Библиографическое описание:

Митина Н. А. Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 589-592.

Время радикальных перемен требует от высшей школы социально активных студентов, мыслящих свободно и творчески, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные и адекватные решения. За последнее десятилетие существенно изменилось мировосприятие студенчества, его самосознание, жизненные позиции, менталитет, что отражается на организации учебно-воспитательной работы в вузе. Специфика обучения на музыкально-педагогическом факультете состоит в том, что основными формами занятий являются индивидуальные (уроки в исполнительских классах), а также групповые (лекции, семинары, практические занятия и т. д.), причем каждая из форм имеет большие возможности для развития индивидуальности студента. Индивидуальные формы работы создают благоприятные условия для развития познавательного интереса студентов, так как при непосредственном контакте с обучаемым педагог может следить за развитием каждого, использовать методы и приемы работы с учетом его индивидуальных особенностей (музыкальных способностей, темперамента, потребностей и т. д.).

Индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе вуза предполагает такую систему педагогической деятельности, которая включает в себя точную педагогическую диагностику индивидуальных и возрастных особенностей студентов; реальную оценку их способностей и возможностей с дальнейшим определением перспектив их развития. В музыкальной педагогике проблему индивидуального подхода исследовали Н. П. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Е. А. Цыпин, М. А. Тукмачева, Ж. З. Утемисова, Г. М. Турсунканова, Д. И. Иргалиева и др.

Познавательный интерес является одной из самых значимых областей в системе образования. От того, как субъект организует собственный процесс познания, зависит эффективность усвоения им получаемой информации. Проблема развития познавательного интереса будущего учителя изучалась в работах Ю. К. Бабанского, М. Д. Виноградова, П. И. Пидкасистого, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой, З. А. Абасова, А. А. Пиличаускаса, Т. Ш. Ахметовой и др.

Предварительный анализ исследуемой проблемы в ракурсе высшего музыкально — педагогического образования позволил выявить следующее противоречие: между значимостью развития познавательного интереса студентов в процессе индивидуального подхода и недостаточной разработанностью дидактических ориентиров этого процесса в педагогической литературе. В связи с вышеизложенным представляется, что разработка системы индивидуальных педагогических воздействий по активизации познавательного интереса будущих учителей музыки, является актуальной научной проблемой, требующей своего решения. На наш взгляд, система таковых индивидуальных педагогических воздействий на студентов должна включать в себя: изучение и учет музыкальных способностей, индивидуально-личностных особенностей и реальных возможностей личности студентов; различные формы и методы развития мотивационной сферы студентов; становление стиля индивидуально-творческой подготовки будущего педагога-музыканта; разработка и реализация комплекса приемов индивидуализации различных видов деятельности студентов.

Изучение и учет музыкальных способностей, индивидуально-личностных особенностей и реальных возможностей будущих учителей музыки должно начаться с самых первых занятий. Встречаясь с абитуриентами еще в период профориентационной работы, нужно, не превращая беседу в экзамен, выявить уровень подготовки каждого абитуриента, а так же определить его отношение к музыке и к будущей педагогической деятельности в общеобразовательной школе. Мы считаем необходимым на протяжении всего периода обучения проводить диагностику индивидуального развития студентов по следующим параметрам: музыкальные способности (музыкальный слух, ритм, память), проявление интереса к профессии «учитель музыки», а также познавательного интереса на занятиях и во внеаудиторной деятельности. Известно, что степень податливости к педагогическим воздействиям мотивационной сферы является наиболее лабильной в сравнении с интеллектом личности. Осуществление перестройки интеллекта является более трудным делом, но при наличии положительной мотивации и эта задача осуществима.

При становлении стиля индивидуально-творческой подготовки, особое значение в работе со студентами имеют три момента: 1) организация общения в учебной и внеучебной деятельности на уровне сотворчества; 2) использование активных методов обучения и воспитания; 3) опора на педагогический оптимизм, который позволяет даже в очень слабом студенте видеть положительное, рождает у него веру в свои силы.

Наличие творческих видов общения со студентами, процесс интеграции различных видов знаний, создание новых продуктивных способов работы на основе использования активных методов обучения и воспитания активизирует познавательный интерес будущих специалистов. Выявление и использование того положительного, что имеется в личности любого студента, не всегда легко, зато этот прием воспитания весьма эффективен и полностью вознаграждает преподавателя за затраченный труд. Однако, это будет возможным только при опоре на систему принципов, а именно: 1) принцип изучения личности студента через все виды музыкально-творческой и научно-исследовательской деятельности; 2) принцип изучения положения студента в коллективе; 3) принцип изучения личности в развитии.

Индивидуальные особенности студента можно выяснить через выявление отношения коллектива к студенту и студента к коллективу. При этом определяется, как относится студент к коллективу группы в целом (его успехам и неудачам), чувствует ли ответственность за свою группу, за порученное дело. А. С. Макаренко говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем ее индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчеркивал, что индивидуальный подход — это не «парная педагогика» и не «разрозненная возня с каждым воспитанником [1, с.26].

Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий учебно-воспитательный процесс. При этом создание творческих групп с совместной мыслительной деятельностью ставит задачу сравнительной эффективности группового и индивидуального ее решения. Индивидуальный поиск идеи предпочтителен на самых ранних этапах поиска, а коллективная работа — на стадии разработки идеи и принятия решения. В психологии описывается совместность мыслительных процессов как организация групповых дискуссий, что предшествует окончательной выработке принятия решений. Правильно организованная структура творческой группы, созданной по индивидуально-личностным признакам, предполагает руководящую роль педагога. В данном случае взаимодействие педагога и студентов приобретает характер более сложных «субъект-субъектных» отношений. Идея формирования индивидуального творческого действия при совместной мыслительной работе была выдвинута В. А. Якуниным [2]. Так, на основе данной идеи, мы предлагаем организовать, например, творческую группу для работы над дипломным проектом, в которую входят педагог-руководитель и студенты-дипломники. В этом случае педагог воздействует на группу, как на обобщенного субъекта единой мыслительной деятельности и, в то же время, проводит индивидуальное управление деятельностью каждого дипломника, которые, в свою очередь, обучаются еще и у друг друга. По объему и принципу руководства мы выделяем три вида творческих групп, которые, на наш взгляд, обеспечат оптимальный уровень развития познавательного интереса каждого ее участника:

1.      Преподаватель-студент. В этой группе создаются благоприятные условия для развития творческой индивидуальности личности студента.

2.      Преподаватель-студент-студент. В отличие от первой группы, преподаватель руководит работой не одного обучающегося, а перед ним группа, состоящая из двух студентов. Вся группа, как и в первом случае, работает над одной проблемой. Преподаватель, как руководитель, сплачивает участников группы в индивидуально мыслящий коллектив с единым психологическим климатом. Иначе творческая деятельность не даст желаемый результат.

3.      Преподаватель — студент…студент. В этом случае руководство над дипломным проектом (как и первых двух случаях) осуществляется по одной тематике, но со студенческим коллективом от трех до пяти человек. Важнейшим фактором управления при этом является психологическая совместимость членов группы и раскрытие индивидуальных возможностей каждого. В этом случае педагог с одной стороны выступает для студентов как руководитель, с другой — студенческий коллектив, являясь сам творческой средой, активизирует преподавателя. Так, индивидуальный совместный поиск преподавателя и студентов при выполнении научно-исследовательской работы способствует повышению уровня познавательного интереса всей группы и каждого студента в отдельности.

Разработка и реализация приемов индивидуализации различных видов музыкальной деятельности показала, что работа в данном направлении должна проводиться с использованием различных видов индивидуальных дифференцированных заданий и творческого отбора исполнительского репертуара, в зависимости от уровня музыкального развития каждого обучающегося. Педагог стремится развивать музыкальные способности всех обучающихся и в зависимости от успехов каждого. Он предлагает студентам индивидуальные творческие задания, за выполнением которых необходимо осуществлять еженедельный контроль. В результате такой деятельности у будущих педагогов-музыкантов повышается интерес к музыкально-исполнительской деятельности, появляется вера в свои силы, что в значительной мере активизирует развитие их познавательного интереса

Наряду с вышеизложенным,          на каждом занятии мы также предлагаем сочетать индивидуальную и групповую формы учебно-творческой деятельности. Так, на семинарских занятиях используются взаиморецензирование, взаимооценка индивидуальных и групповых проблемно — творческих заданий. Комплектуя малые учебные группы (по три-четыре человека), мы учитывали психологическую совместимость студентов, использовали принцип взаимодополняемости и бесконфликтности участников занятий, что способствовало созданию взаимоотношений участников занятий на уровне сотрудничества и сотворчества.

Приведем пример одного практического занятия с использованием групповой и индивидуальной форм работы на тему: «Импровизация и сочинение» в курсе «Музыкально-творческий практикум». Занятие состоит из двух блоков, предполагающих, с одной стороны сотворчество, с другой — индивидуальное творчество.

Ход занятия. В начале практического занятия преподаватель знакомит студентов с правилами, которых необходимо придерживаться при сочинении: а) минимум средств, максимум выразительности в) единство ритма; б) единство интонации г) повторность музыкальных построений (остинатность, варьирование, секвенции) д) оригинальность, выразительность мелодии.

1 блок Сотворчество: вопросно-ответные импровизированные игры двух студентов или студента и преподавателя: а) ритмические импровизации; б) мелодические импровизации («эхо», «перевертыш», «телефон и др.»)

2 блок. Индивидуальное творчество:

1)      сочинение нескольких музыкальных тем; сочинение мелодии на нейтральный текст (читать стихотворение с разной интонацией, с различными смысловыми оттенками; использовать стихотворение как средство для метроритмической и структурной организации; сочинить как можно больше вариантов разнохарактерных мелодий); пропевание сочиненных мелодий.

2)      сочинение на заданную тему (сочинить мелодии на заданное настроение, пейзаж, сценку и т. д., предварительно проанализировать возможные средства выражения).

Все это убедило нас в том, что взаимодействие индивидуального творчества и сотворчества в процессе работы положительно влияет на развитие самостоятельности студентов, так как сами задания требуют самостоятельного поиска определенных решений (подбери, проанализируй, досочини, сочини и т. д.) Во время таких занятий студенты, имеющие достаточный багаж знаний, стараются самостоятельно найти более эффективные пути решения задачи и таким путем идут к преодолению стереотипов. В результате этого самостоятельность студентов ведет к творческому поиску и активизации их познавательного интереса. Анализируя организацию взаимодействия студента и преподавателя на таком занятии, необходимо отметить, что преподаватель выступает как организатор самостоятельной деятельности студентов, опытный консультант полученного в процессе индивидуальной работы положительного опыта обучаемого.

Другим, эффективным видом деятельности, активизирующим познавательный интерес студентов, является, на наш взгляд, процесс индивидуализации восприятия музыки. Мы убеждены, что если этот вид деятельности будет более индивидуализирован, то процесс развития познавательного интереса у обучающихся значительно ускорится. В связи с этим, мы предлагаем использовать различные приемы индивидуального подхода к студентам в процессе восприятия музыки на занятиях по дисциплинам музыкально-теоретического цикла. Каждому преподавателю известно, как важно настроить студентов на полноценное восприятие музыки. В связи с этим большое значение имеет слово педагога: беседа о музыкальном произведении, правильно поставленные вопросы, рассказ о творчестве композитора, все, что создает эмоциональный настрой занятия. Поэтому учителю важно заранее обдумать систему вопросов для беседы о музыкальном произведении, причем все вопросы должны быть систематизированы по уровню сложности. Наиболее эффективным, в данном случае, будет проведение беседы в форме мини — конференции. Эта работа осуществляется следующим образом: вся группа делится на три «делегации» (по степени развития познавательного интереса). Каждой «делегации» раздаются вопросы в письменной форме, которые совместно обсуждаются, после чего представитель каждой «делегации» дает верный ответ. Во время непосредственного слушания и восприятия произведения мы также дифференцируем задания. Например: наиболее слабым студентам, с низким уровнем развития познавательного интереса, предлагаем составить исполнительский план звучащего произведения и определить его структуру. Это помогает осознанию общего характера музыкального произведения, наблюдению таких свойств, как темп, регистры, динамика, форма.

Другая группа студентов пишет аннотацию к прослушанному произведению; в свою очередь третья группа — создает кластеры по данному произведению или творчеству композитора. По такому принципу нами была разработана система индивидуальных педагогических воздействий на занятиях по следующим дисциплинам: «История зарубежной музыки», «История искусств», «История русской музыки», «История казахской музыки», «Хоровая литература», «Методика преподавания музыки».

При реализации данной системы индивидуальных воздействий огромное значение имеет стиль поведения педагога, действующего настойчиво, методом убеждения. При этом различные предложения со стороны студента принимаются, и, если отвергаются, то обязательно мотивируются, а не подвергаются критике. Так происходит формирование осознанного уважения преподавателя к творческим начинаниям студента, что значительно активизирует процесс развития его познавательного интереса.

 

Литература:

 

1.       Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей.- М.: Педагогика, 1999.- 430с.

2.       Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие.- СПб.: Полиус, 2001.- 639с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle