Библиографическое описание:

Кабардин М. С., Кулышев В. А. Ислам глазами мусульман города Красноярск: сущность религии, её место в мире и влияние на международные процессы // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 688-691.

Рассмотрены результаты проведённого среди мусульман города Красноярск социологического опроса об исламской религии. На основании полученных данных были сделаны выводы о видении приверженцами ислама его сущности, исламского фактора в международных отношениях и того, как этот фактор влияет на мировые процессы.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, социологический опрос, международные отношения

 

Ислам играет важную роль в мире, влияя на судьбы миллионов людей по всему земному шару. Он является второй по числу последователей конфессией, и по общим данным количество исповедующих ислам в мире оценивается в 1,6 млрд. человек [1], что составляет приблизительно 23 % всего населения планеты. Ни для кого не будет секретом, что в настоящее время ислам влияет не только на страны, где количество его адептов превалирует над приверженцами иных религиозных учений, но и в целом оказывает воздействие на мировые процессы, а значит, играет немаловажную роль в международных отношениях.

На территории Российской Федерации проживают 14,5 млн. мусульман [2] (10 % от населения страны) и их интересы так или иначе необходимо учитывать. Поэтому в рамках своего исследования мы поставили цель узнать, что сами мусульмане думают об исламе и как он, по их мнению, влияет на мир. Вероятно, наше исследование поможет развеять некоторые мифы и стереотипы, искажающие восприятие людьми учения ислама и многочисленных его приверженцев.

Мы провели включающий в себя пять ключевых вопросов социологический опрос на тему «Исламский фактор в международных отношениях» среди мусульман в городе Красноярск. В нашем исследовании приняли участие 16 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет. Преобладающий род деятельности у опрошенных — сфера услуг, респонденты, представлявшие более молодое поколение мусульман, в большинстве своём обучались в общеобразовательных учреждениях. Во время проведения опроса, как уже упоминалось ранее, мы задали пять основных вопросов, связанных с исламом с целью узнать мнение представителей данной конфессии о ключевых аспектах их религии.

Первый из заданных нами вопросов имел следующую формулировку: «Что такое ислам?». Ответы на него представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Что такое ислам?

Что такое ислам?

Количество ответивших

Религия/Вера

7

Учение

6

Образ жизни/Внутренний мир

2

Затрудняюсь ответить

1

 

Как видно из представленной выше таблицы первый вопрос практически не вызвал затруднений у респондентов, большинство из которых определили ислам либо как веру или религию, либо как учение. Стоит отметить, что в частности под «исламом» опрашиваемые понимали «религию мира и доброты», а также «учение о равенстве людей».

Вопрос о содержании термина «политический ислам» явился вторым в списке, вопросов, заданных нами респондентам. Ответы, данные нам опрашиваемыми людьми, представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Что такое политический ислам?

Что такое политический ислам?

Количество ответивших

Ислам на государственном уровне

2

Такого феномена не существует

8

Затрудняюсь ответить

6

 

Таблица демонстрирует, что подавляющему большинству респондентов не свойственно увязывание ислама с политической плоскостью и в половине случаев они отмечают, что «такого феномена вообще не существует». В частности один из опрашиваемых мусульман отметил, что «ислам — это состояние души, внутренний мир, поэтому нельзя вмешивать в это политику».

Отношение респондентов к представителям крайнего течения исламского фундаментализма стало содержанием нашего следующего вопроса. Полученные результаты приводятся в Таблице 3.

Таблица 3

Отношение к радикальным исламистам

Отношение к радикальным исламистам

Количество ответивших

Положительное

4

Отрицательное

6

Воздержусь от ответа

6

 

Из представленных в таблице данных видно, что большинство респондентов негативно относится к радикальным элементам, аргументируя свою позицию тем, что представители крайнего течения ислама дискредитируют идеи, заложенные в основу мусульманской веры. «Это не ислам — убивать людей. Они прикрывают свои грязные дела религией, но они не мусульмане», — отметил один из опрошенных. Однако необходимо учитывать тот факт, что некоторые респонденты (в частности представители молодого поколения) выразили свою симпатию к радикальным элементам, утверждая, что те борются за правое дело на благо всех мусульман.

Распространение исламского фанатизма в настоящее время является весьма актуальной проблемой. Злободневность этого вопроса связана прежде всего с терактом в Париже, совершённым 7 января группой радикально настроенных мусульман в редакции сатиристического журнала ”Charlie Hebdo” из-за публикации карикатур на Пророка Мухаммеда. Тема угрозы исламского фанатизма также поддерживается деятельностью «Исламского государства» (далее — «ИГ») на территориях Сирии и Ирака. Рассматривая вопрос о крайнем течении исламского фундаментализма, мы обратились к данным опросов, проведённых «Левада-Центром» и «Всероссийским центром изучения общественного мнения» (далее — «ВЦИОМ»), и обнаружили весьма показательные результаты.

Согласно ответам, данным в ходе проведения опроса «Левада-Центром», 19 % респондентов считает, что причиной упомянутого выше теракта в Париже стало «распространение исламского фанатизма и рост исламистских группировок в мире, выступающих против демократических ценностей и свобод» [3]. Необходимо отметить, что данный ответ вошёл в тройку самых распространённых ответов — это демонстрирует, что, по мнению россиян, деятельность исламских радикалов непосредственно сыграла важную роль в вышеизложенных событиях.

«Исламское государство» по результатам проведённого «ВЦИОМ» опроса представляет угрозу для международной безопасности, по мнению 27 % процентов россиян при том, что 61 % об «ИГ» ничего не знает. В числе стран, для которых эта организация несёт наибольшую угрозу, респонденты прежде всего отметили США, Россию и страны Европы [4]. Эти данные позволяют сделать вывод о том, что осведомлённые об угрозе со стороны «ИГ» российские граждане понимают степень опасности, которая создаётся данной организацией.

Четвёртым вопросом, заданным нами респондентам, стал вопрос об отношении представителей других религий к мусульманам. Ответы на него представлены в приведённой ниже Таблице 4.

Таблица 4

Отношение к мусульманам представителей других религий

Отношение к мусульманам представителей других религий

Количество ответивших

Может проявляться по-разному

10

Толерантное

3

Не имеет значения

1

Затрудняюсь ответить

2

 

Отвечая на этот вопрос, респонденты в большинстве своём сошлись на том, что отношение к мусульманам может проявляться по-разному и зависит от тех ассоциаций, которые другие люди имеют с исламом. В частности один из опрашиваемых отметил, что «религиозные люди толерантно относятся к мусульманам, в то время как отношение неверующих зависит от имеющихся у них представлений об исламе в целом».

Опросы, проведённые «Левада-Центром» и «Фондом общественного мнения» (далее — «ФОМ»), показали, что большинство россиян (соответственно 51 % и 53 %) нейтрально или безразлично относятся к исламу. Важным также представляется тот факт, что людей, положительно относящихся к мусульманской религии, сравнительно больше, чем людей с противоположной точкой зрения. Так, по результатам проведённого «Левада-Центром» опроса 29 % россиян в целом положительно относится к мусульманам, в то время как 14 % — отрицательно [5]. По данным «ФОМ» 19 % российских граждан имеют положительное отношение к исламу, 23 % — соответственно отрицательное [6].

В большинстве своём толерантное отношение россиян к приверженцам ислама подтверждают данные, полученные в результате уже упомянутого выше опроса, проведённого «Левада-Центром» в связи с событиями 7 января 2015 г. в Париже. Более двух третьих респондентов (68 %) осудили карикатуры на ислам и мусульман в силу их оскорбительного содержания по отношению к верующим [7]. В этом отношении представляется обоснованной позиция о том, что значительное число российских граждан, вероятно, также поддержали прошедший 19 января в городе Грозный митинг в защиту пророка Мухаммеда.

Последний вопрос, заданный в ходе проведённого нами исследования, имел следующую формулировку: «Чувствуете ли вы ущемление прав мусульман в России?». Ответы респондентов представлены в Таблице 5.

Таблица 5

Чувствуете ли вы ущемление прав мусульман в России?

Чувствуете ли вы ущемление прав мусульман в России

Количество ответивших

Да

3

Нет

11

Иногда

2

 

Многие респонденты отметили, что они не чувствуют притеснение своих прав и свобод. Однако стоит уточнить, что некоторые из опрашиваемых мусульман сетовали на несовершенство российского законодательства и бытовые неурядицы, но, по их мнению, это лишь незначительно влияет на деятельность мусульманской общины в городе Красноярск.

Подводя итог проведённому нами опросу, мы должны отметить, что при зачастую доминирующей позиции в отношении того или иного вопроса существовали и противоположные точки зрения, что демонстрирует наличие дискуссии в мусульманской среде. Это, в свою очередь, наводит на следующую мысль: при общей необходимости учитывать мнение и интересы приверженцев ислама на различных уровнях — локальном, государственном и международном — нужно понимать, что мнение это характеризуется сравнительной неоднородностью, которая порождает иногда и диаметрально противоположные позиции по существенным вопросам (в частности по отношению к радикальным исламистам). Так или иначе, взгляд на ислам изнутри позволяет дополнить общую картину, данную внешними наблюдателями (приверженцами других религий или людьми неверующими), что в целом благоприятно сказывается на выработке наиболее эффективных и конструктивных подходов к решению тех или иных вопросов, порождаемых или опосредованных как непосредственно исламом, так и многочисленными его адептами.

В качестве одной из основных целей нашей работы мы обозначили необходимость развеять те мифы и стереотипы о мусульманской религии, которые зачастую искажают представление о ней у большинства людей, далёких от её непосредственного влияния. Мы выражаем уверенность в том, что ответы, данные опрошенными нами людьми, поспособствуют решению данной задачи, что должно благоприятно отразиться на системе отношений между представителями различных культур. Значимая роль исламской стороны в межкультурном диалоге не может недооцениваться. Так, Османов Г. в своей статье «Исламский фактор в мировой политике» отмечает: «Исламский фактор в мировой политике — это возросшая роль восточной культуры в межцивилизационном диалоге» [8].

Однако клин в этот самый диалог активно вбивается представителями крайних течений исламского фундаментализма, которые в качестве языка межкультурного общения зачастую выбирают агрессию и насилие. В этом отношении важно создать единый фронт противостояния исламскому радикализму, в ряды которого будут включены как представители немусульманского мира, так и приверженцы ислама. Необходимо помнить, что первыми и самыми распространёнными жертвами действий радикалов являются сами мусульмане, которые, по мнению джихадистов, не до конца проявляют свою веру в Аллаха. Так или иначе, выступление совместными силами является ключевым условием в оказании эффективного опора исламским фанатикам.

Фундаментом конструктивного межкультурного диалога является взаимоуважение и толерантность по отношению к иному мировоззрению. Отсюда исходит вывод о том, что наличие даже незначительных сведений о мыслях и идеях представителей других культур способствует формированию общего понимания того, как выглядит мир глазами этих людей, а это, в свою очередь, может благоприятно сказаться и на принятии отличной от своей точки зрения.

 

Литература:

 

1.      The global religious landscape. PewReseachCenter. URL: http://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: 06.02.2015 г.);

2.      Количество мусульман в России. Полит.ру. URL: http://polit.ru/news/2012/12/17/religon/ (дата обращения: 06.02.2015 г.);

3.      Теракт в Париже: карикатуры, ислам, запреты. Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/29–01–2015/terakt-v-parizhe-karikatury-islam-zaprety (дата обращения: 06.02.2015 г.)

4.      Террористическая угроза России: новые источники. ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115028 (дата обращения: 06.02.2015 г.);

5.      Общественное мнение — 2013. М.: Левада􏰀Центр, 2014. — 252 с.;

6.      Россияне об исламе. ФОМ. URL: http://fom.ru/TSennosti/10652 (дата обращения: 06.02.2015 г.);

7.      Теракт в Париже: карикатуры, ислам, запреты. Левада-центр. URL: http://www.levada.ru/29–01–2015/terakt-v-parizhe-karikatury-islam-zaprety (дата обращения: 06.02.2015 г.);

8.      Османов Г. Исламский фактор в мировой политике // Дагестанская правда. — 2009. — 7 сент.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle