Библиографическое описание:

Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 596-601.

Этнокультурная компетентность — это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность предполагает готовность школьника к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на его участие в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Этнокультурная компетентность, прежде всего, предполагает поликультурную направленность образования, овладение учащимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения. Вопросы поликультурной направленности образования, проблемы овладения учащимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения в последние годы особо выделяются в педагогической науке и практике.

Феномен поликультурного воспитания стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Однако, теоретические основы современной концепции поликультурного воспитания были заложены педагогами и мыслителями прошлого: Я. А. Коменским [1], Ф. А. Дистервергом [2], К. Д. Ушинским [3].

 В Казахстане поликультурное воспитание относится к сравнительно новой области педагогического знания. Поэтому теория отстает от практики. Имеются лишь отдельные теоретические исследования, посвященные проблемам межнационального общения (Н. А. Асипова, Р. А. Дюсукова, Д. М. Жазыкбаев, З. Ж. Кашкимбаева, А. Т. Москаленко), поликультурному обучению и воспитанию студенческой молодежи (З. Б. Кабылбекова, Л. В. Колесникова, Б. Э. Тлеулов) [4].

В реализации целей и задач поликультурного воспитания особого внимания заслуживает начальная ступень общего образования, так как она является, важнейшей ступенью формирования гражданской идентичности личности, именно она закладывает основы всестороннего развития детей; именно здесь начинается работа по воспитанию культуры, формированию сознательного отношения к людям, развитию коммуникативных навыков.

По мнению Л. И. Божович, младший школьный возраст — это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития [5].

Поликультурное воспитание младших школьников представляет собой имманентное направление гуманистической социализации личности, способной сочетать в себе национальное достоинство с равносубъектным общением и сотрудничеством с представителями других этнических групп.

Как отмечает М. Г. Тайчинов, воспитание младших школьников в поликультурной среде должно осуществляться на принципах толерантности, идентификации, осведомленности, на основах познания других культур в творческой деятельности и мотивации к познанию и взаимодействию с другими культурами. Образовательный процесс в поликультурной начальной школе преследует цель воспитания, обучения и развития личности, способной жить и быть успешной в быстроменяющемся мире в условиях многообразия культур. Организация поликультурного образования младших школьников основывается на идее культурного диалога, исходя из принципа культуросообразности, равноправного партнёрства в пределах образовательного пространства культурных ценностей различных этносов. Они развиваются в диалогическом пространстве, обеспечивающем взаимодействие культур и самоопределение личности в мировой культуре. Инструментом механизма формирования культурной личности становится, с одной стороны, социальная среда, а с другой, — сам субъект развития в лице младшего школьника [6].

 Главную мысль, которую следует объяснить детям с самого раннего возраста, — не существует плохих и хороших наций. Хорошие же и плохие люди есть у любой нации. Дети младшего школьного возраста также должны усвоить, что не существует «больших» и «малых» народов, все народы равны, все — уникальные, бесценные творения Природы, каждый из нас имеет свою экологическую нишу. Воплощение стратегии поликультурного воспитания в практике работы школы требует целого ряда новых методических решений. Заметными барьерами на пути поликультурного воспитания оказываются недостаточность программно-методического обеспечения, слабая проработка педагогических технологий на учебных занятиях, отсутствие опыта соответствующей внеучебной воспитательной работы, отсутствие внимания к реализации многонациональности в пределах непрерывного образования.

Формирование этнокультурной компетентности — длительный и сложный процесс, его необходимо строить так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью познавательного материала, который изучается в начальных классах на уроках русского языка, литературного чтения, математики, трудового обучения, познания мира, музыкального и изобразительного искусства, который очень важен для воспитания учащихся в духе толерантности.

Большое воспитательное значение имеет коллективная творческая деятельность, которая способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективному взаимодействию при решении общих задач, этнотолерантности в детском коллективе. Решая задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность.

Таким образом, поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых этносов в условиях глобализации современного мира, и оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включение их ценностей в практику воспитания и обучения, и тем самым формирования этнокультурной компетентности учащихся.

Организация поликультурного образования младших школьников основывается на идее культурного диалога, исходя из принципа культуросообразности, равноправного партнёрства в пределах образовательного пространства культурных ценностей различных этносов. Они развиваются в диалогическом пространстве, обеспечивающем взаимодействие культур и самоопределение личности в мировой культуре. Инструментом механизма формирования этнокультурной компетентности личности становится, с одной стороны, социальная среда, а с другой, — сам субъект развития в лице младшего школьника.

Опыт показывает, что национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен: казахи, русские, татары, немцы, чеченцы и т. д. и все они учатся в одном классе. У них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. Результаты наших наблюдений за поведением младших школьников, общением, отношением их к одноклассникам позволяют сделать вывод о том, что у детей, в связи с их возрастными особенностями, часто проявляется нетерпимость по отношению к учащимся другой национальности, так как у них заложены такие понятия как «хороший», «плохой», среднего показателя в этом возрасте не существует. Чаще всего основными формами проявления нетерпимости являются оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения, которые могут в дальнейшем порождать формы интолерантности.

На основании этого мы выделили ряд ключевых направлений работы по формированию и диагностике этнокультурной компетентности младших школьников: поведенческого навыка, воспитанию этнотолерантности:

1)      Аналитико-диагностическая деятельность, цель которой — выявить уровень этнотолерантности при помощи таких методов, как анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов;

2)      Познавательная деятельность, целью которой является раскрытие понятия толерантность, проведение бесед, уроков литературного чтения, классных часов по истории, традициям обычаям разных народов, конкурсов, игр, способствующих ознакомлению младших школьников с основными нормами, культурой, ценностями инокультурной группы;

3)      Работа с родителями с целью их приобщения к общеклассными делам по воспитанию поликультурности у детей.

Разработанные нами содержание, формы, методы и технология поликультурного воспитания основывались на исходных принципах личностно ориентированных подходов — технологии коллективного творчества, гуманно-личностной технологии, игровых технологий которые предусматривали субъектное взаимодействие учителя и учащегося, диалогическое общение, рассматривают личность как наивысшую ценность.

Наша работа проводилась на базе средней школы № 6 города Талдыкоргана при участии учащихся 1 «Б» класса с составом учащихся 19 человек. Контингент класса неоднороден по социальному статусу и национальному составу, в классе обучаются русские, казахи, корейцы, немцы, татары, чеченцы, поэтому важнейшей задачей исследования являлось формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива.

Исследование проводилось в 3 этапа. Первый этап эксперимента имел целью определить уровень сформированности этнокультурных и общечеловеческих ценностей у младших школьников в образовательном процессе. На данном этапе решались задачи: 1) определить уровни сформированности этнолерантности; 2) выявить полноту усвоения содержания и объема поликультурных и общечеловеческих ценностных знаний.

В качестве уровней сформированности этнотолерантности мы вслед за С. В. Бабиновой выделили три компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

Когнитивный компонент — как результат познавательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.

Эмоциональный компонент — наличие интереса к знаниям и эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.

Деятельностный компонент — характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия. Для каждого компонента были определены уровни сформированности этнической толерантности: высокий, средний, низкий [7].

Когнитивный компонент определялся нами в результате выяснения знаний детей о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии культур разных народов. При этом нас интересовала: широта представлений детей о разно национальном окружении, соответствие знаний действительности и их полнота; опора на знания своей культуры, а также культуры других этнических групп. Для этого детям было предложено ответить на вопросы анкеты. Учитывая возраст учащихся, в анкету входило 10 вопросов, ответы оценивались в баллах. Наибольший балл по результатам анкетирования — 20. Выявление количественных характеристик позволило определить высокий, средний и низкий уровни сформированности когнитивного показателя этнической толерантности.

На основе результатов анкетирования нами были определены уровни сформированности когнитивного компонента этнической толерантности:

-        высокий уровень — ответы детей соответствуют действительности, опираются на знания культуры своего народа и народов других этнических групп; по результатам анкетирования сумма баллов составляет от 16 до 20 баллов.

-        средний уровень — ответы детей не всегда соответствуют действительности, недостаточно полные и не аргументируются; знания о культуре своей и этнических групп отрывочные; сумма баллов набранных в результате анкетирования, составляет 10–15 баллов.

-        низкий уровень — ответы детей часто не соответствуют действительности, краткие, не аргументированные, либо совсем отсутствуют; знания о культуре своей и этнических групп почти полностью отсутствуют либо носят случайный характер; сумма баллов, набранных в результате анкетирования менее 9.

Анализ результатов анкетирования свидетельствует, что в данном классе, преобладает высокий уровень когнитивного компонента, младшие школьники осознают сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом понятии в соответствии с принципом толерантности — «мирное сосуществование», правильно перечисляют отличительные признаки разных народов, так например, отвечая на первый вопрос анкеты «Какие национальности ты знаешь?» большинство учащихся назвали более 15 национальностей, это говорит о высокой эрудиции, о стремлении узнавать, о людях, живущих в нашей стране и в мире. На вопрос, «Какие национальные праздники своего народа ты знаешь?», многие ребята затруднялись ответить на этот вопрос, другие перечисляли праздники не задумываясь, не зная их сути, рассказав, что они когда-то слышали о них от взрослых, но никогда не праздновали.

Для выявления эмоционального отношения младших школьников к людям разных национальностей, их культурным и другим отличиям мы использовали наблюдение за учащимися во время урочной и внеурочной деятельности, используя карту наблюдения, в которую заносились данные наблюдения. В наблюдении принимали участие все учащиеся класса. Наблюдение проходило по представленным 10 «симптомам нетерпимости» и формам их проявления. Наблюдение велось в течение недели и за это время, можем отметить следующее, что в классе дружеская атмосфера, учащиеся с уважением относятся друг к другу, обращаются только по именам, иногда используют уменьшительно-ласкательные имена, в большей степени это проявляется со стороны мальчиков в обращении к девочкам. Насмешек, оскорблений этнического характера в ходе наблюдений нами отмечено не было. В ходе проведения уроков физической культуры, один раз была зафиксирована конфликтная ситуация между мальчиками: ребята повздорили из-за проигрыша в эстафете, но при этом унижения и указания на этническую принадлежность не происходило. На переменах учащиеся класса организуя досуг, находили занятия по интересам и старались играть все вместе. Таким образом, наблюдение за детьми показало, что в целом взаимоотношения в классе можно считать уважительными и доброжелательными.

Для уточнения наших выводов, сделанных на основе анализа наблюдения за проявлением эмоциональных отношений детей, мы использовали тест, разработанный на основе методики Б. И. Додонова «Шкала оценки значимости эмоций» [8].

На основе результатов исследования нами были выделены уровни сформированности эмоционального компонента этнической толерантности.

Высокий уровень — положительные эмоции к представителям иных культур, уважительное и доброжелательное отношение к своим одноклассникам разных национальностей; по результатам диагностики, набравшие 14 -11 баллов.

Средний уровень — преобладает позитивное отношение к иным культурам, но нередко вызывающее чувство безразличия к ним, при общении в классе доброжелательны, но при этом чувствуют себя не совсем комфортно в многонациональном коллективе; по результатам диагностики, набравшие от 7 до 10 баллов.

Низкий уровень — эмоционально-отрицательное восприятие «иных», подчеркивание значимости своей этнической группы, в общении в классе допускают грубые, недоброжелательные реплики в сторону одноклассников другой национальности; по результатам диагностики, набравшие менее 7 баллов.

Анализируя результаты тестирования, мы отметили, что многие ученики затрудняются в оценивании своих ощущений, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. В целом же дети на первые пять мест распределили высказывания, определяющие положительное эмоциональное отношение к представителям других культур (37 %). Часть детей оценили свои ощущения при встречи с людьми другой национальности только нейтрально (47 %), отрицательные эмоции испытывают 16 % учащихся. Экспериментальные данные показали, что большинство детей по уровню сформированности эмоционального компонента этнической толерантности относятся к высокому и среднему уровням, что говорит о положительном эмоциональном отношении к представителям других культур.

Для выявления уровня сформированности деятельностного компонента этнической толерантности у школьников мы использовали тест, в основе которого было положено решение учащимся проблемных ситуаций в связи с темой нашего исследования. Тест содержал пять заданий, которые были расположены на отдельных карточках. Карточки предъявлялись ученикам последовательно, по мере их решения. Цель карточек: выявить особенности поведения ребенка, мотивы личных предпочтений в общении, в разнообразных жизненных ситуациях. В ответах на карточки-задания нас интересовало, какие варианты поведения предпочитает учащийся в предлагаемых ему ситуациях, заостряет ли внимание на национальной принадлежности своих сверстников. Каков характер их взаимоотношений (доброжелательный, нейтральный, негативный). Ответы оценивались в баллах: за ответ, соответствующий доброжелательному характеру взаимоотношений — 2 балла; за ответ, соответствующий негативному характеру — о баллов и нейтральному — 1 балл.

Можно выделить уровни деятельностного компонента этнической толерантности, исходя из следующих критериев:

-        высокий уровень — способность уверенно, быстро и правильно использовать имеющиеся знания, приобретенные умения и навыки; ярко выражена отзывчивость, сострадание, сопереживание к нуждам представителей других национальностей; умеют конструктивно взаимодействовать со сверстниками разных национальностей, не вступают в общении в конфликты, общительны и уважают интересы всех членов коллектива. Сумма баллов, набранных по результатам тестирования, составляла от 8 до 10 баллов.

-        средний уровень — способность правильно, но недостаточно полно и уверенно использовать имеющиеся знания, умения и навыки; проявление отзывчивости, сострадания, сопереживание к нуждам представителей других национальностей скорее частое, чем редкое; в общении со сверстниками не вступают в конфликт, в общение вступают охотно, но сами инициативы при организации общения не проявляют. По результатам тестирования 5 -7 баллов.

-        низкий уровень — неспособность правильно использовать имеющиеся знания и умения; слабо выражена отзывчивость, сострадание, сопереживание к нуждам представителей других национальностей; проявление гуманной позиции ситуативны; проявление резкости в обращении к своим товарищам, особенно другой национальности, при выборе друзей руководствующиеся своей национальной принадлежностью. По результатам тестирования сумма баллов менее 5.

На основе теоретического обзора и результатов исследования когнитивного, эмоционального и деятельностного компонента мы можем представить в процентном соотношении уровень сформированности этнической толерантности у младших школьников в % (таблица 1).

Таблица 1

Уровни сформированности этнической толерантности младших школьников

Уровни категории

Высокий

Средний

Низкий

Когнитивный

73

16

11

Эмоциональный

37

47

16

Деятельный

58

30

12

 

Таким образом, на основе исследований мы можем отметить «нецелостность», противоречивость сформированности этнической толерантности у младших школьников.

Проанализировав полученные данные, мы разработали программу учебной и внеклассной деятельности, которая включала следующее: классный час «В стране сказок», конкурс «Угадай-ка», классный час «Я в мире... Мир во мне... Понимание — путь к миру», «Затеи наших друзей, «Волшебный кристалл», «Народов дружная семья», праздник «Наш общий дом — Земля».

Благодаря подобранным нами занятиям: дети познакомились с пословицами и загадками разных народов как с малой формой фольклора; узнали особенности культуры разных народов, в том числе национальные подвижные игры; у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к представителям других культур; дети разных национальностей сумели работать в группах; школьники стали осознавать сущность такого понятия как многонациональное государство, выделяя при этом основное в этом понятии в соответствии с принципами толерантности — «мирное сосуществование», что является проявлением этнической толерантности. Дети приняли очень активное участие во всех занятиях.

После проведения опытно-экспериментальной работы, основанной на разработанной методике, была проведена диагностика учащихся класса, которая показала неплохие результаты. В частности, повысились результаты показателей высокого уровня все трех компонентов, учащиеся стали терпимее друг другу, повысился познавательный интерес в изучении людей разных национальностей, что доказывает плодотворность проведенной работы. Мы считаем, что если систематически проводить такую работу с детьми младшего школьного возраста, уровень поликультурной воспитанности и главного его компонента этнической терпимости будет на достаточно высоком уровне, что в целом будет способствовать формированию этнокультурной компетентности.

 

Литература:

 

1.      Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения/ Я. А. Коменский. — М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.

2.      Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 528с.

3.      Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения /К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. — 557с.

4.      Образование в поликультурной среде: Пособие для преподавателей факультативных курсов средней школы. — Алматы: ШДС «Парасат». — 2001. — 218 с.

5.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:Просвещение, 1990. — 464с.

6.      Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе. //Педагогика, 1999. — № 5. — с. 25–27

7.      Бабинова С. В. Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования: Учебное пособие/ С. В. Бабинова. — Новосибирск: НИпКиПРО, 2009 г. — 130 с.

8.      Беловолов В. А. Введение в методологию педагогического исследования: Учебное пособие /В. А. Беловолов, С. П. Беловолов. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. — 117 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle