Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Кужеков А. Ю. Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 638-639.

В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.

Ключевые слова: гражданское, патриотическое воспитание, социальное становление личности, социальная зрелость личности.

 

Этапы гражданской зрелости личности коррелируют со становлением ответственного индивида. С точки зрения Г. Н. Филонова, степень зрелости молодого человека проявляется через отношение к принятым в обществе нормам, требованиям к конкретным формам проявления ответственности, выполнения общественного долга, служения интересам государства и общества. На более высокой ступени развития гражданская зрелость связана с осознанной целенаправленной гражданской деятельностью. [1, с. 13–14].

Модернизация российского образования затрагивает и образовательные учреждения ФСИН России. От курсантов этих учреждений требуется не только качественное выполнение своих прямых обязанностей, но и готовность выстраивать толерантные отношения с различными социально-профессиональными и этническими группами, обладать гибкостью в способах мышления и действия, быть социально грамотными, оперативно реагировать на перемены, уметь рефлексировать и самоорганизовываться.

Социальное становление личности в научных исследованиях представляется и как процесс, и как результат. В первом случае это явление трактуется как динамика социального развития человека, определяющая его формирование как зрелой личности в ходе воспитания, образования и самовоспитания. Во втором случае подразумевается достигнутый уровень социальной зрелости индивида на определённом отрезке витального пути, который характеризует его способность осознавать свой статус в обществе, автономно определять для себя цели, выстраивать маршруты для их достижения, а также комплекс социально-значимых качеств личности в соответствии с возрастом, стремлении к максимально возможной самоактуализации.

Только социально-зрелая личность способна выбрать конструктивную жизненную стратегию как единственно верную, способствующую формированию патриотизма и гражданственности.

В. И. Лутовинов и С. И. Мешкова отметили наличие социального заказа на воспитание человека «современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны». [2, с. 50, 53].

Курсанты Владимирского юридического института ФСИН России участвуют во Всероссийской «Вахте Памяти» на местах сражений, работают в архивах с документами, с региональными Книгами Памяти, ищут родственников погибших и пропавших без вести солдат, участвуют в создании военно-исторического музея и комнаты Боевой Славы, проводят «Уроки Мужества» и другие мероприятия, связанные с памятными датами военной истории России, организуют встречи с ветеранами. На наш взгляд, такая стратегия — наиболее эффективная форма воспитания в юношах и девушках мужества, готовности принимать ответственные решения, выполнять свой гражданский долг, преодолевать трудности и решать проблемы. Деятельность в поисковом отряде формирует у курсантов дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, открытость, коммуникативность и заботу о других.

Мы разделяем концепцию А. К. Быкова о том, что в современных реалиях важно формировать патриотическое сознание личности, которое представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к «малой» и «большой» Родине, сочетающее в себе совокупность знаний, убеждений, ценностных ориентаций в суждениях об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также мотивационные установки по личностной активности в укреплении могущества страны, готовности к защите Родины. [3, c. 11]

После окончания действия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 утверждена новая, третья государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Важнейшая задача, поставленная в государственных программах — создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в России — в определённой степени решена.

Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России — важнейшее направление государственной политики, деятельности органов государственной власти и управления, общественных организаций.

 

Литература:

 

1.         Филонов Г. Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика, 2008. — № 2. С. 13–14.

2.         Лутовинов В. И., Мешкова С. И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика, 2008ю — № 7. С. 50–53.

3.         Быков А. К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика, 2010. — № 9. С. 10–19.

Основные термины: курсантов образовательных учреждений, образовательных учреждений ФСИН, ФСИН России, учреждений ФСИН России, воспитание курсантов образовательных, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание курсантов, зрелости личности, воспитание граждан Российской, становление личности, «Патриотическое воспитание граждан, воспитания курсантов образовательных, личности курсантов образовательных, социальной зрелости личности, личности в ходе воспитания, гражданской зрелости личности, и патриотическое воспитание курсантов, Российской Федерации, граждан Российской Федерации, социальное становление личности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle