Библиографическое описание:

Багин Д. А., Прохасько Л. С., Альхамова Г. К. Исследование потребительских предпочтений молока питьевого, реализуемого в розничной торговой сети г. Челябинска // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 124-127.

Молоко и молочные продукты издавна являются незаменимыми в питании людей, что обусловлено не только ценностью их составных частей, но и тем, что в них имеется такое соотношение между белками, жирами и углеводами, при котором они хорошо усваиваются организмом. Молоко и молочные продукты издревле являются основными в питании населения всего земного шара. Однако порой их производство не удовлетворяет потребности в этих продуктах.

По многочисленным данным разработка новых молочных продуктов с учетом потребительских предпочтений с каждым годом растет. Появляются новые данные исследований рынка, разработки новой продукции и контроля качества молочных продуктов [1–16].

Нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие как мужчины (50 %), так и женщины (50 %), предпочтительно в возрасте от 21 до 23 лет. На рисунке 1 представлено процентное соотношение возрастных категорий, участвовавших в опросе.

Рис. 1. Соотношение возрастных категорий, участвовавших в опросе

 

В ходе опроса учитывался признак количественного состава семьи, какую цену респондент готов отдать за пакет молока и частота употребления молока в рационе респондента. По данным опроса было выяснено, что покупатели отдают свое предпочтение картонной упаковке (тетра-пак) в 65 случаях из 100. При покупке молока, в первую очередь, внимание обращают на: срок годности (75 %); цену (25 %); торговую марку, фирму (38 %); упаковку (62 %).

Четыре процента опрошенных руководствуются иными мотивами при выборе молока, например, интересуются местом производства продукции.

Большинство жителей города Челябинска при выборе молока питьевого пастеризованного своё предпочтение отдают местным производителям торговых марок «Первый вкус» и «Чебаркульское» На рисунке 2 наглядно представлены результаты предпочтений при выборе молока по торговым маркам.

 

Рис. 2. Потребительские предпочтения при выборе молока по торговым маркам

 

Что касается цены то, большая часть опрошенных готова заплатить за одну единицу молока от 30 до 40 рублей. Результаты опроса представлены ниже, на рисунке 3.

Рис. 3. Сумма, которую покупатель готов заплатить за одну упаковку молока питьевого (руб.)

 

В ходе исследований нами была проведена органолептическая оценка качества молока наиболее часто упоминаемого респондентами. Результаты оценки приведены в таблице 1.

Таблица 1

Органолептическая оценка качества молока питьевого пастеризованного

Наименова­ние показателя

Торговая марка молока питьевого

Простоквашино

Домик в деревне

Здоровая ферма

Чебаркульское

Первый вкус

Внешний вид

Однородная, непрозрачная жидкость

Консистен­ция

Жидкая, однородная слегка вязкая

Цвет

Белый, равномерный по всей массе

Вкус и запах

Характер­ный для молока

Характерный для молока

Характерный для молока, слабо-кормовой запах

Характерный для молока

Характер­ный для молока

 

В результате органолептической оценки отклонений от требований ГОСТ 52090 не выявлено, все пять образцов прошли проверку по показателям внешнего вида, консистенции, цвета, вкуса и запаха.

Таким образом, нами были выявлены отдельные аспекты развития рынка молока, характеристики и предпочтения потребителей, группы влияния, оказывающие воздействие на их выбор.

 

Литература:

 

1.         Альхамова Г. К., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л., Амерханов И. М., Зинина О. В., Залилов Р. В., Ребезов М. Б. Новые творожные изделия с функциональными свойствами. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. 94 с.

2.         Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов. Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.

3.         Асенова Б. К., Ребезов М. Б., Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Смольникова Ф. Х. Контроль качества молока и молочных продуктов. Алматы, 2013. 212 c.

4.         Белокаменская А. М., Максимюк Н. Н., Наумова Н. Л., Зинина О. В. Оценка методов инверсионной вольтамерометрии, атомно-абсорбционного и фотометрического анализа токсичных элементов в продовольственном сырье и пищевых продуктах. Челябинск, 2012. 94 с.

5.         Богатова О. В., Стадникова С. В., Ребезов М. Б. Содержание тяжелых металлов в молоке коров. Инновационные технологии в пищевой промышленности: наука, образование и производство. Воронеж:, 2013. С. 752–755.

6.         Кожевникова Е. Ю.; Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети). Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.

7.         Кондратьева А. В., Прохасько Л. С., Мазаев А. Н. Новые технологии обработки молочной продукции на примере молока коровьего питьевого. Молодой ученый. 2013. № 10. С. 112–116.

8.         Кондратьева А. В., Прохасько Л. С., Мазаев А. Н. Потребительские предпочтения питьевого молока в Челябинске. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 117–120.

9.         Кондратьева А. В., Ребезов М. Б., Мазаев А. Н., Богатова О. В. Управление качеством на молокоперерабатывающих предприятиях. Молодой ученый. 2014. № 11. С. 55–59.

10.     Максимюк Н. Н., Ребезов М. Б. Физиологические основы продуктивности животных. В.Новгород: Новгородский технопарк, 2013. 144 с.

11.     Папилина М. Е., Прохасько Л. С., Гридчина В. Р., Топурия Г. М. Определение фальсификации и оценка соответствия молока. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 196–198.

12.     Прохасько Л. С., Володина А. И., Кукина С. В., Асенова Б. К., Окусханова Э. К. Продукты питания функционального назначения. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 205–207.

13.     Ребезов М. Б., Богатова О. В., Догарева Н. Г. Альхамова Г. К., Наумова Н. Л., Залилов Р. В., Максимюк Н. Н. Основы технологии молока и молочных продуктов. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. Ч. 1. 123 с.

14.     Ребезов М. Б., Мирошникова Е. П., Альхамова Г. К., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Залилов Р. В., Зинина О. В. Методы исследований свойств сырья и молочных продуктов. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2011. 58 с.

15.     Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Кожевникова Е. Ю., Сорокин А. В. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска. Молочная промышленность. 2011. № 8. С. 38–39.

16.     Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Альхамова Г. К., Лукин А. А. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания. Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle