Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. Различные трактовки и разработки модульного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 625-627.

Модульное обучение зародилось и приобрело большую известность в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации США, ФРГ, Англии и других развитых стран, в том числе, пользуется популярностью и в России. Однако до сих пор существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологию его построения как в плане структурирования содержания обучения, так и разработки форм и методов обучения. Рассмотрим наиболее важные из них.

П. А. Юцявичене [6, c. 10] указывает, что «сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно — координирующей». Инвариантными компонентами, по мнению автора, в структуре модуля выступают учебный текст, руководство к обучению, консультация педагога. Для облегчения ориентации обучаемых в модуле предлагается ряд символических обозначений, указывающих дидактическую цель, наиболее важные фрагменты текста, контрольные вопросы и т. д.

Важно отметить, что сам модуль должен выступать как средство системного отражения той или иной области окружающей действительности, которое позволяет «раскодировать сущность системы, увидеть ее в динамике» [1]. При этом базовая информация всегда может быть описана генеральным модулем, охватывающим не только структуру системы, но также и метод функционирования системы.

 

СИСТЕМА

ЦЕЛИ

Структура

Элементы

Функции элементов

Виды связей элементов

Функции системы

Нормы связей

Частные

Общие

Всеобщие

Метод функционирования системы

Способы взаимодействия элементов системы

Результат функционирования системы

Система свойств

 

Рис. 1. Структура учебного модуля по К. Я. Вазиной

 

Подытоживая проведенный анализ, можно заключить, что сам модуль представляет собой учебную базовую единицу логически структурированного фрагмента содержания курса вместе с методическими материалами к нему. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов по предмету, учебно-технологические карты, литературу, контрольные блоки и форму отчетности. В модуле также должны быть выделены профессионально-прикладные укрупненные проблемы с учетом специфики строительного университета и требований государственного стандарта.

Наиболее оптимальная структура модуля в рассматриваемом контексте включает в себя следующие этапы:

1.         Первоначальное обзорное знакомство с содержанием модуля;

2.         Изложение основного содержания учебного материала по определенной теме в форме лекции;

3.         Дифференцированное усвоение и закрепление учащимися основного содержания в форме серии практических занятий по математике;

4.         Формирование экспериментальных умений и навыков по изученной теме в форме лабораторного практикума;

5.         Углубление и развитие знаний учащихся на занятиях по решению задач;

6.         Проверка усвоения учебного материала модуля в форме зачета, контрольной или самостоятельной работы;

7.         Показ возможностей применения изученного материала в форме подготовки индивидуальных профессионально ориентированных мини-проектов.

Существуют различные виды модулей, структура и тип которых зависят от специфики рассматриваемой дисциплины. Например, специфика математики определяет предпочтение логических и продукционных модулей, отличающихся четкой структуризацией содержания обучения; выстроенной в соответствии с логикой предмета последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы, а также вариативностью структурных организационно-методических единиц.

М. А. Чошанов предлагает совместить блочное обучение с модульным, представляя структуру модуля следующей схемой (рис. 2) [5].

Рис. 2. Общая структура проблемного модуля М. А. Чошанова

 

Такая идея обучения (блочно-модульная) представляется чрезвычайно плодотворной для вузовского профессионального обучения, где центральная роль отведена востребованной обществом профессиограмме специалиста. Подготовка специалиста является комплексной педагогической целью, реализация которой осуществляется через интегрирующие и частные дидактические цели. Вот почему, на наш взгляд, учебная информация по высшей математике удобнее компоновать не в учебные элементы, а в блоки. В блочно-модульном обучении учебный материал делится на порции не по степени их постепенного усложнения (как, например, в программированном обучении), а в зависимости от деятельностно представляемой дидактической цели, содержание обучения при этом представляется в объеме, обеспечивающем ее безусловное достижение.

 

Литература:

 

1.         Вазина, К. Я. Саморазвитие человека и технология организации образовательного процесса: (Концепции, опыт) [Текст]/ К. Я. Вазина. — Челябинск: Б.и., 1997. — 240с.

2.         Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

3.         Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

4.         Титова Е. И., Мартынова А. Д. Структура модуля, его основные блоки// Молодой ученый. 2014. № 7. С. 563–564

5.         Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие/ М. А. Чошанов. — М.: Нар. образование, 1996. — 160 с.

6.         Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст]/ П. А. Юцявичене. — Каупас, 1989. — 325с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle