интеллектуальных, психических и физических стремлений каждого человека. Как известно, наше будущее в руках молодого поколения. Следовательно, здоровые, сильные, умные, нравственно воспитанные дети являются не только национальным достоинством, но еще они создают основу прочного государства. Семья ячейка общества, огромная социальная сила государства. В ней отражаются наследие наших предков, настоящие и будущие надежды. Семейное воспитание создает прочную основу будущего мировоззрения, отношения к традициям и укладу общества, вместе с тем формирует психологические предпосылки будущих родителей, т. е. ребенок, воспитанный в семье на подсознательном уровне воспринимает отношение взрослых, анализирует их поведение. Став родителем он подсознательно отражает поведение своих родителей, поэтому здоровый образ жизни, психологический климат в семье будет отражаться на многих поколениях.

Семейные ценности, традиции, обычаи укрепляют нравственную основу ребенка. Необходимо подчеркнуть, что именно через семейную призму воспитания ребенок осознает нормы общества. Если же в семье царит мир, покой и уют, то ребенок, воспитывающийся в данной среде, верит в великое процветание своего государства.

Рождение и воспитание здорового ребенка во многом зависит от женщины. В своей книге под названием «Оила» Ризоуддин Фахриддин обращает наше внимание, что «если женщина воспитана — то и народ будет воспитан, если же она распущена — то и народ будет таким же; если женщины предприимчивы, имеют стремления и волю — народ не будет бедствовать, но если женщина ленива, беззаботна, расточительна народу грозит бедность и нищета”.

В первоначальных рукописях “Авесто” особое внимание уделено проблемам семьи, репродуктивному поведению в семье. В “Авесто” освещены 5 типов поведения женщин-домохозяек, а также типы создания семьи.

1.      Падишах-хотин, т. е. женщина-повелитель. Это означает, что парень и девушка создают семью, только с согласия родителей. При этом, семья бывает очень благополучной, статус семьи устойчив.

2.      Аюкхотин, т. е. «единственная». Если парень женится на единственной дочери, он должен обещать, что не оставит её родителей без наследника. Жених должен своего первенца оформить на имя бабушки или дедушки, в этом случае он обеспечит им старость с наследником. Надо признать, что такие случаи встречаются, и по сей день.

3.      Чокар хотин. Разведенный мужчина или женщина ищет себе спутницу или спутника жизни. По принципам зардуштизма, для вдовы или вдовца первый брак считается священным. Следовательно, второй брак считается для них «чокари». Также, если муж с согласия жены, которая не может забеременеть, женится на другой, с целью иметь ребенка, то и в этом случае вторая жена для первой считается — “чокар хотин”.

4.      Узбошимча хотин, т.е женщина-самоволка. По принципам зардуштизма, парни и девушки не достигшие 21 года, не должны выбирать самолично спутника или спутницу жизни. Если влюбленные без согласия родителей решили пожениться, общественность справляла их свадьбу, но во время свадебного обряда мубад учитывая, что согласия родителей на свадьбу не имеется, предупреждал пару о том, что они лишены наследства. А невеста при этом признавалась «самоволкой», т. е. не признающей нормы общественности.

5.      Ситтар хотин. Если муж с женой долго прожили, но при этом не имеют детей, или, же усыновили чужого ребенка, женщина считалась “ситтар хотин”.

Необходимо учесть, что в “Авесто” также особое внимание уделялось генетическим особенностям. В первую очередь требовалась физическая и психологическая подготовленность жениха и невесты для создания семьи. Так как, именно психологическая и физическая подготовленность создает основу здорового поколения.

С давних времен по сей день проблема семейного воспитания, здорового образа жизни интересует людей разного поколения. В наших семьях чувствуется связь разных поколений, так как, они объединены общей целью — создать прочную семью, вырастить здоровых детей. В хадисах описывая отношение к женщинам, подчеркивается, что женщина с детства подчиняется отцу, после замужества — мужу, в старости — сыну. Этот пример наглядно демонстрирует, что женщина даже после совершеннолетия своих детей не должна оставаться одна. Вообще, в узбекских семьях родители даже после совершеннолетия своих детей, живут проблемами своих детей, опекают, оберегают.

В народе всегда подчеркивается, что дети превыше всего, родители, вырастив своих детей, принимают внуков, правнуков. Внедряя семейные традиции и ценности в воспитательный процесс своих потомков, каждое взрослое поколение исходит от своих этнических принадлежностей.

В качестве заключения, хотелось бы отметить следующее, семейное воспитание залог будущего государства. Семья и брак, являясь неотъемлемой частью общества, выступают постоянным объектом исследования. Важно подчеркнуть, что особенностями гармоничных отношений в семье могут быть равенство сторон в правах и обязанностях, взаимное уважение и любовь, ответственность за партнера, создание, в дальнейшем крепкой семьи, рождение и воспитание детей. Необходимо помнить, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной носят особенный характер, достойный данного общества и данной эпохи.

 

Литература:

 

1.      Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч.– Т.:Маънавият, 2008–54с.

2.      Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-е изд./В. Н. Дружинин.-СПб: Питер, 2008. -176с.

3.      Имом ал-Бухорий. Эр ва аёл бурчи. Сайланма ҳадислар. Оила. Никоҳ.

4.      Ҳомидий Ҳ.“Авесто”дан “Шоҳнома”га /Ҳомиджон Ҳомидий; Масъул муҳаррир Н.Комилов. –Т.:”Шарқ”, 2007. — 320 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle