Библиографическое описание:

Савченко Т. А., Карагодина А. Н., Кашманов Р. Я., Куликов А. В. Совершенствование организации перевозок пассажиров на троллейбусных маршрутах г. Волгограда // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 243-246.

Опираясь на один из основополагающих концептуальных принципов логистики — системный подход, процесс перевозки пассажиров может быть представлен в виде системы, включающей ряд подсистем (подсистему перемещения пассажиров и продажи билетов; формирования пассажиропотоков; посадки и высадки пассажиров; подачи транспортного средства и др.). Входом системы является потребность населения в перевозках и наличие определенного числа, типа и технического состояния подвижного состава. Выходом системы является своевременная и качественная перевозка пассажиров в требуемые пункты назначения. Обратная связь в рассматриваемой системе осуществляется поступлением с линии информации о движение подвижного состава, соблюдении расписания, интервалов движения и соответствии числа подвижного состава потребностям в перевозках скопление пассажиров на остановочных пунктах. Нормальное функционирование системы может протекать только при выполнении ряда ограничений, основными из которых являются: соблюдение заданного скоростного режима движения транспортными средствами, соблюдение расписаний, соблюдение экологических требований, обеспечение комфортности поездок, выполнение плановых, технических и финансовых показателей работы транспортных предприятий и др. Целью исследования элементов технологического процесса перевозки пассажиров на троллейбусных маршрутах является определение их длительности и закономерностей распределений, что позволит затем правильно спланировать и организовать перевозочный процесс и обеспечить своевременное и качественное удовлетворение спроса на пассажирские перевозки.

У троллейбусного вида перевозок есть свои достоинства и недостатки. Одним значительным недостатком является затрудненный обгон одного троллейбуса другим. При прекращении движения одного троллейбуса из-за поломки или ДТП возможна остановка других троллейбусов и скопление большой очереди рис. 1.

Рис.1. Затор из-за аварии на улице Комсомольская 19.06.2014 г.

 

При организации движения троллейбусов на маршрутах необходимо учитывать неравномерности распределения пассажиропотоков во времени и по отдельным участкам.

Исследование работы подвижного состава проводилось на троллейбусных маршрутах № 8, 8а, 12 г. Волгограда. Звено перемещение пассажиров, в свою очередь, можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: подсистемы движение троллейбусов на перегонах и подсистемы посадки высадки пассажиров на остановочных пунктах. Остановочные пункты маршрутной сети троллейбусного транспорта г. Волгограда можно охарактеризовать, как узловые с большим пассажирообменом и промежуточные с малым пассажирообменом. Для определения количества пассажиров на остановочных пунктах необходимо проводить натурные исследования (на остановочном пункте подсчет входящих и выходящих пассажиров по часам суток) и камеральные (обработка собранных экспериментальных данных).

Места размещения остановочных пунктов определяются по участкам маршрута, согласно местам возникновения и поглощения пассажиропотоков. При выборе места расположения остановочного пункта можно воспользоваться графическим методом исследования удаленности мест проживания потенциальных пассажиров от остановочных пунктов. Пример представлен на рис. 2.

Процесс перевозки пассажиров можно представить в виде технологической схемы, состоящей из шести этапов. Каждый из этапов может состоять из элементов-звеньев логистической системы перевозки пассажиров. Пример представлен на рис. 3.

Для того, чтобы составить математическое описание желаемой системы организации перевозок пассажиров, необходимо знать закономерности распределения времени: подхода к остановке транспорта, ожидания транспорта, посадки в подвижной состав, перемещение в подвижном составе и движения пассажира после высадки согласно технологической схемы передвижения пассажиров [1]. Все остановочные пунктыможно разделить на обычные и узловые.

Рис. 2. Определение расстояния расселения потенциальных пассажиров от остановочных пунктов: а) узловая остановка «Центральный рынок»; б) промежуточная остановка «Университет»

 

Рис. 3. Технологическая схема перевозки пассажиров

 

Общее время, затрачиваемое пассажирами при транспортных передвижениях (tпас) на троллейбусе, можно представить как сумму четырех слагаемых [1]:

tпас=tпод+tож+tп+tот,                                                                                                         (1)

где tпод — время подхода к остановочному пункту; tож– время ожидания подвижного состава; tп– время поездки пассажира; tот — время пешего движения от остановки до объекта тяготения;

Для исследования сложных процессов протекающих во времени важное значение приобретает прикладная математика, позволяющая на ряду с другими инструментами решать задачи, устанавливать взаимозависимости параметров оптимизации различных факторов, прогнозировать рассматриваемые явления и находить оптимальные решения.

Стохастические зависимости описываются с помощью математических моделей, которые дают лишь приближенное представление о взаимосвязях в рассматриваемых процессах, они должны учитывать особенности структуру самих процессов и влияний, как внутренних, так и внешних факторов. А это возможно лишь на основе проведения эксперимента и статистической обработки его результатов. В работе получены закономерности длительности этапов посадки-высадки пассажиров в подвижной состав на промежуточных троллейбусных остановке «Университет» проспект имени В. И. Ленина г. Волгоград.

Время простоев на промежуточных остановках прямо пропорционально числу входящих и выходящих пассажиров. Этот фактор является основой для определения времени задержки подвижного состава на остановочном пункте, его необходимо учитывать для составления расписаний движения.

Такие остановки как «Университет» характеризуются меньшим пассажирообменом, следовательно, и меньшей продолжительностью времени простоя троллейбусов.

Вместе с тем совокупное поведение входящих и выходящих пассажиров на остановочных пунктах подчиняется определенной закономерности, которая может быть описана одним из вероятностных законов распределения случайных величин. Распределение времени простоя на узловых остановочных пунктах подчиняется закону Эрланга [3].

Из проведенного обследования было выявлено, что на обычных промежуточных остановках, (на примере остановки «Университет») время простоя описывается показательным законом распределения (2):

                                                                                                        (2)

На рис. 4. представлены три кривые показательного закона, соответствующие трем выборкам случайных величин (N1=94, N2=138 и N3= 232 случаев) характеризующих время посадки-высадки пассажиров на обслуживаемой остановке. Наименьший доверительный интервал наблюдался для выборки N3=232 случаев.

На основе проведенного эксперимента и статической обработки результатов обследования было получено среднее время этапа посадки — высадки с доверительным интервалом:

(, т. е. 14,6< < 16,5 (cек.)).

При организации транспортного процесса, как правило, учитывают верхнюю границу доверительного интервала (tос=16,5сек.).

Зная закономерности изменения элементов каждой из подсистем, применив математический аппарат территории массового обслуживания, можно составить модель желаемой системы организации перевозок пассажиров, составить оптимальное расписание движения подвижного состава. С помощью такой модели можно оптимизировать течение процесса перевозок, повысить надежность обслуживания пассажиров при изменяющихся внешних условиях процесса перевозок, что имеет весьма существенное значение при решении проблем транспортного обслуживания населения крупных городов.

Рис. 4. Теоретические выравнивающие кривые показательного закона распределения времени посадки-высадки пассажиров на троллейбусной остановке «Университет»

 

Надежность обслуживания определяется регулярностью сообщений, гарантированностью заявленного уровня обслуживания и безопасностью совершения поездок.

 

Литература:

 

1.          Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: Монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; Волгоград. гос. техн. ун–т.– Волгоград, 2002.–256 с.

2.          Исследование вероятностного характера элементов технологического процесса перевозки пассажиров на троллейбусных маршрутах г. Волгограда / А. Н. Карагодина, Т. А. Савченко, А. В. Куликов, С. Ю. Фирсова // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли юга России: матер. VIII междунар. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, г. Волгоград, 14–16 мая 2014 г. / ВолгГАСУ. — Волгоград, 2014. — C. 194–198.

3.          Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их совершенствованию / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 58–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle