Библиографическое описание:

Панфилова О. И., Лукина Т. А. Особенности работы с детьми, имеющими различные степени психического дизонтогенеза // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 604-606.

В статье раскрываются особенности работы сотрудников реабилитационного центра для детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра.

 

 За последние годы в Государственном Троицком реабилитационном центре для детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности «Солнышко» г. Москвы увеличилось количество обращающихся с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра. Известно, что ранний детский аутизм это вариант тяжелой аномалии развития ребенка, при котором искажается контакт с внешним миром, близкими людьми и сверстниками.

Понятие РДА (ранний детский аутизм) необходимо отличать от РАС (расстройство аутистического спектра). Дети с РАС, а так же с тяжелыми дистониями развития требуют менее физического эмоционального напряжения со стороны специалиста и имеют более благоприятный прогноз на будущее по сравнению с детьми, страдающих РДА(ранним детским аутизмом), они быстрее адаптируются в детском саду и на игровых площадках.

Специалисты центра «Солнышко» ставят перед собой задачу оказать своевременную помощь семье аутичного ребенка, а значит приспособить больного ребенка к окружающей среде.

 Каждая семья, приходящая в центр за помощью находится в состоянии эмоционального шока или реактивной депрессии. Больше и чаще всего страдают матери, так как именно на их плечи ложится основной груз проблем по уходу за больным ребенком, именно матери испытывают чувство вины из-за того, что родился больной ребенок, из-за того, что они недостаточно с их точки зрения исполняют свой материнский долг.

Такие специалисты как: врач-психиатр, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования проводят информационные консультации, обучающие занятия для семей, занятия по телесно-ориентированной терапии для нормализации мышечного тонуса и формирования адекватного представления о своем теле. Особенно важной составной частью в работе специалиста по ТОТ (телесно- ориентированной терапии) является выработка окуломоторного и отомоторного рефлексов. Она необходима для снижения латентности (сокращения времени между командой, посланной специалистом и ответной реакцией ребенка). Подобная работа не заканчивается в стенах центра, а имеет продолжение в домашних условиях.

Для этого большую работу с родителями проводят педагоги-психологи, врач-психиатр, врач-невролог с целью обучения их простейшим упражнениям по методике Максимовой Е. В.

Все направление работы с детьми, страдающими ранним детским аутизмом в «Солнышко» возглавляет врач-психиатр, который входит в состав психолого-медико-педагогического консилиума Центра. Очень важно, что всех детей, впервые поступающих в центр принимают через консилиум, в который входят: врач-психиатр, врач-педиатр, врач-невролог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. При приеме детей, уточняется поставленный диагноз, даются рекомендации родителям по особенностям психофизического развития, формируется план реабилитационных мероприятий с учетом индивидуальной программы реабилитации для детей- инвалидов. После того, когда дети привыкнут к сотрудникам центра, к условиям работы в центре они включаются в работу с другими специалистам и начинают посещать занятия с элементами сказкотерапии, изотерапии, трудотерапии, музыкальные занятия, занятия с учителем-дефектологом, логопедом, педагогом–психологом.

С 2012 года Центр «Солнышко» сотрудничает с центром Архипова Б. А. «АКМЕ» На базе центра «АКМЕ» проводится повышение квалификации для сотрудников центра «Солнышко», консультации для родителей, а также углубленные диагностические обследования детей с целью уточнения нейропсихологического диагноза. Врач-невролог Борис Алексеевич Архипов выезжает в центр «Солнышко» с семинарскими занятиями для родителей и сотрудников центра, проводит диагностические консультации для семей, обратившихся за помощью. Работа с детьми РАС, РДА в «Солнышко» объединила совместные усилия педагогов и врачей. Например, выделены следующие этапы коррекционно-развивающей работы.

Таблица 1

Этапы реабилитационной работы с детьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство аутистического спектра)

Направления помощи

Этапы

Медикаментозная

Психологическая

Педагогическая

Логопедическая

Диагностический

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноз

Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

Определение особенностей речевого развития ребенка

Адаптационный

Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения

Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта. тревоги, страхов.

Адаптация к новым условиям; Формирование навыков самообслуживания

Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры, артикуляционного аппарата, стимуляция речевых точек

Активизирующий

Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

Стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Пропедевтика коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи.

Активация ребенка с помощью песен, стихов, тонизирующей игры, просмотр фильмов.

 

Работа с детьми выстраивается с учетом диагноза. Коррекционно-развивающая программа подбирается индивидуально для каждого ребенка, имеет свою цель и свои упражнения.

 

Литература:

 

1.      Архипов Б. А., Комплексная методика психомоторной коррекции. М.,1998.

2.      Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз,1947.

3.      Максимова Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна, изд. Диалог-МИТФИ, 2008.-288с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle