Библиографическое описание:

Коваленко Ю. П. Гендерные стереотипы как объект социологического исследования // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 691-694.

Статья посвящена проблеме наличия гендерного стереотипа в современном обществе. Исследовано формирование, введение в социологию учеными термина «гендер» и его значения. Выделена роль стереотипных представлений и их отражения в повседневном мышлении, социальном пространстве. Подведенны итоги влияния гендерных стереотипов на гендерные отношения между мужчиной и женщиной, их последствия в повседневной жизни.

Ключевые слова: гендер, гендерные исследования, стереотип, гендерные стереотипы, индивид, мужчина, женщина, социальные роли.

 

В начале XXI в. перед мировым обществом стоит цель достичь фактического равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни и деятельности. Во многих странах осуществляется глобальное переосмысление их социальной роли в обществе, развернута деятельность по обеспечению их прав и реализации возможностей. Равноправное участие женщин и мужчин в политической и экономической жизни мировая общественность считает необходимым условием прогресса в социально-экономическом развитии, решении актуальных политических, социально-культурных, расовых, этнических, а также социальных и социально-психологических проблем.

Проблемы, связанные с особенностью пола человека, психологическими, социальными различиями между мужчиной и женщиной, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Эти проблемы стали толчком для образования нового течения научных исследований, которые находятся на грани многих гуманитарных наук. Гендерные исследования помогают осмыслить природу личности человека, женского и мужского начала. Центром внимания таких исследований являются социальные, культурные, языковые и другие факторы, с помощью которых определяют поведение мужчин и женщин в зависимости от их представлений своего биологического пола (sex) и пола социокультурного - гендер (gender).

В науке гендерный подход возник в 70-х годах XX в. Гендерный подход в социологии - это анализ отношений власти, организованных на основе культурно-символического определения пола [1, с. 4]. Этот подход на Западе разрабатывался в 70-е годы пришлого века как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории. С этого времени, проблеме половых различий в мировой литературе посвящается большое количество научных публикаций ежегодно. Вопросы связанные с особенностями пола человека и психологическими различиями между мужчиной и женщиной, подталкивает к размышлениям и исследовательской деятельности многих современных социальных исследователей: Ш. Берн, Д. Майерс, И. Кон, И. Клецина, Т. Бендас, О. Воронина, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе. В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире, такими учеными как Ф. Джеймс, Д. Хорни, Д. Уест, З. Фаррел, Т. Баранова, Ю. Алешина.

В начале 90-х годов XX в. гендерный подход начинает развиваться в Украине, России, и других странах: разрабатывается тематика гендерного анализа различных аспектов интеллектуальной и социальной деятельности (В. Успенская, В. Тимохина, А. Темкина, А. Посадская, Н. Римашевськая, Г. Силласте, Е. Здравомыслова).

Теория стереотипизации появилась после выхода в свет книги американца У. Липпмана «Общественное мнение» (1922), которая и ввела в научную терминологию понятие «стереотип». «Стереотип, - писал У. Липпман, - это предвзятое мнение, решительно руководит всем процессом воспитания. Он маркирует определенные объекты как знакомые, так и не знакомые. Поэтому едва знакомые кажутся хорошо знакомыми, а не знакомые чужими. Он оперирует знаками, которые могут варьировать от истинного индекса к неопределенной аналогии» [9, с. 50].

Стереотип - психологический феномен внутреннего мира человека, который объединяет: фрагмент реальности, ее личностное мировосприятие, ее оценку определенной социальной группой и межгрупповое взаимодействие в этом фрагменте реальности. В формировании социального стереотипа участвуют такие мыслительные процессы, как генерализация, схематизация, категоризация и казуальная атрибуция (причинно-следственное объяснение объективной реальности). Но его содержание обусловлено конкретной исторической социокультурной средой, которая выделяет основные, значимые характеристики объекта и предлагает уже готовые способы стереотипизации. Все это говорит о том, что стереотип - сложное социально-психологическое явление с собственной структурой и соответствующими функциями [4].

За весь период истории исследования социальных стереотипов опубликовано свыше 5000 работ, предложено немало теорий, определений понятия «стереотип», тем более, что самые различные научные дисциплины (включая психологию, социологию, лингвистику, культурологию) считают данную тему «своей» [8, с. 39].

Первые теоретические исследования гендерных стереотипов принадлежат ученому-психологу В. С. Агееву, в трудах которого впервые в отечественной социологической науке выделены и проанализированы основные подходы зарубежных исследователей к изучению гендерных стереотипов, выявлены их социальные и психологические функции в индивидуальном и коллективном сознании [8, с. 48].

Гендерный стереотип, как и другие виды социальных стереотипов — это неотъемлемый атрибут повседневного мышления, самоосознания и взаимодействия индивидов, в социальном пространстве. Ведь при первой встрече большинство людей приписывают собеседнику не те характеристики, которые у него в действительности есть, а те, которые бы, по их мнению, должны были бы быть характерными для лица данного пола, то есть используют общепринятые, шаблонные образы мужчины и женщины, которые формировались в период созревания, социализации, опыта и т. д. Гендерные стереотипы являются очень устойчивыми и распространяются на представителей как мужского так и женского полов, не в зависимости от их индивидуальных особенностей и возраста.

В течение последующих двух десятилетий гендерные стереотипы довольно интенсивно изучались как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Усилия исследователей в определении понятия «гендерный стереотип» привели к возникновению двух групп дефиниций: в одной из них внимание акцентируется на структуре стереотипа, то есть личностных характеристиках мужчин и женщин, моделях их поведения и т. д.; в другой –на гендерных отношениях, возникающих в процессе стереотипизации [8, с. 48].

Рассмотрим определения гендерных стереотипов. А. Маренков дает определение гендерным стереотипам, это «стойкие программы восприятия, целеположения, а также поведения человека, в зависимости от принятых в этой культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола» [6, с. 161].

Другое определение представляет А. В. Штылева: «гендерные стереотипы - это стойкие для данного общества в данный исторический период представления относительно различий между мужчинами и женщинами» [2, с. 17].

Еще одно определение гендерным стереотипам дает И. Клецина — «под гендерными стереотипами понимают стандартизированные представления о моделях поведения и особенностях характера, которые отвечают понятиям «мужское» и «женское» [3, с. 19].

Из выше указанных определений можно сделать вывод что, гендерные стереотипы действуют как социальные нормы, стандарты, стойкие программы относительно различий между мужчинами и женщинами. Нормативное и информационное давление заставляет общество поддаваться гендерным нормам. Влияние нормативного давления в том, что индивид старается соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального осуждения, а также пытается подрожать образам моды и тому, что престижно в данный исторический период.

Стереотипы осознаются и приобретаются индивидом в ходе социализации в той группе, к которой он принадлежит (родители и близкие родственники, друзья, воспитатели, учителя, СМИ и и др.). И даже собственные представления личности о себе могут быть тесно связаны со стереотипами [4, с. 186].

Кошенова М. И. и Клёцина И. С. выделяют несколько групп гендерных стереотипов: первая группа — стереотипы маскулинности-феминности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Феминность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивный начало», что проявляется в экспрессивных личностных характеристиках, как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются феминным, рассматриваются как противоположные, взаимодополняющие [4, с. 189]; вторая группа гендерных стереотипов содержит представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Женщине предлагается пребывание в частной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагают ответственность за взаимоотношения в семье, порядок, уют и т. д. Мужчинам предлагается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи и т. д. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины является именно профессиональные роли [4, с. 190–191]; третья группа стереотипов определяется спецификой содержания труда. Согласно традиционного представления предполагается, что женский труд должен носить исполнительный, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности [4, с. 193].

Таким образом, гендерные стереотипы могут негативно сказываться на самореализации мужчин и женщин, быть преградой в развитии индивидуальности. Соблюдение гендерных стереотипов часто связано с механизмами повинности, то есть самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность осуществляется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобное самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора [5, с. 154].

Следовательно, гендерный стереотип является неотъемлемым атрибутом повседневного мышления, самоосознания и взаимодействия индивидов, в социальной общественности и касается всех аспектов жизнедеятельности мужчин и женщин. Люди приписывают друг другу характеристики, которые, по их мнению, должны быть характерными для лица данного пола, то есть используют общепринятые, шаблонные образы мужчины и женщины, которые формировались в период созревания, социализации, опыта и т. д. Чтобы изменить гендерно-стереотипизированую ситуацию в обществе, нужна фундаментальная работа с сознанием каждого индивида. Немаловажным при этом является осознание того, что сами по себе гендерные стереотипы не безобидны, так как они значительно ограничивают возможности для самореализации личности. Это не простой, длительный процесс, но очень важен для общественности. Так как смещение от стереотипов даст и мужчинам, и женщинам возможность обрести внутреннюю гармонию, свободу, поможет улучшить отношения и взаимопонимание друг с другом касаемо всех аспектов их жизнедеятельности.

 

Литература:

 

  1. Вілкова О. Ю. Констуруктивні та деструктивні функції гендерних стереотипів: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. соц. наук: 22.00.04 / О. Ю. Вілкова.  К., Київський національний університет ім. Тараса Шевченка, 2005.  18 с.
  2. Гендерный поход в дошкольной педагогике: монография [в двух частях] / под. ред. к.пед.н. Л. В. Штылевой. — Мурманск: Теория, 2001. — 120 с.
  3. Клецина И. С. Гендерная социализация: учебное пособие / И. С. Клецина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 210 с.
  4. Кошенова М. И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения / М. И. Кошенова // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной.  СПб, 2003.  С.185–195.
  5. Логвінова Д. В. Вплив гендерних установок на розвиток і становлення особистості / Д. В. Логвінова // Вісник ХДПУ ім. Г. С. Сковороди. Психологія. — Харків: ХДПУ, 2002. — Вип.9. — С. 154–159.
  6. Маренков А. В. Социология стереотипов / А. В. Маренков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2001. — 230 с.
  7. Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Ю. Г. Тищенко.  Ставрополь, Южно-Российский государственный политехнический университет (Новочеркасский политехнический институт) им. М. И. Платова.  2014.  187 с.
  8. Шевченко Н. П. Гендерні стереотипи та способи їх подолання (на матеріалі літературно-художніх видань для дошкільнят) Електронний ресурс / Н. П. Шевченко.  Режим доступу: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=2174
  9. Lippman Walter. Public Opinion. — New York; London: The Free Press. A Division of Macmillan Publishing Co., Inc. New York; Colier Macmillan Publishers, London, 1949. — 268 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle