Библиографическое описание:

Полякова Я. И. Расширение практики внедрения предварительного информирования для грузоперевозок авиационным транспортом // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 309-313.

При реализации пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного стандарта оформления и сопровождения грузовых авиационных перевозок

(e-Freight) на базе Домодедовской таможни в проекте участвуют такие компании как ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Авиакомпания ЭйрБриджКарго», Авиакомпания Emirates, Asiana Airlines, ОАО «Авиакомпания «Трансаэро».

Разрабатывается проект правового акта ФТС России, определяющий порядок действий должностных лиц таможенных органов при перемещении товаров воздушным видом транспорта.

Ведется подготовительная работа со специалистами Минсельхоза России, Ространснадзора, Роспортребнадзора, Россельхознадзора по уточнению необходимых условий выполнения авиационной перевозки специальных категорий груза и формированию рабочего плана мероприятий для реализации тестовых грузовых авиационных отправок специальных категорий грузов в обеспечении выполнения согласованного плана-графика.

Для обеспечения полного отказа от бумажных документов разработана схема электронного взаимодействия авиакомпаний, налоговых и таможенных органов в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 % НДС при реализации услуг по международной авиационной грузовой перевозке.

Правовая база Таможенного союза по предварительному информированию:

-          Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) (статья 42);

-          соглашение от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»;

-          Киотская конвенция, 1999;

-          Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС автомобильным транспортом»;

-          Для воздушного транспорта подготавливается проект Решения ЕЭК);

-          приказ ФТС России от 10.03.2006 № 192 «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации»;

-          Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (статья 196).

Цели и задачи системы предварительного информирования таможенных органов:

-          обеспечение единообразного подхода к формированию, передаче и использованию предварительной информации;

-          выполнение рекомендаций и требований международных соглашений;

-          минимизация времени выполнения таможенных процедур в пунктах пропуска и местах оформления с сохранением уровня эффективности таможенного контроля;

-          повышение оперативности управления таможенными органами и эффективности принятия решений должностными лицами таможенных органов.

Основные положения ТК ТС, регулирующие вопросы предварительного информирования.

Перевозчики могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с такой территории. Случаи обязательного представления таможенным органам предварительной информации, объем, порядок ее представления и использования для таможенных целей, определяются в соответствии с международным договором государств — членов ТС.

Обязательность представления предварительной информации определяется решением Комиссии ТС в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары. Решение Комиссии ТС вступает в силу минимум за 180 дней до даты ввода обязанности. Решение Комиссии должно содержать:

-          дату введения обязательного представления предварительной информации;

-          вид транспорта, на котором перемещаются товары через таможенную границу ТС, в отношении которых вводится обязательное представление предварительной информации;

-          состав сведений обязательной предварительной информации;

-          порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае отсутствия обязательной предварительной информации в местах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС;

-          иную информацию, необходимую для реализации решения Комиссии.

Представление предварительной информации в обязательном порядке не требуется в отношении:

-          товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

-          товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

-          товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 ТК ТС;

-          товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

-          воинских грузов.

Процесс подачи предварительной информации состоит из 2 этапов:

process

 

До прибытия на границу:

Шаг 1. Заполнить форму предварительного уведомления, указав основные сведения о товарах и транспортных средствах.

Шаг 2. Зарегистрировать предварительное уведомление в Личном кабинете.

Шаг 3. Получить уникальный идентификационный номер предварительного уведомления.

Рекомендуется передать предварительную информацию не позднее, чем за 2 часа до прибытия в пункт пропуска.

На таможенном посту:

Шаг 4. Предъявите при таможенном оформлении товар, транспортное средство и полученный уникальный номер предварительного уведомления.

Шаг 5. Сотрудник таможни сверяет данные, предоставленные в предварительном уведомлении и в, предъявленных Вами, транспортных и товаросопроводительных документах. При отсутствии расхождений процесс оформления займёт не более 15 минут [1].

Лица, ответственные за представление предварительной информации:

-          уполномоченные экономические операторы;

-          перевозчики, в том числе таможенные перевозчики;

-          таможенные представители;

-          иные заинтересованные лица.

Предварительная информация представляется в электронном виде о:

-          товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу,

-          транспортных средствах, перемещающих такие товары,

-          времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС или убытия с такой территории,

-          пассажирах, прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с такой территории.

Перечень сведений, подлежащих представлению:

До введения в действие Решения ЕЭК, перечень сведений следующий:

-          указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна;

-          номер рейса,

-          указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна;

-          наименование эксплуатанта судна;

-          о количестве членов экипажа;

-          о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки;

-          наименование товаров;

-          номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной;

-          наименование пункта погрузки и пункта выгрузки товаров;

-          о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него;

-          о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений;

-          о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию ТС запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы;

-          реквизиты документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.

В настоящее время в Домодедовской таможне используется комплекс программных средств таможенного контроля в воздушном пункте пропуска (КПС «АвиаПП»), входящего в состав автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (АС «ПП»).

Областью применения КПС «АвиаПП» является автоматизация деятельности должностных лиц воздушного пункта пропуска в части таможенного оформления прибытия/убытия грузов и воздушных судов на (с) таможенную (ой) территорию (ии) Российской Федерации.

КПС «АвиаПП» предназначен для автоматизации процессов таможенного оформления и таможенного контроля процедур прибытия/убытия товаров воздушным транспортом, проводимых должностными лицами таможенных органов, расположенных в воздушных пограничных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. При этом КПС «АвиаПП» обеспечивает реализацию следующих основных функций:

-          предоставление пользовательского интерфейса для ввода необходимых сведений и их визуализации;

-          проведение форматного и структурного контроля вводимых данных;

-          передачу при помощи технологической транспортной подсистемы единой автоматизированной информационной системы таможенных органов данных в комплексе программных средств (далее - КПС) «Центр обработки данных», функционирующий на уровне региональных таможенных управлений.

КПС «АвиаПП» предоставляет должностным лицам таможенных органов, расположенных в воздушных пунктах пропуска, автоматизированные средства выполнения следующих функций:

-          формирование сообщений о прибытии воздушных судов на таможенную территорию Российской Федерации;

-          формирование сообщений об убытии воздушных судов с таможенной территории Российской Федерации;

-          формирование сообщений о прибытии грузов и воздушных судов в автоматическом режиме из сведений предварительной информации на таможенную территорию Российской Федерации;

-          формирование сообщений об убытии грузов и воздушных судов в автоматическом режиме из сведений предварительной информации с таможенной территории Российской Федерации;

-          формирование сообщений о прибытии воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку, в автоматическом режиме из сведений предварительной информации на таможенную территорию Российской Федерации;

-          формирование сообщений об убытии воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку, в автоматическом режиме из сведений предварительной информации с таможенной территории Российской Федерации;

-          выявление товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному видам контроля;

-          регистрацию результатов проведения и формирование акта государственного фитосанитарного контроля;

-          регистрацию результатов проведения и формирование журнала учета результатов проведения государственного санитарно-карантинного контроля;

-          регистрацию результатов проведения и формирование журнала учета результатов проведения государственного ветеринарного надзора товаров;

-          доступ к данным предварительного информирования и предварительных уведомлений, подаваемых в виде совокупности электронных документов;

-          принятие и передачу решений, заверенных электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, на основании предварительных уведомлений и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при предоставлении сведений в электронном виде, в АС «Управление предварительным информированием»;

-          формирование в соответствии с требованиями нормативной правовой базы ФТС России необходимых журналов регистрации прилета/вылета воздушных судов.

Условия применения КПС «АвиаПП»

По функциональным особенностям КПС «АвиаПП» применяется на уровне воздушного пункта пропуска.

Инспектор воздушного пункта пропуска - это должностное лицо уровня пункта пропуска, которое должно являться специалистом в предметной области и иметь квалификацию, достаточную для выполнения следующих функций с использованием КПС «АвиаПП:

-          открытие и завершение (закрытие) рабочей смены должностных лиц уровня пункта пропуска;

-          регистрация прибытия грузов и воздушных судов на таможенную территорию Российской Федерации;

-          регистрация убытия грузов и воздушных судов с таможенной территории Российской Федерации;

Численность и квалификация персонала должны определяться на объекте внедрения АС «ПП» в соответствии с должностными инструкциями пользователей.

КПС «АвиаПП» состоит из следующих составных частей (программных задач (далее - ПЗ)):

-          ПЗ «Контроль — АвиаПП» - программная задача «Таможенный контроль в воздушном пункте пропуска»;

-          ПЗ «АвиаПП КЭШ» - программная задача «Ведение сетевого кэша в воздушном пункте пропуска».

-          ПЗ «Сервисы — АвиаПП» - программная задача «Сервисы обработки данных в воздушном пункте пропуска».

Схема КПС «АвиаПП» представлена на рис. 1.

Пользовательский интерфейс КПС «АвиаПП» «Контроль - АвиаПП») позволяет должностным лицам таможенных органов, расположенных в воздушных пунктах пропуска, выполнять следующие функции:

-          регистрация прибытия воздушных судов на таможенную территорию Российской Федерации;

-          регистрация убытия воздушных судов с таможенной территории Российской Федерации;

-          регистрация прибытия грузов и воздушных судов в автоматическом режиме из сведений ПИ на таможенную территорию Российской Федерации;

Безымянный

Рис.1. Структурная схема КПС «АвиаПП»

 

-          регистрация убытия грузов и воздушных судов в автоматическом режиме из сведений ПИ с таможенной территории Российской Федерации;

-          выявление товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному видам контроля;

-          регистрация результатов проведения и формирование акта государственного фитосанитарного контроля;

-          регистрация результатов проведения и формирование журнала учета результатов проведения государственного санитарно-карантинного контроля;

-          регистрация результатов проведения и формирование журнала учета результатов проведения государственного ветеринарного надзора товаров;

-          доступ к данным предварительного информирования и предварительных уведомлений, подаваемых в виде совокупности электронных документов;

-          принятие и передача решений, заверенных электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, на основании предварительных уведомлений и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при предоставлении сведений в электронном виде, в АС «Управление предварительным информированием»;

-          формирование в соответствии с требованиями нормативной правовой базы ФТС России необходимых журналов регистрации прилета / вылета воздушных судов.

Каждой описываемой функции соответствует одна либо несколько операций технологического процесса обработки данных. Кроме того, существуют общесистемные операции, не связанные с прикладной функцией ПЗ «Контроль - АвиаПП» (вход в систему, работа со сменами, завершение сеанса работы).

Для удобства восприятия пользователем часть экранных форм ПЗ «Контроль - АвиаПП» и выполняемых в них действий сгруппированы в так называемые «режимы» [2].

Таким образом, предварительное информирование о грузах, перемещаемых через границы Таможенного союза предназначено для:

-          оптимизации и сокращения сроков совершения таможенных операций при проведении таможенного контроля;

-          сокращения временных затрат участников внешнеэкономической деятельности на грузоперевозки;

-          обеспечения сохранности перевозимых грузов за счет разграничения доступа к информации о перевозимом грузе, защиты от подмены перевозочных документов в пути следования;

-          отслеживания в процессе перевозки всех технологических операций с грузом;

-          повышения инвестиционной привлекательности российской экономики.

 

Литература:

 

1.         [Электронный ресурс] Информационный портал Федеральной таможенной службы. Режим доступа: World Wide Web URL: http:// www.customs.ru.

2.         ЕАИС таможенных органов. Комплекс программных средств «Администрирование и мониторинг». Шифр: КПС «Администрирование» версии 4.0. Руководство пользователя. НЮГК.193060–07 34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle