Библиографическое описание:

Сердюк Е. В. Тренинг по системе «равный обучает равного» как эффективный метод формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 615-617.

В статье проанализирована эффективность методики тренингового занятия по системе «равный обучает равного» для формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью.

Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, тренинг, социально-педагогический процесс, работа в малых группах, формирование ценности, подростковый и юношеский возраст.

 

В настоящее время в мире сложилась тревожная ситуация со здоровьем подрастающего поколения, состоянием репродуктивного здоровья. Подростки обладают низкой информированностью о репродуктивном здоровье и способах его сохранения. Снижение возраста вступления подростков в сексуальные отношения и автономизация подростковой сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций. Среди них нежелательная беременность, аборты, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекция. Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками. Одним из следствий такого увлечения является неспособность подростков в будущем родить здорового ребенка [1, с. 3].

Применение эффективных способов формирования ценностного отношения к здоровью, позволит минимизировать риск возникновения здоровьеразрушающего поведения среди подростков и снизить ряд потенциально опасных ситуаций, связанных с ухудшением репродуктивного здоровья молодежи.

Тренинг как метод активного социально-педагогического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее эффективных и динамично развивающихся методов педагогической работы. Учитывая тот факт, что наиболее значимой сферой для подростка является общение со сверстниками, метод тренинга с ведущим-ровесником является наиболее приемлемым и эффективным для данного возрастного периода.

Исследование проблемы формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является неотъемлемой частью социально-педагогического процесса воспитания. Подростковый возраст является переходным этапом между поздним детством и ранней юностью, поэтому особенно необходимо включать в социально-педагогическую деятельность такой важный компонент воспитания, как формирование у подростков ценностного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья в подростковом и юношеском возрасте создаст благоприятные условия для реализации человека во всех областях жизнедеятельности, будет способствовать возможности рождения здорового потомства, эффективной профессиональной деятельности и развитию творческого потенциала. Проблема сохранения и формирования ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью является одной из самых актуальных проблем социальной педагогики и воспитания в целом.

Следует подчеркнуть, что формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является значимым и актуальным направлением в работе социального педагога, при реализации которого социальный педагог выполняет определенные функции и роли, опираясь на ряд принципов и методов. Одним из важнейших принципов является принцип взаимообучения. Особое место среди различных форм работы с подростками и молодежью занимает такая методика, как «равный обучает равного». Эффективность данной методики состоит в том, что работу с подростками осуществляют подготовленные тренеры-ровесники Им, как известно, молодежь доверяет больше и информацию, преподнесенную ими, воспринимает легче и проще, чем такого же рода информацию, предоставленную более старшим поколением.

Для повышения эффективности работы социального педагога по формированию ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью большое значение имеет учет специфики методов, средств и форм, которые будут использованы в этой работе. Они составляют деятельную, практико-ориентируемую сторону целостного процесса по формированию ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью и образуют в совокупности систему работы, адекватную целям и задачам работы социального педагога [1, с. 54].

В состав тренинга входит групповая работа, открытое обсуждение проблемы, элементы игры и творческих заданий. Ход тренинга построен таким образом, чтобы постепенно, в виде групповой игры, заинтересовать подростков, побороть возможную скованность и создать благоприятную атмосферу для наилучшего восприятия информации.

Среди учащихся 9–10 классов учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 178 г. Минска» было проведено тренинговое занятие по проблеме репродуктивного здоровья. Перед началом тренинга был проведен опрос cpeди участников: на выявление знаний подростков о репродуктивном здоровье и его составляющих. Данное задание вызвало затруднения. Девушки неуверенно, своими словами, называли понятия, по их мнению, составляющие репродуктивное здоровье, такие как: отсутствие вредных привычек, хорошее настроение, рациональное питание, занятия физкультурой. К сожалению, никто из участников не включил в репродуктивное здоровье такие важные составляющие, как социальное положение, отказ от раннего вступления в половые отношения и психическое состояние. Данные опроса выглядят следующим образом. 70 % респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка, 20 % считают, что это здоровье организма и отсутствие болезней и 10 % затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить.

Изучение вопроса, что по мнению подростков играет важнейшую роль в формировании ценностного отношения к репродуктивному здоровью, имеет следующие характеристики. 36 % испытуемых считают важнейшим элементом воспитание (школа, родители), 23 % респондентов отметили ориентацию на здоровый образ жизни, 15 % выделили СМИ и 26 % считают важнейшей группу сверстников (друзья).

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности ценностного отношения подростков к сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в большинстве характеризуется как средний и высокий, однако большая группа подростков требует социально-педагогического сопровождения и специально организованной социально-педагогической работы по привлечению внимания подростков к необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Выяснилось также, что 70 % респондентов относятся положительно к формированию у молодежи правильного отношения к репродуктивному здоровью, 30 % — скорее положительно, чем отрицательно.

Современные подростки считают, что формировать правильное отношение к своему здоровью необходимо начинать: 60 % — с 12 лет; 20 % — с 11 лет; 15 % — с 10 лет; 5 % — с 8 лет;

85 % опрошенных подростков ответили «нет» на вопрос: проводятся ли в школе беседы, где можно узнать об особенностях своего организма, взаимоотношений между полами. Лишь 15 % ответили положительно.

После опроса участникам было объяснено научное понятие репродуктивного здоровья, были даны основные составляющие здоровья в целом. По определению ВОЗ «репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов».

Следующим этапом стала игра-разминка, целью которой является создание благоприятного психологического климата, для психологической и физической разрядки участников, чтобы настроить их на дальнейшую работу. В педагогической работе с подростками, для которых группа сверстников является первостепенной, очень важно создать доверительную атмосферу.

Далее следует этап работы в малых группах: участникам предлагалось разделиться на 3 группы и изобразить на плакатах: риски психологическому, социальному и физическому здоровью человека в виде схем и рисунков. Данное упражнение вызвало большой интерес и активность в тренинговой группе, участники охотно рисовали и размышляли на заданные темы. В конце данного упражнения командам необходимо было защитить свои плакаты и выслушать своих оппонентов. На данном этапе задания организовалась дискуссия, участники охотно дополняли друг друга, задавали вопросы и делали соответствующие выводы. Очень важно позволить тренинговой группе активно дисскусировать и позволить подросткам самим сделать правильные выводы и заключения, такая информация будет усвоена гораздо эффективнее.

Основным показательным элементом тренинга стало упражнение «Жизненные цели». Участникам предлагалось написать основные цели, которые они хотят реализовать на протяжении жизни. Особенно важно, чтобы в данном упражнении подростки выделили долгосрочные цели, касающиеся не только молодости, но и периодов зрелости и старости, такое глубокое размышление позволит подросткам наиболее широко взглянуть на важность сохранения репродуктивного здоровья. Далее участники должны были отдать тренеру все цели по одной, начиная с самой незначительной. Данное упражнение вызвало сильные эмоции у участников. Подростки со всей серьезностью отнеслись к своим жизненным целям, долго их продумывали и тяжело расставались с каждой целью. В ходе этого упражнения выяснилось, что у каждого участника из пяти жизненных целей есть жизненная цель, связанная с созданием семьи и рождением детей, и составляет 40 % от всех целей.

Важнейшей педагогической целью данного упражнения является расстановка жизненных приоритетов в мышлении подростка, создание четкой структуры жизненных этапов, осознание собственной значимости и целеполагания. Вызывает тревогу тот факт, что ни один участник не указал своей жизненной целью сохранение здоровья. Поэтому после данного упражнения было проведено обсуждение поведенного упражнения.

Заключительным упражнением на рефлексию было упражнение «Хрустальный шар». Участники становились в круг и «вкладывали» в вымышленный хрустальный шар пожелания и добрые слова, после чего шар «разбивался» и участники имели возможность «взять себе» осколки шара с добрыми пожеланиями.

Проведенное повторное исследование после тренинга показало следующие результаты: после однократного тренингового занятия уровень понятия о ценности репродуктивного здоровья стал более высоким. Подростки проявляли интерес, активно участвовали в упражнениях тренинга. В процессе наблюдения за ходом тренинга, было выявлено, что вопросы репродуктивной культуры интересуют современных старшеклассников и являются для них первостепенными в данном возрастном периоде. Благодаря разработанному тренингу, установки подростков на здоровый образ жизни, половую культуру, отказ от вредных привычек стали для них не только «лекцией, которую они слышали много раз от педагогов и родителей, а сознательным желанием и целью их жизни». Для дальнейшего мотивирования подростков необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение уровня репродуктивной культуры. Также можно сделать вывод о том, что тренинг по системе «равный обучает равного», является эффективным способом формирования ценностного отношения старшеклассников к репродуктивному здоровью.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии необходимости дополнительной мотивации ценностного отношения к здоровью как к личной ценности и важной ценной составляющей современного общества.

 

Литература:

 

1.                 Мартынова, В. В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью: пособие / В. В. Мартынова, Т. И. Курило. — Минск: Соврем, шк., 2007. — 168 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle