Библиографическое описание:

Шардина И. В. Теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 482-485.

В данной статье рассматриваются основные теоретико-правовые основы деятельности таможенных органов при осуществлении правовых функций.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» [1] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Одним из территориальных органов Федеральной таможенной службы Российской Федерации является таможня, которая осуществляет организацию, обеспечение, координацию, а также контроль за проведением должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов необходимую проверку документов и сведений, необходимых для осуществления таможенных целей и др. Административная деятельность таможенных органов при реализации правоохранительных функций представляет собой урегулированный нормами административного права вид юридической деятельности по правовому регулированию, организации осуществления правоохранительных функций, задач и полномочий таможенных органов, их подразделений, служб и сотрудников, а также охране и защите общественных отношений в сфере таможенного дела с применением форм и методов этой деятельности.

В связи с разнообразием форм административная деятельность может рассматриваться как административно-регулятивная и административно-охранительная, нормотворческая, правотворческая, правоприменительная, контрольно-надзорная, регистрационная и др. В частности, административно-регулятивная деятельность (правоприменительная деятельность) может быть представлена в двух формах: собственно регулятивной и правоохранительной.

В деятельности таможенных органов регулятивная форма правоприменения используется для разрешения конкретных управленческих дел и вопросов организационного характера. Через осуществление административно-регулятивной деятельности обеспечивается реализация одной из функций управления в области таможенного дела — правового регулирования. Она осуществляется не только подразделениями центрального аппарата ФТС России, но и таможнями и таможенными постами. Ее результатом является издание подзаконного акта управления, регулирующего либо общие организационные вопросы, либо обеспечивающие реализацию правоохранительных функций.

В соответствии с Приказом ФТС России 09 июля 2014 г. № 1331 «О типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации» [3] и разделом III Регламента ФТС России от 28 ноября 2007 г. № 1479 административными актами являются: приказ, распоряжение, положение, инструкция, указание, письма, телеграммы, телефонограммы, носящие нормативный и оперативно-распорядительный характер.

Традиционно под правоохранительной функцией таможенных органов понимают направления правоохранительной деятельности таможенных органов при достижении правоохранительных целей. Механизм реализации данных функций содержит как правовую, так и организационную основу.

Правовую основу составляет система правовых источников от Конституции РФ до ведомственных актов. К числу актов, регламентирующих правоохранительную деятельность, следует относить: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК России), Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК России), Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП России), Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), приказы ФТС России. Особое место среди правовых источников занимают регламенты, в том числе типовые и административные. По общему правилу регламент устанавливает общие правила организации деятельности, как всего органа, так и его подразделений по реализации отдельных функций, полномочий. Обладая одним из ключевых признаков — организации деятельности, регламент является административным актом государственного органа. Он утверждается приказом или распоряжением и служит своего рода «инструкцией» для должностных лиц и информационно-контролирующим документом для участников таможенных правоотношений при реализации отдельных функций таможенных органов.

В настоящее время в практике работы ФТС России применяются как административные, так и иные регламенты. Например, Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, или Регламент действий должностных лиц таможенных органов при обнаружении фактов незаконного перемещения автотранспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, и другие.

Административные регламенты являются процессуально-правовыми актами, обеспечивающими реализацию отдельных государственных услуг через проведение административных процедур. Ими руководствуются сотрудники таможенных органов, выполняющие отдельную функцию государственного органа по предоставлению государственной услуги. Отдельные их положения призваны исполнять и лица, которым предоставляется услуга.

При реализации правоохранительных функций деятельность таможенных органов в меньшей степени охватывается сферой оказания государственных услуг, поэтому правовую основу они составлять могут частично. Иные регламенты, не являющиеся административными, в большей степени решают эту задачу. Они адресованы сотрудникам таможенных органов и устанавливают правила организации их деятельности, всего органа и правоохранительных подразделений по реализации функций, полномочий.

Функция является и исходным структурообразующим фактором, от ее содержания зависит формирование структурных подразделений и самого таможенного органа. На уровне таможен правоохранительные функции реализуются сотрудниками отделов: оперативно-розыскного; по борьбе с контрабандой наркотиков; административных расследований; оперативно-аналитического отделения по правоохранительной работе; отделения дознания; отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы; специального отряда быстрого реагирования; службы силового обеспечения.

Особое место в системе таможенных органов при реализации правоохранительных функций занимают специализированные таможенные органы — оперативные таможни. В ведении Центрального таможенного управления находится Центральная оперативная таможня. Ее типовая структура включает руководство, административные и специализированные подразделения правоохранительной направленности.

Приведенные структуры в своей деятельности руководствуются положением, утвержденным приказом ФТС России, и нормативно-правовыми актами, закрепляющими механизм реализации его основных функций, задач и полномочий. Их анализ позволяет установить наличие административных и правоохранительных функций, которые формируют две разновидности деятельности таможенных органов — это административная и правоохранительная. В свою очередь, правоохранительная деятельность может быть представлена в двух разновидностях. Первая имеет уголовно-правовую направленность и включает, реализацию таких функций, как борьба с контрабандой и иными преступлениями в области таможенного дела; вторая — административно-правовая — борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Критериями их разграничения являются правовая основа деятельности, выбор ее форм и методов. Так, для отдела административных расследований одним из основополагающих правовых актов является Кодекс об административных правонарушениях РФ, а для отделов розыска или борьбы с контрабандой — Уголовный Кодекс РФ, Федеральный закон № 144-ФЗ от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. При таком разграничении правоохранительной деятельности оба отдела реализуют и административные функции.

Межведомственные соглашения, внутриведомственные приказы, инструкции и иные правовые акты не только регулируют деятельность таможенных органов, но и выступают своего рода правовым базисом для осуществления административно-охранительной деятельности (защитно-охранительной). Закрепленные в них административные нормы, носящие охранительный характер, обеспечивают реализацию правоохранительных функций таможенных органов. В общей теории административного права формы административно-регулятивной деятельности относятся к правовым формам управления. В свою очередь, при осуществлении защитно-охранительной деятельности активно применяются не только правовые, но и неправовые формы и методы управления.

 

Литература:

 

1.      Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».

2.      Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. — 2014.

3.      Приказ ФТС России 09 июля 2014 г. № 1331 «О типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации».

4.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2020 года».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle