Библиографическое описание:

Перминова Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 664-667.

После введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменилась и образовательная ситуация в школе. Одно из важнейших мест в образовательном процессе стало занимать психическое здоровье учеников и индивидуализация образовательных маршрутов, что определяет возникновение новых функций педагога-психолога. В новом стандарте общего образования конкретизируется точное место форм и видов применения психологических знаний в организации образовательной среды школы, а это в свою очередь делает более обязательной и измеримой профессиональную деятельность педагогов-психологов, являющихся полноценными участниками образовательного процесса.

Согласно пункту 25 ФГОС [5, с. 39] психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать: формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса; вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Программа преемственности представляет собой расчленение образовательного процесса на последовательные этапы: предварительный, основной и заключительный. Эти этапы в разное время обучения решают разные задачи. Предварительный этап — подготовку детей к обучению в школе, основной — адаптацию к системному обучению и переходу в среднее звено, заключительный — последующую социализацию и обучение с использованием возрастных принципов развития.

Одной из сложнейших школьных педагогических проблем считается переход из начального в среднее звено в 5 классе. Это объясняется целым комплексом перемен, которые происходят как во внешней (школьной среде), так и во внутреннем мире детей. Конкретизируем эти перемены [4, с. 253]:

-          возникает новое отношение к статусу пятиклассника, которое несет в себе новые требования;

-          увеличивается объем и разнообразие информации;

-          увеличивается вес многопредметного обучения и расширяется круг учителей, которые систематически вступают в деловые взаимодействия с учениками;

-          место первого учителя занимает новый классный руководитель;

-          завершается переход к кабинетной системе обучения;

-          ученический коллектив класса не сформирован, так как часто в 5-м классе меняется состав ученического коллектива;

-          школьники не умеют самостоятельно и совместно организовывать свою учебную деятельность.

В начале перехода в среднее звено из начального дети переживают период адаптации к новым условиям схожий с периодом адаптации к начальной школе. Данный период характеризуется возрастанием тревожности, повышением, как робости, так и развязности, забывчивостью, сниженной работоспособностью, неорганизованностью. Данные отклонения характерны для большинства школьников в начале периода адаптации [3, с. 178], но они исчезают через 3–4 недели (период «легкой адаптации»). Есть дети, которые проходят период адаптации за 2–3 месяца (период «адаптации средней тяжести»). Также можно выделить детей, которые проходят данный период длительно и тяжело — 3 и более месяцев (период «тяжелой адаптации»). Нужно отметить, что с периодом адаптации связано возникновение психосоматических заболеваний у детей.

С педагогической точки зрения в рассматриваемый период школьники рассеяны, не дисциплинированны, низко организованы, у детей понижен интерес к учебе и ее результативности. С психологической точки зрения у детей наблюдается высокий уровень тревожности и снижение самооценки. Возникающие трудности стали рассматриваться специалистами практически как кризис, который порождает педагогические проблемы, но в реальности же все наоборот. Это педагогические сложности и проблемы приводят к психологическому кризису, как у детей, так и у педагогов. Ведь известно, что с точки зрения психологии возраст 10–11 лет довольно благополучен, так как младший возраст уже практически кончился, а подростковый еще не вполне начался. Поэтому можно сказать, что именно педагогическая практика, проявляющаяся в резком скачке из одной системы образования в другую и несоответствии программ обучения, стилей общения и дисциплинарных требований ведет к возникновению трудностей переходного периода.

Для того чтобы адаптация у пятиклассников происходила наиболее успешно необходимо проявление очень важного для детей новообразования — «чувства взрослости». М. Р. Битянова считает, что оно реализуется через три основных компонента [2, с. 182], которые выражаются в возникновении новых личностных позиции по отношению к учебной деятельности, к школе и педагогам, к сверстникам.

Также успешность адаптации можно определить уровнем интеллектуальной зрелости школьника. Интеллектуальная зрелость выражается в способности ребенка осуществлять различную интеллектуальную деятельность, выражающуюся в целеполагании, использовании логических средств, планировании и использовании речи, как коммуникативного средства мышления.

Психологические условия успешной адаптации школьников к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных процессов:

Самоадаптация, которая выражается в приспособлении к внутреннему миру собственного «Я». Адаптивная активность направлена на свои особенности, на выбор индивидуальной стратегии поведения.

Взаимоадаптация между участниками образовательного процесса (классный коллектив, учащиеся, учителя), которая выражается и в процессе, и в результате взаимодействия. Наличие взаимоадаптации ведет к взаимопроникновению педагога и учащегося во внутренний мир друг друга и облегчает сотворчество в учебном процессе.

Реадаптация сформированных ранее навыков и переадаптация школьников к новой учебной среде, выражается в обновлении приобретенных межличностных связей и выработке новых форм поведения.

Адаптация пятиклассников к содержанию новых учебных предметов. Здесь уровень заинтересованности новым предметом или его неприятие полностью зависит уровня мастерства педагога.

Основной задачей психолога в адаптационный период является деятельность по типу психолого-педагогического сопровождения. Основной целью его деятельности становится предупреждение различных осложнений в психическом развитии и становлении личности учеников в процессе перехода на следующую возрастную ступень. Для этого специалисту необходимо выделять «группу риска», в которую входят дети, чье обучение связано с определенными трудностями. Также для психолога немаловажно создание оптимальных условий для адаптации всех учеников и развитие уже достигнутых положительных изменений.

При проведении сопровождающей работы психолог остается активным участником образовательного процесса. Он сотрудничает как с преподавательским составом и администрацией школы, так и с родителями. Задачи и целей участников образовательного процесса совпадают, а методы и средства различаются. Психолог дает и педагогам и родителям необходимую информацию, облегчающую и адаптацию, и развитие детей в процессе перехода в среднее образовательное звено

Необходимо отметить четыре основных направления работы психолога в процессе адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

1.      Консультирование и просвещение педагогов.

Данное направление включает в себя консультирование и психолого-педагогическую работу, проводимую совместно. При анализе учебной программы ее адаптируют к конкретным ученикам. Можно выделить три типа консультативных ситуаций:

-          организация методической работы педагогов, заключается в приведении программы обучения, психолого-педагогических качеств учителя и системы требований к соответствию уровню пятиклассника и индивидуальным качествам детей.

-          консультирование по вопросам организации педагогической поддержки детей в период первичной адаптации, заключается в педагогической работе по адаптации, которую проводят при помощи игр и упражнений, рекомендованных психологом. Сотрудничество педагога и психолога заключается в планировании и анализе воздействий на учащих в процессе адаптации.

-          консультирование педагогов по вопросам обучения, как конкретных детей, так и классов. Работа носит разнообразный характер по формам и содержанию, так как возникают разные запросы, и отличается степень участия в ней психолога.

2.      Консультирование и просвещение родителей.

В работе с родителями психолог преследует несколько целей. Среди них создание дружественных благоприятных отношений с родителями, помощь родителям в принятии на себя ответственности за происходящее с детьми в школе, повышение компетентности родителей в вопросах психологической адаптации детей в период перехода в среднее звено.

3.      Практическая работа с детьми по повышению уровня готовности к переходу в среднее звено.

Наиболее результативной является групповая форма работы с детьми. Она направлена на развитие мотивационной сферы, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения учится в новой среде, на развитие адекватной самооценки и готовности детей к успеху. Коррекционная работа проводится в форме познавательных и обучающих занятий, таких как факультативы по психологии для пятиклассников. Также можно проводить групповые тренинги в виде игр.

4.      Диагностика уровня и содержания адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения.

Особенности адаптационного периода предполагают проведение диагностики с целью выявления социально-психологического портрета школьников. Для этого необходимо провести психологические исследование среди пятиклассников, выявляющее уровни учебной мотивации, самооценки, эмоционального самочувствия и социометрического статуса. Далее выявляют учеников, которые испытывают трудности в адаптации и определяют индивидуальные характер и причину этих трудностей. А затем определяют формы и методы оказания помощи школьникам, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в средней школе.

Диагностическая работа проводится психологом по следующему алгоритму [1, с. 156]:

1.                  Почасовое планирование диагностических мероприятий, извещение всех участников, подготовка методических материалов (текстов, бланков, ключей и т. д.)

2.                  Первый этап диагностики: наблюдение и регистрация данных (2 часа на класс), проведение диагностического минимума с учащимися (2 урока на класс), экспертный опрос педагогов (2 часа), экспертный опрос родителей (1 час, обработка результатов, отбор школьников для углубленной психодиагностики (2 недели).

3.                  Второй этап диагностики: планирование индивидуальной работы с проблемными учениками, оповещение учеников и родителей, план и программа индивидуального обследования, выбор необходимых диагностик, проведение углубленного обследования, обработка данных и заключение по обследованию.

4.                  Консилиум по результатам адаптации школьников к обучению в среднем звене и реализация решений консилиума.

Еще раз отметим, что необходимым элементом управления образовательным процессом является работа педагога-психолога, так как его деятельность заключается в оценке качества обучения по ряду обязательных критериев, входящих в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

 

Литература:

 

1.         Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2010. — 229 с.

2.         Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство,2011. — 372 с.

3.         Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. — М.,2010. — 462 с.

4.         Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. 510 с.

5.         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — 42 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle