Библиографическое описание:

Хоанг К. Х. Экспорт Вьетнама спустя восемь лет после вступления в ВТО: практика и возникшие проблемы // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 434-439.

В настоящий момент мировая экономика функционирует по модели глобальной цепи цен, где каждое государство стало звеном, выпускающим составные части конечной продукции, полностью используя свои сильные стороны. Таким образом, рост экспорта, повышение конкурентоспособности являются первостепенными проблемами, «актуальными» в современной обстановке.

 

Оценивая путь, пройденный Вьетнамом после 8 лет вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), вьетнамский экспорт может быть обобщён следующим образом:

Очень положительные результаты

Объём экспорта в 2012 году намного превзошёл рекорд, установленный в 2011 году, во много раз превзойдя средние показатели прошедших периодов, достигнув отметки в 114,6 млрд USD, показав рост 18,3 % по сравнению с 2011 годом (цель 13 %). Итоги экспорта в 2012 году произвели сильное впечатление, первый раз экспорт превзошёл отметку в 100 млрд. USD. Впервые за последние 20 лет Вьетнам превратился из крупнейшего импортёра в супер экспортёра.

Объём экспорта в период 2006–2014.

Рис. 1. Объём экспорта в период 2006–2014

 

В 2014 году объём экспорта достиг отметки в 150,19 млрд. USD, увеличившись на 13,7 %, по сравнению с 2013 годом, что аналогично росту в 18,15 млрд. USD. Третий год подряд, с момента вступления в ВТО, во Вьетнаме экспорт превысил импорт.

В 2014 году Вьетнам экспортировал свои товары на 15 рынков: Америка, ОАЭ, Великобритания, Камбоджа, Гонконг, Голландия, Япония, Германия, Испания, Австралия, Австрия, Италия, Франция, Турция. Уровень импорта сильно снизился, внося вклад в улучшение расчётного баланса, укрепляя валютный запас, стабилизируя курс, внося вклад в сдерживание инфляции…

Если в 2007 году объём экспорта на душу населения составлял только 571 USD, то в 2012 году он составил 1291 USD. В 2014 году средний объём экспорта на душу населения составил 1657 USD, став самым высоким показателем за всё время.

Рис. 2. Объём экспорта на душу населения

 

В 2006 году объём экспорта составил 69,06 % ВВП, в 2014 году он превысил рекордную отметку в 87,63 %, став одним из самых высоких в мире. Доля экспорта к ВВП демонстрирует, что экспорт является движущей силой вьетнамской экономики.

Наряду с этим, структура экспортируемого товара сместилась согласно тенденциям постепенного роста группы товаров промышленной переработки: с 60 % в 2007 году до 70,7 % в 2013 году и 73,5 в 2014 году; экспорт полезных ископаемых и топлива уменьшился с 19,5 % до примерно 11,6 % в 2011 году и 6 % в 2014 году. Доля сельскохозяйственных товаров и морепродуктов снизилась с 20 % (2011 год) до 14,8 % (2014 год). В ассортименте товаров переработки вырос процент оборудования, высокотехнологичной техники, такой как: телефоны, компьютеры, электроника, станки и машины, фотоаппараты, кинокамеры. Данный факт является положительным сигналом в структуре производства экспорта.

Рис. 3. Доля экспорта к ВВП

 

В 2014 году было 23 группы товаров, чей объём экспорта был выше 1 млрд USD (85 % всего объёма экспорта); 13 % групп товаров чей объём экспорта был выше 2 млрд. USD (морепродукты, кофе, рис, каучук, сырая нефть, дерево, текстиль, шёлк, обувь, телефоны, станки, средства передвижения, электроника..).

Согласно итогам экспорта/импорта 2014 года, сектора с прямыми иностранными инвестициями (FDI) составили 94 млрд. USD, показав рост 16,1 % по сравнению с предыдущим годом и составив 62,58 % общей стоимости вьетнамского экспорта. В то же время импорт FDI составил 84,19 млрд. USD, сильно увеличившись на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составив 56,86 % общей стоимости импорта Вьетнама. В общем, в 2014 году чистый экспорт данного сектора 9,81 млрд. USD. Предпринимательский сектор FDI превысил вьетнамский предпринимательский сектор как в скорости роста, по сравнению с предыдущим годом (в 10 раз), так и в соотношении общего объёма экспорта и импорта (60,1 % по сравнению с 39,9 %).

Рис. 4. Объём экспорта 10 крупнейших групп товаров в течение 12 месяцев

 

Рынок экспорта также не перестал расширяться и стал разнообразнее. До этого момента Вьетнам поддерживал отношения со 180 государствами и территориями. Помимо расширения многих рынков, он также сосредоточился на развитии крупнейших рынков. «Клуб» рынков, чей объем достиг 1 млрд. USD, в 2014 году вырос до 27. В настоящий момент примечательно то, что впервые на 3 рынках Вьетнам достиг планки выше 10 млрд. USD (США, Япония, Китай), особенно в США (выше 29 млрд. USD).

Ограничения и риски

На сегодняшний момент можно сказать что качество и социально-экономическая эффективность экспорта повышается и улучшается с каждым днем. Однако, за прошедшее время был выявлен ряд недостатков, проявляющихся в следующем:

-          Рост экспорта быстрый, но не стабильный, плавающий, подверженный «потрясениям» извне. На сегодняшний день было подано в общем 73 иска по защите торговли иностранных государств, касающихся товаров экспортированных из Вьетнама. Из них товар экспортированный из Вьетнама фигурировал 43 раза в делах по демпингу, 15 раз в делах о самообороне, 5 раз в антидотационных делах, 10 раз в делах по уклонению от налогов. Только в течение 3 первых месяцев 2014 года было подано 2 иска по защите, связанных с товарами из Вьетнама. Эффект накопления растет с каждым днем.

-          В общем, изменения структуры экспорта Вьетнама еще не устойчивые и зависят от многих факторов риска. В первую очередь это касается сильных упущений в качестве, эффективности и нестабильного роста экспорта.

-          Возможности рыночной дифференциации, перехода на новые рынки а также удержания, расширения уже имеющейся доли рынка по-прежнему слабы…

-          Очень высокое соотношение импорта сырья показывает, что отрасль промышленности, поддерживающая Вьетнам, по-прежнему плохо развита, перерабатывающая промышленность развивается медленно, производственные отрасли сильно зависят от импортируемого сырья. Эти трудности замедлят процесс улучшения торгового баланса из-за невозможности снизить объем импортируемого сырья. Увеличение импорта групп высокотехнологичного товара и использование большого количества капитала за короткие сроки также очень сложно, но быстрое появление реальной стратегии с настоящего момента может позволить стабилизировать экспорт и в долгосрочной перспективе улучшить торговый баланс.

Высокое соотношение экспорта из азиатских рынков — стран со средним уровнем технологий и высоким уровнем экспорта в страны с первоначальными технологиями, показывает, что Вьетнам постепенно следует теории стаи летящих журавлей, но делает это медленней многих новых индустриальных стран. Это вызывает трудности в развитии по укороченной модели, определении положения государства в глобальной цепочке цен. Угроза отставания очень велика. В условиях истощения природных ископаемых, развития экспорта путем использования все увеличивающегося количества ресурсов, Вьетнаму будет сложно интегрироваться и избежать ограничения развития.

В общем вышеописанные реалии и ограничения являются неотъемлемыми для недавно индустриализированных стран проводящих экономическую интеграцию. Однако, если проанализировать качество роста экспорта и и импорта за прошедшие годы, то можно заметить дефицит торгового баланса, содержащий много факторов риска, влияющие на макроэкономическую стабильность. Они проявляются в: Низкой эффективности использования капитала, высоком уровне инвестиций в промышленности и низком уровне быта, замене импорта, использование небольшого количества рабочей силы и стимулирование потребления в стране перед экспортом; возможности экспорта товаров отраслей с возрастающей стоимостью все еще ограничена, переход от экспорта к промышленной переработке и высоким технологиям, отражающая тенденции еще не ярко выраженной индустриализации и глубокой интеграции; низкая и плохо развивающаяся конкурентоспособность экономики; процесс создания рыночной экономики проходит быстро, но не достаточно быстро чтобы удовлетворить потребности.

Другие крупные проблемы лежат в сфере политике международной торговли и экономической политике Вьетнама. Практически каждый год инфляция во Вьетнаме очень высока по сравнению с Китаем и остальным миром, попытка стабилизировать курс донга привела к установлению стоимости чрезвычайно выше рыночной, что в течении долгого времени привело длительному торговому дефициту, делая товары, ресурсы, импортированные из Китая очень дешевыми, мешая развитию субсидируемых отраслей промышленности. Предприятия внутри страны не могли конкурировать для производства товаров-заменителей китайской продукции. В результате экономика попала в зависимость. Во вьетнамской политике о международной торговле существует нелогичность между ориентировкой на экспорт и импорт замещение. Составители политики хотели, чтобы вьетнамский товар присутствовал в различных странах, ориентировался на экспорт, но с политической стороны это установило высокий курс донга, общая бесформенность помогла предприятиям получить товар дешевле.

Возникшие проблемы и вызовы

Вступая в ВТО, Вьетнам хотел участвовать в глобальной цепочке производства. Вьетнам поставил задачи в каждом из аспектов (увеличение объема экспорта), хотя экспорт главным образом опирается на импорт полу переработанного сырья из других стран, в основном из Китая. Участие в глобальной цепочке производства нестабильно и главным образом заключается в импорте запчастей, оборудования для сборки, которое опирается на дешевую рабочую силу, а также является очень «шатким», из-за того, что в любой момент другие конкурирующие страны с дешёвой рабочей силой, что приводит к тому, что иностранные инвесторы «уходят и не возвращаются». Если это произойдёт, то факторы, возникшие вступления в ВТО: прямые иностранные инвестиции, рост объема экспорта, поддержание темпов экономического роста на адекватном уровне, создание рабочих мест… также исчезнут. Ясно, что усилия по переходу от «количество в качество, от дисперсности к централизованности, от сырья к продукции» очень медленные.

Последние 20 лет торговля Вьетнама непрерывно и быстро росла, и важный вклад в этот быстрый рост вносил мощный рост экспорт, но в реальности 63 % объема этого экспорта в настоящий момент приходится на прямые иностранные инвестиции предприятий и только 37 % приходится на вьетнамские предприятия.

Кандидат наук Виктория Кваква, директор Всемирного банка во Вьетнаме, считает, что двигатель роста экспорта в настоящий момент теряет свою силу и, поэтому Вьетнаму необходимо проявить инициативу в поиске новых способов по увеличению своей торговой конкурентоспособности.

В настоящий момент экспорт Вьетнама столкнулся с вызовами по всем 3 основным направлениям: i) постановления о торговле; ii) цепочка снабжения; iii) транспортная инфраструктура и логистические услуги. Юридические постановления по торговле не пересекаются, и им не хватает чёткости в практическом применении, что может вызвать осложнения для предпринимательской деятельности. Проблемы торгового дефицита, касающиеся угрозы супер импорта, обычно могут появиться вновь. До 90 % международной торговли Вьетнама осуществляется по морю, но морским портам не хватает связи с другими транспортными инфраструктурами, не хватает связи с экономическими районами, в особенности порты, у которых отсутствуют въезды; не хватает причалов…

Другие факторы, такие как: тарифы, не соприкасающиеся торговые кредиты, длительные административные формальности, также считаются главными ограничениями для роста экспорта. Результаты исследований также показали, что около 54 % компаний-экспортёров имеют продукцию или же производственные процессы, требующие лицензирования. Среди них только 26,9 % имеют продукцию, лицензированную учреждениями и организациями Вьетнама. Крупнейшие ограничения роста экспорта во многом связаны с проблемами во внутренней структуре вьетнамской экономики. Главным образом, от внешних факторов, таких как снижение спроса на строительную продукцию во Вьетнаме или же стоимость экспорта. Столкнувшись с данными проблемами, предприятия внутри страны обычно встречают много трудностей, в основном это касается предприятий, имеющих иностранный инвестиционный капитал. Поэтому иностранные предприятия, главным образом, экспортируют товары материнским компаниям или же иностранным партнёрам.

Кандидат наук Виктория Кваква считает, что в этот период времени необходим новый способ связи, нацеленный на повышение конкурентоспособности, стимулирования роста экспорта Вьетнама. При этом правительству необходимо поддерживать действия по возвращению активного иностранного влияния и помощи для постоянного стимулирования торговли. Одновременно с этим необходимо отбросить тормозящие факторы, среди которых присутствует постепенный отток из сфер, в которых частный сектор может сыграть роль. Хорошее инвестирование в реструктуризацию цепочки стоимости снабжения приведёт к тому, что вся страна, предприятия и народ извлекут пользу из этой цепочки снабжения.

Ряд методов на ближайшее время.

На сегодняшний момент Вьетнам поддерживает отношения со 180 странами и территориями, подписал торговые соглашения с 61 страной, а также ведёт переговоры о режиме наибольшего благоприятствования с 68 государствами. Однако, можно сказать, что Вьетнам интегрировался в качестве маленькой страны в период развития. Поэтому рост экспорта, повышение конкурентоспособности являются первостепенными проблемами, носящими «экстренный» характер в современной обстановке. Для этого необходимо стремится к следующему:

-          Правительству необходимо выстроить политику определяющую экспорт при помощи конкретных политик, создать движущую силу, которая поможет предприятиям внутри страны повысить конкурентоспособность на мировой площадке. Довольно большое количество стран, проводивших политику, направленную на экспорт, добились успеха.

-          Слишком сильная зависимость от одного рынка приведет к тому, что вьетнамские экспортирующие предприятия будут легко подвержены искам по демпингам. Таким образом, согласно многим экономистам, Вьетнам должен срочно изменить рыночную структуру, чтобы охватить больше рынков.

-          Усовершенствовать вьетнамскую систему стандартов, чтобы больше соответствовать системе стандартов стран-импортёров. Среди 5600 стандартов Вьетнама только около 24 % стандартов соответствуют установленным международным и региональным стандартам. Наряду с этим необходимо пересмотреть и создать новые стандарты, удовлетворяющие международные или региональные стандарты, с целью улучшения торговли. Наряду с Соглашением по техническим барьерам в торговле, Вьетнаму необходимо соблюдать обязательства Соглашения по санитарным и Фитосанитарным мерам.

-          Увеличить поддержку предприятий-импортёров посредством льготных кредитов для инвестиций в технологии по обработке проблем, связанных с окружающей средой. На базе предприятий, получивших данных современные инвестиции можно создать организацию по образцу крупной экспортирующей корпорации с предприятиями-сателлитами, размещёнными по территориальному принципу, что принесёт высокие результаты в экспорте и, одновременно, повысит производительность корпорации в работе по преодолению барьеров, которая с каждым днём всё сложнее. Насущная потребность должна быстро развернуть внедрение систем менеджмента окружающей среды, таких как ISO 14.000, HACCP, хорошо осуществляющих управление (GMP), хорошо реализовывающих культивацию (GAP).

В настоящее время ни одно из государств не может существовать и развиваться, не испытывая воздействия отношений, носящих комплексный характер, региональных и глобальных. Международная интеграция требует принятия глобальных «Правил игры» и «Методов игры». На этом фоне, изменение, дополнение связанных законов, усовершенствование и согласование политических курсов, являются механизмом, имеющим целью ускорить либерализацию торговли, который станет эффективным решением для прочной гарантии роста и развития!

 

Литература:

 

1.                  Экспортная стратегия Вьетнама 2001–2010. Министерство промышленности и торговли Вьетнама.

2.                  Экспортная стратегия Вьетнама 2011–2020. Правительство Вьетнама.

3.                  Статистика экспорта и импорта Вьетнама период 1996–2013. Государственная таможенная служба Вьетнама.

4.                  Ситуация экспорта и импорта Вьетнама в 2014 году. Государственная таможенная служба Вьетнама.

5.                  Лыонг. С.К (2005). Политика и меры по улучшению стоимость экспорта сельскохозяйственных товаров из Вьетнама.

6.                  Сайт Государственной службы статистики Вьетнама.

7.                  Сайт Всемирной торговой организации ВТО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle