Библиографическое описание:

Тумакова Н. А., Захарченко Е. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 629-633.

Ключевые слова: мультимедийные средства, образовательный процесс, наглядность, интерактивность.

 

ХХI век представляет собой новую ступень развития цивилизованного общества, в котором информатизация и компьютеризация охватывает различные направления деятельности индивидуума во всех сферах общественной жизни. Образовательная сфера, как и сам образовательный процесс, характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике. Интеграция современных информационных технологий в систему образования открывает безграничные возможности совершенствования методов, форм, содержания обучения в соответствии с задачами всестороннего развития личности, обучающейся в современных условиях информатизации социума.

Образовательный процесс в высших учебных заведениях претерпевает серьезные изменения: все более и более интенсивно внедряются в процесс обучения мультимедийные средства. Мультимедиа (multimedia, от англ. multi — много и media — носитель, среда) — совокупность компьютерных технологий, в которых одновременно используются несколько информационных сред: текст, компьютерная графика (фотографии, анимация, схемы, 3D-графика и др.), звук, видео [3].

Сегодня термин «мультимедиа» используется достаточно широко, поэтому немаловажно понимать, к чему именно он относится. Мультимедийные средства (далее ММС), используемые в обучении, можно разделить на статичные, динамичные и интерактивные.

К статичным ММС относятся фотографии, распечатки, в то время как к динамичным — телевидение, видео, кассеты, кино, CD и DVD. Отдельную нишу в образовательном процессе занимают интерактивные ММС: интерактивное телевидение, Интернет, компьютер. Разнообразны и формы представления ММС: текст, картинка, графика — статичны; кино, видео и звукозапись — динамичны по своей форме; интерактивны — кино, видео, звук, текст, графика, анимация и моделирование.

Что касается способов восприятия ММС, то их можно охарактеризовать следующим образом: статичные ММС, применяемые в образовательном процессе, всегда визуальны и длительность восприятия зависит непосредственно от пользователя. Объем времени, уделяемый пользователем применению ММС, и последовательность их компоновки определяется целями и задачами пользователя.

Динамичные ММС обучения объединяют в себе визуальный и звуковой способы восприятия. В динамичных ММС последовательность воспроизведения информации и время заданы автором (разработчиком).

Тем не менее, пользователю предоставлена возможность корректировать параметры последовательности и времени посредством прокрутки вперед-назад или монтажа. Процесс восприятия обучаемым информации связан с готовностью и способностью усвоения представляемого материала в заданные преподавателем временные сроки. Интерактивные ММС как и динамичные могут быть визуальными и звуковыми (по способу восприятия информации). Пользователь имеет возможность не только корректировать информацию и определять последовательность ее представления, но корректировать ее содержание в процессе передачи (интерактивное телевидение, моделирование).

Интерактивные средства дают возможность педагогу интегрировать различные среды представления информации, такие как текст, статическую и динамическую графику, аудио и видеозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником образовательного процесса, поскольку предоставление информации обусловлено соответствующими действиями обучающегося.

Интерактивность в мультимедиа способна активизировать процесс обучения. Однако при проектировании будущего мультимедийного занятия педагогу важно определится с тем, какие цели ставятся и какая роль отводится этой учебной деятельности в системе занятий по изучаемому модулю или в рамках всего учебного курса. Занятие может быть предназначено для предъявления новой информации по изучаемой теме, для закрепления ранее изученного материала, закрепления умений и навыков, для повторения, практического применения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, систематизации знаний.

Занятие с использованием ММС обучения будет эффективным лишь в том случае, если оно представляет собой комплексный продукт с определенным сочетанием устной, наглядной, текстовой информации, превращая отдельный слайд в учебно-образовательный эпизод, а учебный эпизод в самостоятельную дидактическую единицу.

Г. А. Аствацатуров определяет дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и. т.п. [1].

Одним из неоспоримых достоинств занятия, спроектированного с использованием ММС, является наглядность, к которой также предъявляются определенные требования:

-        узнаваемость (соответствие предъявляемой информации; время и спецэффекты, оптимальные для восприятия);

-        динамика;

-        четкий смысловой алгоритм видеоряда изображений;

-        размер наглядности (изображение на экране не должно быть ни большим, ни маленьким;

-        количество предъявляемых на экране изображений преподавателю следует сбалансировать, чтобы обучающиеся имели возможность сосредоточиться на предъявляемом материале.

Другим достоинством мультимедийного занятия считается звук. Звук может играть роль шумового эффекта, звуковой иллюстрации или звукового сопровождения, что способно не только привлечь внимание обучающихся, но и быть связующим в процессе занятия звеном, переключающего студентов с одного вида деятельности на другой. Звук используется для передачи различных голосовых комментариев, специфических звуков, которые сопровождают протекание процесса озвучивания текста.

Использование видеоинформации и анимации, несомненно, усиливает обучающий эффект и способствует визуализации образовательного процесса. Анимация, видеосюжет, многомерная (3D) динамичная фигура может сыграть немаловажную роль не только в предъявлении учебного материала, но и в эффективном восприятии его студентами.

Так, анимация позволяет продемонстрировать процесс, объект или какое-то явление в динамике; трехмерная графика позволяет размещать трехмерные модели реальных объектов.

При предъявлении видеоинформации важно соблюдать оптимальный как для хода занятия, так и для процесса восприятия обучающимися информации темп занятия. Преподавателю не следует забывать и об обратной связи со студентами. Предъявляемый учебный материал следует сопровождать рядом вопросов развивающего характера, обеспечивающих диалоговую связь и комментирование происходящего в видеоматериале.

Использование форм наглядности не только дополняет словесную информацию, но и способствует повышению степени мыслительной активности обучаемых. Беляев М. И., Соловов А. В. и др. подразделяют средства наглядности на:

-        изобразительные (рисунки, фотопортреты, фоторепродукции картин, живописи, архитектуры и другие изображения окружающего мира)

-        условно-графические (таблицы, схемы, чертежи, графики, диаграммы)

-        современные мультимедиа, интегрирующиеся в образовательный процесс и обеспечивающие новые возможности не только преподавателю, но и студентам [2].

В целях эффективного использования современных ММС обучения важно создать такие условия, которые обеспечивают формирование социальной и познавательной активности как основных личностных характеристик обучаемого. Мультимедийные образовательные программы должны носить диалоговый характер для развития самостоятельности студентов.

С развитием сети Интернет появилась возможность активно использовать новый вид ММС, ориентированный на www-технологии, которые эффективны в использовании при семинарской и самостоятельной работе студентов.

Однако использование мультимедийных технологий (далее ММТ) обеспечивает должный педагогический эффект только при наличии педагога, поскольку современные образовательные технологии — это лишь способы обучения, продуктивность которых зависит от непосредственного умения преподавателя использовать их для достижения поставленных педагогических целей на основе глубокого изучения всех возможностей. Компьютер в образовательном процессе никогда не заменит преподавателя, а будет только средством, усиливающим и расширяющим возможности его педагогической деятельности.

Таким образом, использование ММТ в образовательном процессе вуза позволяет перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, в котором студент — это главный участник процесса обучения.

В заключение стоит отметить очевидные преимущества ММТ, а именно: возможность сочетания двух способов усвоения информации (логического и образного); активизация процесса обучения посредством наглядности; интерактивное взаимодействие, позволяющее управлять представлением информации (индивидуальное изменение настроек, изучение результатов и их анализ, скорость предъявления материала, число повторений); гибкость и интеграция различных типов мультимедийного учебного материала; возможность развития самостоятельности и креативности учебной деятельности студента как объекта коммуникативного общения, включения в образовательный процесс с использованием современных ММТ.

 

Литература:

 

1.       Аствацатуров Г. О. Педагогический дизайн мультимедийного урока. [Электронный ресурс] / URL: http://pedsovet.su/publ/26–1-0–124 (дата обращения: 10.01.2015).

2.       Беляев М. И., Краснова Г. А., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. — М.: МГИУ, 2002. — 304 с.

3.       Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов: Учебно-методическое пособие. — Тамбов: ТГТУ, Педагогический Интернет-клуб, 2006. — 55 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle