Библиографическое описание:

Чувашова А. И. Активизация познавательной деятельности на уроках географии // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 99-103.

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию — и я пойму.

 

Работая над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии», я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. География — уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека. Для меня это предмет удивительный, естественный и общественный, охватывающий практически все аспекты жизни на Земле. Наука эта так же прекрасна и разнообразна, как жизнь на планете. Нельзя преподавать географию, заботясь лишь о прохождении учебного материала, потому что тогда наука из живой превратится в абстрактную. Это значит, что географические названия, понятия, звучащие на уроках, останутся мертвыми понятиями и не превратятся в образы, из которых формируется мировоззрение. Я обращаю внимание ребят во время урока на интеграцию географии в других школьных предметах: литературе, истории, физике, математике, химии, мировой художественной культуре, подчеркиваю постоянную связь географии с жизнью.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализовать свои личностные запросы, социально адаптированной личности, способной решать проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации. В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек — творец, интеллектуальная личность, человек одарённый. Сегодня объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему — светить», которое представлено виде педагогического кредо:

«Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя.

Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой.

Иди рядом, и мы будем одним целым» (из мудрых мыслей индейских вождей)

Учитель должен находиться в тандеме с учеником, только так возможен результат.

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль на уроках отводится творческому развитию личности. Среди множества приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, хочется остановиться на таком приёме, как использование метода проектных технологий.

Благодаря всему выше сказанному я стала одной из тех учителей, которые используют инновационные образовательные технологии на своих уроках.

О своем наработках, я хочу рассказать на примере урока географии 7 класса по теме «Северная Америка». Мой предмет должен быть постоянно связан с прошлым, без которого нет настоящего времени и позволяет проводить большую воспитательную работу. Исходя из сегодняшней ситуации в мире, родился такой урок.

Основной целью урока было закрепление знания учащихся о материке, расширение кругозора учащихся, развитие мышления, творческих способностей учащихся, умение работать в парах, группе, коллективе, активизация познавательного интереса к предмету.

Задачи:

-          Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы.

-          Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах, парах.

-          Развитие коммуникативной культуры, творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал.

-          Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

-          Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.

-          Воспитание гуманистического отношения к другим народам через знакомство с их бытом, костюмами и через обращение к дополнительной литературе об этих народах.

Урок начался с моих слов: «Сегодня на уроке мы с вами сядем в машину времени и перенесемся в прошлое Северной Америки. В ходе урока мы с вами «зароем топор войны» между индейскими племенами и «раскурим трубку мира». Какие мы поставим перед собой задачи? Что вы хотите узнать на уроке? Чему научиться? У нас в гостях 4 индейских племени, которые проведут нас по Северной Америке, покажут свои знания, сноровку, творчество, красноречие».

Далее обращаю внимание на доску, где оформлена фотовыставка трубок мира. Выступление учащихся с сообщением о том, что это выражение создает интригу уроку. Далее звучат широко известные строки из поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло «Песнь о Гайавате»:

Смойте краски боевые,

Смойте с пальцев пятна крови;

Закопайте в землю луки,

Трубки сделайте из камня,

Тростников для них нарвите,

Ярко перьями украсьте,

Закурите Трубку Мира

И живите впредь как братья.

Урок начался состязанием между 4 племенами индейцев. В ходе урока были использованы несколько методов:

Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учениками связей между объектом и его символом. Ученикам предлагалось изобразить символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

Представление команд (эмблема, девиз). Эмблема — тотем связывает племя с исторической памятью, с территорией проживания, с законами социальной жизни. Так как, прежде всего каждое племя определяется со своим тотемом (предметом-покровителем). Тотемом у индейцев могло быть что угодно — животное, растение, небесное тело и т. д. Чаще всего в качестве тотема выбиралось животное, отличающееся какими-то особенными способностями: могучий медведь (символ творца и т.д). Ребята представили свою команду и презентовали эмблему своего племени — тотем.

Метод сравнения версий. Этот метод применялся на протяжении всего урока. Ученики сравнивали собственные варианты решения поставленных проблем и задач. Например, в конкурсе «Разминка» работая в группе, учащиеся должны собрать материк (разрезанные контуры материков Северная Америка.) и сравнить полученные результаты.

В конкурсе — тест «Согласны ли вы что», работая индивидуально (у каждого в группе свой вариант теста). Взаимопроверка теста дала еще раз возможность учащимся сравнить их версии ответов. Подсчет баллов набранных командой опять же — метод сравнения результатов.

Метод «вживания». В этом методе проходил конкурс «И один в поле воин», в котором за 0.30 мин один представитель от команды должен был показать как можно больше объектов на карте Северной Америки. Данный метод посредством чувственно-образных и мыслительных представлений помог каждому ученику «переселиться» в изучаемый объект — Северная Америка или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри, показать свои знания номенклатуры материка. Учащиеся показали очень высокие результаты, показав за 30 секунд до 70 названий на карте.

Очень активно прошел конкурс «Зоркий глаз» — Шифровка. Все знают, что во времена индейцев главное качество — умение читать шифровки. В течение 1 минуты необходимо было расшифровать спрятанные в шифровку реки Северной Америки. (работа в парах)

А

Р

К

М

И

С

С

С

В

Я

Т

О

Г

М

Ь

А

О

Г

А

И

Е

Р

В

А

Л

О

И

И

Н

З

А

Й

С

Н

Т

И

Я

К

О

С

Р

Ю

Н

С

О

И

О

Д

А

Р

О

Л

С

У

К

О

Ь

И

П

М

А

К

Е

З

И

 

Здесь сработал Метод «Если бы…» Ученикам предлагалось стать «зорким глазом» и прочитать шифровку. Итоги конкурса подводится с учетом количества слов расшифрованных командой. От каждого учащегося зависел результат команды. Проверку проводили обменом шифровками между группами.

Так как урок направлен на социализацию учащихся для меня важно было понять, как сработает метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я«. Этот метод я применила в конкурсе «Хороший индеец — мудрый индеец». Перед началом конкурса прошел эмоциональный настрой учащихся — прочитана притча автор Владимир Шебзухов.

ПРИТЧА О ДВУХ ВОЛКАХ

Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучёк стремился

И... к мудрости, как таковой.

Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один — за доброту на свете,

Другой — за царствие грехов!

Едва, на время, разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один — чтоб месть подать на блюдце,

Другой — за мир и за любовь!

Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо –

«Какой же побеждает волк?»

Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

(Поведал дед, видать, не просто Историю о двух волках) –

«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть –

Лишь пожелают волки кушать,

Кого ты — выберешь кормить!»

 

Учащимся были задан вопрос: О чем, ребята, эта притча?

Между Правдою и Ложью,

Ведомо лишь — Одному,

Для чего дана возможность

Сделать выбор — самому!

 Пожалуй, самым интересным на уроке получился этот конкурс, так как мнения учащихся, высказанные по поводу мудрых мыслей вождей индейских племен, просто поразили своей глубиной понимания, значения и их роли в жизни тех дней и актуальных в современном мире.

Задания командам:

1 команда

1. «Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал»

2. «Хороший человек видит хорошие знаки»

2 команда

1.         «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

2.         «Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

3 команда

1.         «Все связано, подобно крови, объединяющей всех нас. Человек не ткет паутину жизни, он просто вплетен в нее. Что бы он ни делал этой паутине — он делает себе». Вождь Сиэттл, 1854

2.         «Ребёнок — гость в твоём доме — накорми, выучи и отпусти».

4 команда

1.         «Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

2.         «Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

ПРИРОДНАЯ ЗОНА

ТИПИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ

ТИПИЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

1.АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ

1. БИЗОНОВА ТРАВА

1. _174-1024 МЕДВЕДЬ ГРИЗЛИ

2.ТУНДРА

2  ПИХТА БАЛЬЗАМИЧЕСКАЯ

2. buffalo001 БИЗОН

3.ТАЙГА

3.  КАКТУС

3. olen2 СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ (КАРИБУ)

4.СМЕШАННЫЕ ЛЕСА

4. мхи и лишайники МОХ

4.  ЗМЕЯ

5.ПРЕРИИ (СТЕПИ)

5. голубика ГОЛУБИКА

5. polar_bear003БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

6.ПУСТЫНИ

6. ДУБ БЕЛЫЙ

6.  ОНДАТРА

 

Метод эвристического исследования включился в урок. В соответствии с программными задачами выбирался объект исследования — «природные зоны». Проверка знаний проходила в конкурсе «Следопыт». Необходимо было установить соответствие:

Конкурс выполняли группой — проверку проводил учитель.

И конечно украсил урок финал с применением проектных технологий и метода самостоятельного конструирования «Изготовление оберега племени».

На картонной трубке учащиеся в течение 5 минут используя самоклейку, нарезанную на геометрические фигуры (треугольники, круги, прямоугольники, узенькие полоски разного цвета) выполняли оберег племени. После выполнения задания все племена защищают свои проекты, рассказывая, что они показали и почему.

В качестве оберега неспроста выбрана трубка. Все, что делает индеец, имеет форму круга, потому что сила мира всегда действует по кругу и все стремиться быть круглым. Небо круглое, и земля кругла как мяч, и таковы же все звезды. Ветер, достигая своей величайшей силы, вращается. Птицы строят свои гнезда — круглыми. Солнце встает и садится снова по кругу. Так же поступает Луна, и оба круглые. Даже времена года образуют великий круг, сменяя друг друга, и всегда возвращаются в свой черед. «Жизнь человека — круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила»- Черный Олень, оглала сиу.

Так как перед учащимися в начале урока была поставлена задача «раскурить» трубку мира и закопать топор войны состоялся обмен оберегами племён.

Защита проекта — обмен оберегами между племенами, проходила очень оживлено. Каждая команда показала свои знания, творчество, уровень социализации.

Рефлексия урока прошла по методу образного видения — нарисуйте смайлик, характеризующий ваше настроение в конце урока.

Этот урок показал настоящий тандем, где ученик и учитель — одно целое, идущее к одной цели — совершенствоваться.

В итоге хочется отметить: круг возможных приемов и методов, используемых на уроке, велик и дает возможность выбора, но систематическое обращение к дополнительной литературе и другим источникам географических знаний на уроке, пробуждает у учащихся потребность узнавать больше, читать, творить, а результаты такого рода работы всегда ощущаются учителем.

Часто школьные предметы заканчиваются с выдачей аттестата.

География не заканчивается никогда! Она продолжается, пока существует этот мир и человек в нем.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle