Библиографическое описание:

Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 107-111.

Арт-терапия, в т. ч. фототерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования с целью активизации образно-ассоциативной сферы клиента (пациента), способствует преодолению психологических защит и сопротивления.

Данный метод наиболее эффективен в работе с депрессивными и зависимыми клиентами (пациентами), психологической травмой, внутриличностными конфликтами, с символическим обозначением ресурсов, интегрируется практически во все направления психотерапии.

Ключевые слова: арт-терапия, фототерапия, психотерапия, депрессивные пациенты, спектрокарты.

 

Актуальность. В последние годы арт-терапия, как лечение искусством, признается в некоторых западных странах в качестве самостоятельной специальности. Ассоциации зарубежных арт-терапевтов разработали критерии профессиональной подготовки в данной области. В то же время в Российской Федерации, арт-терапия не имеет статуса самостоятельной специальности и рассматривается как совокупность методов, которые могут быть освоены и использованы психотерапевтами, психологами или другими специалистами.

В настоящее время многие современные исследователи [1, с. 248; 2, с. 432; 3, с. 156; 6, с. 871] все больше обращаются в сторону различных видов искусства в поиске адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

В лечебно-реабилитационной практике психиатрии и психотерапии используются разные модели арт-терапии, а именно психотерапия посредством изобразительного творчества, драматерапия (психотерапия посредством сценической игры), танцевально-двигательная терапия (психотерапия посредством движения и танца) и музыкальная терапия (психотерапия посредством звуков и музыки) [4, с. 275; 15, с. 31; 17, с. 225].

Они складываются постепенно, вместе с развитием методов лечения психических расстройств и структурными изменениями системы психиатрического обслуживания.

Однако следует признать, что многие эффекты и механизмы воздействия арт-терапевтических техник находятся на начальном этапе изучения. Эффективность применения арт-терапии в лечении и реабилитации, например, депрессивных и зависимых пациентов в России до последнего времени практически не изучалась.

Главной целью арт-терапии является гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о депрессивных и зависимых пациентах. Через прорабатывания блокированных и/или не осознаваемых чувств, эмоций, состояний средствами терапии искусств, происходит изменение стереотипов поведения, повышение адаптационных способностей, нахождение компенсаторных и ресурсных возможностей клиента (пациента), и в конечном итоге — успешное интегрирование его в общество.

В данном контексте работы следует особо выделить одно из актуальных, перспективных и стремительно развивающихся направлений арт-терапии, фототерапию.

С точки зрения психотерапии, фототерапия — это лечебно-коррекционное применение фотографии для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности [5, с. 838; 6, с. 873; 10, с. 1162].

Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а непосредственно в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает снимок у конкретного человека. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию в лечебно-коррекционной деятельности данной категории пациентов.

Одним из основоположников фототерапии является канадский психофототерапевт –Дж. Вайзер. Она разделяет 2 понятия: понятия фототерапия и терапевтическая фотография [1, с. 292; 5, с. 838; 11, с. 115]. Фототерапия — это использование фотографии в качестве катализаторов чувств, мыслей, воспоминаний в присутствии психотерапевта. А терапевтическая фотография — это самостоятельная работа клиента (пациента), любая фотография может оказывать терапевтический эффект. Примером служит то, когда в обыденной жизни всей семьей достаем фотографии о каких-то совместных путешествиях, позитивном времяпрепровождении, то фактически каждый человек получает ресурсное состояние от этих фотографий, так как поднимаются разные воспоминания, чувства, люди этими чувствами делятся и в этот момент, становятся ближе друг к другу –это то, что называется терапевтическая фотография, которая к фототерапии, собственно говоря, никакого отношения не имеет.

Отечественный психотерапевт М. Е. Бурно развил идею применения фотографии как искусства в рамках терапии творческим самовыражением. Он противопоставил творческую фотографию, обычной. Смысл творческой фотографии заключен в отражении в снимке душевных особенностей отдельной личности. Фотографируя, человек как бы познает, изучает себя — происходит творческое вдохновение. [1, с. 306; 4, с. 205]. Любой объект, запечатленный на снимке, является своеобразным автопортретом фотографа, так как снят непосредственно им самим и отражает его индивидуальные черты, характер и настроение. По мнению М. Е. Бурно, фотографии, сделанные самостоятельно клиентом (пациентом), в дальнейшем могут помочь человеку справиться с трудностями и тревогами, посредством просмотра снимков «чтобы заново пережить вдохновение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты» [9, с. 82; 14, с. 7; 18, с. 44].

А. И. Копытин, рассматривает также терапевтическую фотографию как составную часть эрготерапии или терапии занятостью. В отличие от фототерапии, для данных областей практического применения фотографии характерно меньшее значение психологических аспектов работы и иное содержание. Основной акцент делается на вовлечение клиента (пациента) в ту или иную деятельность, процесс творческого самовыражения и самопознания, что имеет особо важное значение в терапии депрессивных и зависимых пациентов. [3, с. 154; 6, с. 874; 13, с. 28].

Джудди Вайзер в 1999 году разделила все техники фототерапии на пять групп:

Первая группа — это автопортреты, то есть это те портреты, которые клиент (пациент) делает самостоятельно. Это может происходить либо внутри консультации или терапевтического процесса, либо между терапевтическими сессиями.

Вторая группа — фото клиента, созданные другими людьми. Когда психолог или психотерапевт просит клиента (пациента) принести фотографии, на которых он сам себе нравится, для того, чтобы клиент (пациент) мог представить себя. Таким образом, вызывая у клиента (пациента) приятные воспоминания, психотерапевт погружает его в ресурсное состояние. На примере, работы с наркозависимыми клиентами (пациентами), можно сказать, что по средствам ресурсных фотографий и целенаправленных вопросов психолога, психотерапевта, возможность продления состояния ремиссии будет в большей степени вероятна [2, с. 433; 8, с. 79; 10, с. 1160; 12, с. 95].

Третья группа — это семейные альбомы и другие биографические коллекции фотографий. С помощью фотографий данной группы можно выходить на семейные отношения, смотреть, что представляет собой семья как система, выходить на отношения конкретных людей между собой. Это могут быть супружеские, детско-родительские отношения, отношения между сиблингами [5, с. 838; 7, с. 994; 11, с. 115].Также при помощи фотографий психолог, психотерапевт может переходить на определенные этапы развития каждого человека — это те жизненно-важные этапы, которые могут совпадать с периодической системой развития личности, по Эльконину, Эриксону, либо не совпадать с выше обозначенной системой, потому как каждый человек уникален, и, следовательно, у кого-то более важным может быть какой- то период, который не выделен в периодической системе.

Четвертая группа — фотографии, созданные или подобранные самим клиентом (пациентом). Это тот случай, когда в клиентско-терапевтических отношениях определяется какая-то тема терапии или клиент (пациент) определяет ее самостоятельно, и тогда под эту тему либо подбираются какие-то, в его понимании похожие фотографии, либо он фотографирует сам.

Пятая группа– это проективные техники, то есть когда фотография используется как работа с проекцией клиента (пациента) [1, с. 137; 3, с. 116; 4, с. 309; 19, с. 22].

Проективные техники являются для клиентов (пациентов) безопасным способом увидеть свои страхи, обиду, вину или другие чувства, эмоции, состояния. На терапевтических сеансах данные техники помогают клиентам (пациентам) осознавать, что их способ восприятия мира не является единственно возможным.

Примером фотопроекции может быть ситуация, когда на вопрос психолога, психотерапевта: «Какая ты прямо сейчас?» — среди множества фотографий, разложенных на столе, женщина с диагнозом депрессия выбрала изображение половины яблока, поскольку этот снимок больше, чем другие, затронул ее эмоционально. Она сказала: «Этот снимок привлек мое внимание, потому что и я внутри себя чувствую так, словно меня только половина, я — не целостна». Тогда следует прояснять вопросами: «Кто был этой второй половиной?» Сам человек оторвался или его насильно оторвали?», «Что это была за ситуация?», «Что бы ты могла сделать, чтобы вновь почувствовать себя целостной?».

Наиболее доступными и удобными в использовании средствами работы с проекциями являются спектрокарты, автор которых финский фототерапевт Улла Халкола. Спектрокарты подчеркивают сущность фотографии как инструмента. Данный автор создала 5 комплектов спектрокарт:

-        основной комплект, куда входят 75 карточек — фотографий и комплект кризисных состояний, который эффективно используется для работы с психологической травмой, внутриличностными конфликтами, страхами, с символическим обозначением ресурсов и т. д.;

-        комплект — спектромодели, стимулирует клиента (пациента) на создание историй, его можно использовать, например, в работе с межличностными конфликтами клиента (пациента).

-        комплекты — спектрографити и спектрооблака в основном используются для описания сентиментальных переживаний и представлений о будущем клиента (пациента) [3, с. 316; 16, с. 59].

Демонстрационный пример индивидуальной психотерапевтической работы психолога, арт-терапевта с клиентом (пациентом) в состоянии депрессии, иллюстрирующий работу со спектрокартами из основного комплекта.

Женщина М., 42 года, состояние после утраты супружеских отношений. На приеме у клинического психолога, арт-терапевта 4 раз.

Задачи фототерапевтической работы: коррекция эмоционально-волевых нарушений, социальная адаптация, поиск ресурсного состояния.

«В самом начале терапевтической сессии клиентка делилась с психологом, психотерапевтом тем, какие изменения произошли с ней в течение недели между сессиями. Как изменилось эмоциональное состояние.

Затем после расспроса, психолог, психотерапевт плавно осуществляет переход к работе с чувствами, состояниями клиента по средствам спектрокарт основного комплекта.

Психолог: Скажи мне, пожалуйста, как бы ты могла назвать то состояние, которое у тебя сейчас, и которое ты бы хотела изменить?

Клиент: Состояние дискомфорта внутри.

Психолог: Тогда скажи мне, пожалуйста, какие чувства лежат в этом дискомфортном состоянии?

Клиент: Я всё ещё чувствую боль, но также одновременно грусть и печаль.

Психолог: То есть, целый клубок такой чувств лежит в твоем дискомфорте? Я правильно тебя поняла?

Клиент: Да.

Психолог: Хорошо. Давай мы с тобой не будем фиксировать каждое слово. Ты мне просто сказала о том состоянии, которое ты бы хотела изменить или расстаться.

Я правильно тебя поняла?

Клиент: Правильно.

Психолог: Скажи, а тогда желаемое состояние для тебя — это что?

Смотри — с дискомфортом, который включает в себя боль, грусть, печаль — ты хотела бы расстаться!

А хочешь что?

Клиент: состояния душевного спокойствия, чувство энергии внутри.

Психолог: О, кей.

Далее, психолог, психотерапевт раскладывает спектрокарты перед клиентом на столе.

Психолог: А сейчас твоя задача состоит в выборе той спекртокарты, которая у тебя по каким-то причинам ассоциируется с состоянием дискомфорта, а именно с болью, грустью печалью. Критериев выбора фотографии нет. Нет правильного и не правильного выбора. Критерием лично для тебя может быть, все что угодно: отклик какой-то душевный или что-то иное. Тебе сейчас следует быть подальше от смыслов.

После выбора клиентом спектрокарты, психолог вновь задает вопрос: То есть это та карта, которая ассоциируетсяу тебя с твоим состоянием прямо сейчас и с которым ты хотела бы расстаться?

Клиент: Да. Это фотография с изображением льдины на реке. (Льдина, по мнению клиента, это та фигура, которая причинила и вызывает чувство боли. Льдина очень холодная и неприятная, а грусть и печаль в том, что она делает холодной и безжизненной ту воду, в которой она находится).

Психолог: А теперь, пожалуйста, найди спектрокарту, которая бы ассоциировалась у тебя с тем желанным состоянием, которое ты бы хотела получить! А именно душевное спокойствие, чувство энергии внутри.

Клиент: Да, я нашла ее. (Это лес, где я вижу лесную тропинку, которая ведет к ухоженному пруду. Я знаю, что в его глубинах кипит жизнь, хотя мне она не видна).

Психолог: А теперь положи 2 карты рядом и посмотри — сейчас ты видишь то, что на самом деле у тебя не получается — это сразу перейти от одного состояния в другое. Как будто нет какого-то внутреннего мостика, который мог бы обеспечить этот переход.

Поэтому, следующее задание такое: карту, связанную с дискомфортом, следует положить слева, в стороне прошлого, а ресурсную карту — справа, в стороне будущего, а далее необходимо из оставшихся спектрокарт между нересурсной и ресурсной картой выстроить мостик из ассоциаций (проекций), для того чтобы прийти к желаемой карте, то есть к желаемому для тебя состоянию.

Ассоциациями может служить цвет, форма — всё, что угодно в твоем понимании связи одной карты с другой.

И когда по внутреннему ощущению ты поймешь, что цепочка из спектрокарт завершена, ты можешь остановиться.

Клиент: Готово.

Психолог: Расскажи мне, пожалуйста, алгоритм, как ты выстраивала ассоциативный мостик, т. е. каким образом одна карта связана с другой, лежащей рядом. А двигаться мы будем слева на право (в сторону будущего).

В завершении работы психотерапевту следует побольше расспрашивать именно про ресурсную карту. Вопросы могут быть следующие: Что ты видишь на фотографии? Что больше всего в ней тебе нравится? Какие чувства вызывает эта фотография? Как это про твою жизнь?

Завершение сессии может проходить по средствам вопросов на осознания клиента (пациента) в «здесь и сейчас»: Что сейчас с тобой? Какая ты? Как то поменялось твое состояние: с тем, с чем ты пришла, и то, какая ты сейчас?

Желательным в этой работе должно быть то, чтобы человек вновь и вновь мог возвращаться в ресурсное состояние, поэтому эту фотографию можно рекомендовать клиенту (пациенту) например, сфотографировать и поставить на заставку в мобильный телефон или на компьютер.

Выводы. Таким образом, техники арт-терапии вполне могут использоваться при работе с клиентами (пациентами) совершенно разных категорий и профилей — депрессивные пациенты, клиенты, находящиеся в кризисных состояниях, алкоголь зависимые, наркозависимые и многие другие. Однако для каждой категории должна быть разработана особая индивидуальная методика работы в рамках арт-терапии.

 

Литература:

 

1.      Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. — М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009.-356 с.

2.      Киньшина В. Н., Неретина А. Ф., Ширяев О. Ю., Куташов В. А. Повышение эффективности коррекции девиантного поведения у подростков с умственной отсталостью в условиях психиатрического стационара // Врач-аспирант. 2014.- Т. 63. № 2.3.- С. 430–434.

3.      Копытин А. И. Варианты применения фотографии в психотерапии и тренинге // Фототерапия: использование фотографий в психологической практике. / Под ред. А. И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006.-367 с.

4.      Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.

5.      Куташов В. А., Савинкова А. А. Клинико-психологические взаимоотношения матери и ребенка, страдающего тикозным расстройством //Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины.-2014.-Т13. № 4.-С. 837–840.

6.      Куташов В. А., Самсонов А. С., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А., Заложных П. Б. Анализ депрессивных расстройств и психологические особенности пациентов с последствиями острого нарушения мозгового кровоснабжения //Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины.-2014.-Т13. № 4.-С. 870–874.

7.      Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно- тревожных расстройств в клинике внутренних болезней//Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины.-2014.-Т13. № 4.-С. 993–996.

8.      Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М. Терапия детской тревожности семейной средой//Прикладные информационные аспекты медицины.-2014.-Т.17.№ 1.-С.78–80.

9.      Куташов В. А., Немых Л. С., Карпенко А. А. Особенности психоэмоционального состояния женщин в период беременности//Прикладные информационные аспекты медицины.-2014.-Т.17.№ 1.-С.81–84.

10.  Куташов В. А., Припутневич Д. Н., Заложных П. Б., Будневский А. В. Акцентуация личности у пациентов с аффективными нарушениями при внутренних болезнях//Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины.-2013.-Т12. № 4.-С. 1160–1162.

11.  Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства//Прикладные информационные аспекты медицины.-2013.-Т.16. № 1.-С.113–117.

12.  Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009.

13.  Куташов В. А., Львович Я. Е., Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях.- Воронеж, 2009.

14.  Куташов В. А. Аффективные расстройства в клинической картине язвенной болезни двенадцатиперстной кишки и бронхиальной астмы // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Московский научно-исследовательский институт психиатрии. — Москва, 2004.

15.  Львович И. Я., Куташов В. А. Корреляция перфекционизма с аффективными расстройствами при синдроме раздраженного толстого кишечника//Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицины.-2008.-Т.7. № 1.-С. 28–32.

16.  «Спектрокарты». Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / Улла Халкола, А. И. Копытин — СПб.: Речь, 2012. — 80 с.

17.  Строева Д. Е., Кузьменко А. В., Кузьменко В. В., Курносова Н. В., Куташов В. А., Попов Д. В. Особенности психо-эмоционального статуса больных серозным необструктивным пиелонефритом//Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. — 2013. № 1.- С. 225.

18.  KraussD. (1983) Reality, photographyandpsychotherapy / Phototherapyinmentalhealth (eds. D. Krauss, J. Fryrear).Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, P. 40–56.

19.  Weiser J. (2002) Phototherapy techniques: exploring the secrets of personal snapshots and family albums // Child and Family, Spring/Summer, P. 16–25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle