Марковская игра «Большой матч» в классе стационарных стратегий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Математика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 19.02.2015

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Ибрагимов, А. А. Марковская игра «Большой матч» в классе стационарных стратегий / А. А. Ибрагимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15677/ (дата обращения: 23.04.2024).

Марковская игра «Большой матч» (сокращенно БМ), как представитель марковской игры с конечным множеством состояний и конечными множествами решений игроков и критерием предельного среднего выигрыша первого игрока, изучена в работах [1–6]. В данной работе представлено очень простое доказательство решаемости БМ в классе стационарных стратегий в виде случайного механизма T(m; k).

1. Описание игры БМ. Игра БМ может быть представлена тремя формальными матрицами Г1, Г2 и Г3 следующим образом:

Формальная матрица Гi (i = 1, 2, 3) представляет собой i-е состояние игры БМ. Процесс разыгрывания игры БМ состоит в следующем. На первом шаге в состоянии Г1 игроки I и II независимо друг от друга выбирают строку i и столбца j соответственно. В результате складывается ситуация (i, j). После чего согласно элементу γij формальной матрицы Г1 определяется выигрыш игрока I и следующее состояние игры. Так, например, при ситуации (1, 1) γ11 = 1 + Г1 и игрок II платит игроку I единицу и следующим состоянием игры будет снова Г1. Состояния Г2 и Г3 являются поглощающими, ибо, попадая в одно из них, игра останется в нем навсегда. На каждом шаге игры игроки оглашают свои решения с помощью монеты. Показ герба означает, что игрок I (II) выбрал первую строку (первый столбец), а показ решетки — вторую строку (второй столбец).

Введем обозначения: ξnn) — решающая функция, представляющая собой вероятность выбора решения «герб» игроком I (II) на n-м шаге игры; π = (ξ1, ξ2, …, ξn, …) — стратегия игрока I; φ = (η1, η2, …, ηn, …) — стратегия игрока II; ξ = (ξ, ξ, …, ξ, …), η = (η, η, …, η, …) — стационарные стратегии игроков I и II, соответственно; (π, φ) — средний суммарный выигрыш игрока I за n шагов при стратегиях игроков π и φ и начальном состоянии Г1; (π, φ) = (π, φ)/n — средний выигрыш игрока I за один шаг в n шаговом игре при π и φ и начальном состоянии Г1. Стратегии игроков π* и φ* оптимальны, если справедливо двойное неравенство для всех n ≥ 1 и произвольных π и φ. Оптимальные стратегии игроков π* и φ* и значение игры БМ с конечным числом шагов  могут быть определены методом динамического программирования [4, 5].

2. БМ в классе стационарных стратегий. Представим в явном виде целевую функцию (x, h). При решающих функциях ξ и η матрица вероятностей перехода за n шагов и вектор выигрышей имеют вид:

 

Отсюда следует, что

(x, h) = σn [ξη + (1 — ξ)(1 — η)] + (1 — ξ)(1 — σn),

где σn = (1 + η + η2 + … + η 1) / n. Пусть σ =σn. Тогда, целевая функция g1(x¥, h¥) = = (x, h) игры БМ с бесконечным числом шагов в классе стационарных стратегий имеет вид

g1(x¥, h¥) = σ [xh + (1 — x)(1 — h)] + (1 — x)(1 — σ).                                         (1)

Известно, что для любого заданного eÎ [0, 1] (см. [7, с. 50])

Следовательно, σ = 1 при h = 1 и σ = 0 при h = 1 — e, eÎ(0, 1]. Отсюда и из (1) следует, что

g1(x¥, h¥) =

Теперь легко установить, что нижнее значение игры БМ в классе стационарных стратегий  = ½, а верхнее значение игры  = 1. Отсюда следует

Теорема Джиллетта. Игра «Большой матч» с бесконечным числом шагов в классе стационарных стратегий не имеет значения.

3. Событие с вероятностью ноль. Невозможное событие — событие, которое не может произойти в результате данного опыта. Ему приписывают вероятность 0. Ставим вопрос: из того, что вероятность события равна нулю, следует ли, что оно невозможное событие? Частота Wn(A) события A определяется, как отношение m/n, где m — число наступлений события А в n независимых испытаниях. Закон больших чисел в форме Я. Бернулли утверждает, что каково бы ни было e > 0,  Согласно этому закону событие A имеет вероятность нуль не только в случае, когда его частота равна нулю, но и в случае, когда его частота является бесконечно малой величиной. Из того, что вероятность события A равна нулю, следует только, что при неограниченном повторении опыта оно будет появляться сколь угодно редко [14, c. 90–92].

Здесь нам остается констатировать, что в доказательстве теоремы Джиллетта не учтено то, что в бесконечных опытах событие с вероятностью 0 может произойти, а событие с вероятностью 1 — может не произойти. В этом доказательстве для игры БМ молча введено жесткое правило: если вероятность η = 1, то игрок II не имеет право показать «решетку».

При изучении игры БМ нельзя упускать из виду случай, когда вероятность выбора решения «герб» игроком II h = 1 — e и e ® 0, т. е. когда в соотношении (5) e является бесконечно малой величиной. Так, если в (5) положить ε = ln 2/ n, то получим

 

где o — бесконечно малая величина (обозначение И. Ньютона).

Отсюда следует, что σ = ½ и g1, η) = ½ × x × 1 + (1 — x) × ½ = ½. Заметим, что данное равенство верно при любом значении xÎ [0, 1]. Это значит, что независимо от того, какую стационарную стратегию ξ применяет игрок I, при стационарной стратегии (1 — o) игрока II цена игры g1 равна ½.

Для дальнейшего заметим, что в случае, когда e — вероятность перехода игры БМ из состояния Г1 к одному из поглощающих состояний Г2 или Г3, является бесконечно малой величиной, целевая функция g1(1, η) может принимать любое значение из интервала [0, 1]. Действительно, если положить en = l/n, где l произвольное положительное число, то

η = , σ = 1/el, и g1(1, η) = 1/el.

4. Случайный механизм T(m, k). Рассмотрим урну T, содержащую бесконечное число сферических коробок. Каждая коробка содержит k (k ≥ 2) шаров. Во всех коробках, кроме одной, все шары белые. Одна коробка содержит k — 1 белых шаров и один черный шар. Игрок II вместо монеты Остапа Бендера может воспользоваться этой урной в качестве случайного механизма следующим образом. Он сначала из урны T наугад вынимает одну коробку, затем из нее вынимает m (m ≥ 1) шаров. Если все вынутые шары белые, то принимает решение Г, если среди них окажется черный шар, то принимает решение Р. После принятия решения, игрок II вложит все вынутые шары обратно в коробку, а коробку возвращает в урну T. Аналогично определяет игрок II свое решение на последующих шагах игры. Описанный случайный механизм выбора решения обозначим T(m, k). В случае, когда урна T содержит n сферических коробок, данный случайный механизм представим в виде Tn(m, k).

Вероятность появления черного шара в течение игры хотя бы один раз обозначим P(B).

Рассмотрим марковскую игру БМ с конечным числом шагов n, где игрок II свои решения принимает с помощью случайного механизма Tn(m, k). Поскольку урна T содержит n коробок и только в одной из них имеется черный шар, вероятность вынимания из нее коробки, содержащей черный шар, равна 1/n. Если вынута коробка с черным шаром, то вероятность вынимания из нее черного шара равна m/k. Согласно формуле полной вероятности вероятность появления черного шара в каждом опыте равна m/kn.

Вероятность непоявления черного шара в течение n-шаговой игры (тогда у игрока II получается цепочка решений ГГГ…Г(n букв)) равна P() =  При n → ∞ вероятность появления бесконечной цепочки решений ГГГ… у игрока II равна P() =

Таким образом, случайный механизм T(m, k) в игре БМ с бесконечным числом шагов порождает стационарную стратегию η игрока II такую, что вероятность появления решения Г (белого шара) на каждом шаге игры равна единице (1 — m/kn → 1, при n→∞), а вероятность появления этого же решения во всех шагах игры равна P() =

Теорема 1. В игре БМ для любого числа ε > 0 существует случайный механизм T(m, k), который порождает стационарную стратегию η игрока II такую, что | g1, η) — ½ | < ε при любой стационарной стратегии ξ игрока I, где g1, η) цена игры БМ.

Доказательство. При применении случайного механизма T(m, k) вероятность появления решения Г (белого шара) во всех шагах игры равна P() =  Это значит, что в выражении (1) η = σ =  Дробь m/k может быть выбрана так, что m/k » » ln2 с любой точностью. Тогда = ½ и σ » ½. Поскольку когда σ = ½ цена игры g1, η) = ½ при любом значении ξ, то для любого числа ε > 0 дробь m/k может быть выбрана так, что | g1, η) — ½ | < ε. Теорема доказана.

Отметим, что если m = 693 и k = 1000, то e–0,693 » 0,50007.

Следствие. В игре БМ с бесконечным числом шагов для игрока IIсуществует ε-оптимальная стационарная стратегия η такая, что при любой стационарной стратегии ξ игрокацена игры удовлетворяет неравенство |g1, η) — ½ | < ε для любого положительного числа ε.

Отсюда следует

Теорема 2. Марковская игра «Большой матч» с бесконечным числом шагов имеет значение, равное ½, а оба игрока — ε-оптимальные стационарные стратегии.

 

Литература:

 

1.         Gillette D. Stochastic games with zero stop probabilities // Contributions to the Theory of Games. V.III / Dresher M. Princeton, Univ. Press., 1957. Ann. Math. Studies № 39.

2.         Blackwell D. The big Matсh // STAM J. Appl / Math. 1970. № 19. Р. 473–476.

3.         Ибрагимов А. А. О марковской игре «большой матч» // РАН. Автоматика и телемеханика. 2000. № 11. С. 104–113.

4.         Ибрагимов А. А. Марковские игры с несколькими эргодическими классами // Украинский математический журнал. 2003. Т.55. № 6. С. 762–778.

5.         Ибрагимов А. А. Существование значения в общих марковских играх // Известия РАН. Теория и системы управления. 2004. № 2. С.5–15.

6.         Ибрагимов А. А. Оптимальные действия сторон в большом матче // VI Международная конференция MMR 2009 — Математические методы в теории надежности (Москва, 22–29 июня 2009 г.). Расширенные тезисы докладов. С. 256–260.

7.         Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. Т. 1. М.: Наука, 1970. 608 с.

Основные термины (генерируются автоматически): черный шар, случайный механизм, игрок, бесконечное число шагов, стационарная стратегия, шаг игры, вероятность появления, малая величина, марковская игра, цена игры.


Похожие статьи

Обобщенная марковская игра «Большой матч»

случайный механизм, значение игры, цена игры, игрок, игра, выигрыш игрока, марковская игра, стационарная стратегия игроков, игровая компонента, целевая функция.

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

стратегия, игра, игрок, матричная игра, цена игры, решение игры, нулевая сумма, участник, верхняя цена игры, платежная матрица.

Решение общей марковской игры путем аппроксимации ее игрой...

марковская игра, общая марковская игра, игра, шаг игры, игрок, стратегия, стационарный режим, нижнее значение, класс, значение игры.

Математические методы как основа стратегии игры в покер

Техасский Холдем — это игра, основанная на теории вероятности.

Поскольку играется лишь небольшое число лучших рук, игрок имеет время для наблюдения особенностей игры оппонентов и повышения числа играемых столов.

Модифицированное уравнение Беллмана для эргодических...

1) любая стационарная стратегия задает марковскую цепь с одним эргодическим классом и, возможно, с невозвратными состояниями

Равномерно оптимальная стратегия π* = произвольной управ-ляемой марковской цепи с конечным числом шагов определяется с...

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Здесь предлагается большой выбор стратегий, различных персонажей со своими способностями и даже карт кварталов...

Тестирование интернет-страниц как решение задачи о многоруком...

При каждой игре на автомате случайная величина генерирует выигрыш. Например, играя на автомате , игрок будет

В дальнейшем будут использоваться следующие обозначения: — средний выигрыш автомата после игр, — вероятность игры на автомате во время .

Похожие статьи

Обобщенная марковская игра «Большой матч»

случайный механизм, значение игры, цена игры, игрок, игра, выигрыш игрока, марковская игра, стационарная стратегия игроков, игровая компонента, целевая функция.

Теория игр: основные понятия, типы игр, примеры

стратегия, игра, игрок, матричная игра, цена игры, решение игры, нулевая сумма, участник, верхняя цена игры, платежная матрица.

Решение общей марковской игры путем аппроксимации ее игрой...

марковская игра, общая марковская игра, игра, шаг игры, игрок, стратегия, стационарный режим, нижнее значение, класс, значение игры.

Математические методы как основа стратегии игры в покер

Техасский Холдем — это игра, основанная на теории вероятности.

Поскольку играется лишь небольшое число лучших рук, игрок имеет время для наблюдения особенностей игры оппонентов и повышения числа играемых столов.

Модифицированное уравнение Беллмана для эргодических...

1) любая стационарная стратегия задает марковскую цепь с одним эргодическим классом и, возможно, с невозвратными состояниями

Равномерно оптимальная стратегия π* = произвольной управ-ляемой марковской цепи с конечным числом шагов определяется с...

Настольные игры как современный инструмент работы психолога...

Если игроков очень мало, то игра получается слишком короткой, если же игроков больше, чем нужно, возникает суматоха и неразбериха, и игра теряет смысл.

Здесь предлагается большой выбор стратегий, различных персонажей со своими способностями и даже карт кварталов...

Тестирование интернет-страниц как решение задачи о многоруком...

При каждой игре на автомате случайная величина генерирует выигрыш. Например, играя на автомате , игрок будет

В дальнейшем будут использоваться следующие обозначения: — средний выигрыш автомата после игр, — вероятность игры на автомате во время .

Задать вопрос