Библиографическое описание:

Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 308-309.

В настоящей статье используются следующие понятия:

Риск - комбинация вероятности нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, и степени негативных последствий этого нарушения для целей таможенного контроля.

Система управления рисками (далее - СУР) - совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию.

Управление рисками - целенаправленная деятельность таможенных органов по сбору и изучению информации о деятельности лиц и результатах таможенных операций, оценке рисков, определению мер по минимизации рисков и способов их применения, выявлению рисков, воздействию на риски, а также мониторингу и анализу результатов воздействия [1].

Предварительная информация, предоставляемая в таможенные органы используется для ее изучения, анализа и проведения проверочных мероприятий до представления товаров в таможенные органы в целях выбора объектов контроля и осуществления выпуска товаров либо принятия иных обязательных решений в отношении товаров, не являющихся объектами контроля в соответствии с системой управления рисками, в более короткие сроки, чем это предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [2].

ФТС России 29.05.2014 утвердила Концепцию управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (далее - Концепция). Концепция разработана в целях формирования единых подходов и взглядов, определения базовых принципов построения, реализации и дальнейшего развития СУР в таможенных органах Российской Федерации.

Применение СУР направлено на достижение целей таможенного контроля по обеспечению соблюдения требований таможенного законодательства, а также на оптимизацию ресурсов таможенных органов Российской Федерации, сокращение сроков и издержек для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности на совершение таможенных операций.

В настоящее время СУР контролирует области рисков по всем таможенным операциям и особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций, в том числе таможенное декларирование товаров, прибытие/убытие товаров на/с таможенной территории Таможенного союза, таможенный транзит, временное хранение, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, предварительное информирование, перемещение товаров физическими лицами для личного пользования, перемещение припасов и т. д., а также проведение таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

СУР является инструментом поддержки принятия решений в рамках таможенного контроля.

Исходными данными процесса управления рисками являются:

-          положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;

-          сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;

-          информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

-          результаты совершения таможенных операций и применения мер по минимизации рисков;

-          информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;

-          сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;

-          предварительная информация, переданная в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;

-          информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

-          иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов.

Процесс управления рисками состоит из следующих этапов:

-          сбор и изучение информации о деятельности лиц и результатах совершения таможенных операций;

-          оценка рисков, включающая в себя действия по идентификации, анализу рисков, определению вероятности их наступления и ожидаемых последствий;

-          выбор мер по минимизации рисков и определение порядка их применения;

-          разработка профилей рисков;

-          выявление рисков;

-          воздействие на риски, включающее в себя непосредственное применение мер по минимизации рисков уполномоченными должностными лицами и контроль за качеством, оперативностью и полнотой применения мер по минимизации рисков;

-          мониторинг и анализ результатов принятых мер по минимизации рисков;

-          актуализация и отмена профилей рисков;

-          выявление причин, вызывающих нерезультативность процесса управления рисками, и внесение изменений в процесс для устранения этих причин.

Основным результатом процесса управления рисками является необходимый уровень соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Таможенными органами проводится регулярный мониторинг, анализ эффективности и актуализация профилей рисков, что позволяет при снижении общего количества партий товаров с выявленными рисками достигать большей результативности применения СУР. Количество утвержденных профилей рисков ежегодно увеличивается примерно на 15–20 %.

Существенная модернизация программных средств, обеспечивающий разработку профилей рисков и выявление рисков при различных таможенных операциях, создание новых видов динамических и семантических индикаторов риска, значительно повысила степень автоматизации СУР.

96 % из всех утвержденных в 2014 году профилей рисков по способу выявления риска являются автоматическими. Минимизация количества неформализованных и автоматизированных профилей рисков позволила в 25 раз увеличить долю партий товаров, по которым риски выявлялись исключительно в автоматическом режиме.

Для целей анализа и идентификации рисков разработаны и используются новые информационные ресурсы (Единая база выявленных рисков, базы данных рисковых поставок) и целевые методики выявления рисков, сформированы базы данных, отражающие результаты применения СУР при всех таможенных операциях.

В практике применения СУР имеется ряд нерешенных проблем, связанных как с низкой результативностью СУР по отдельным направлениям, так и с недостаточным уровнем автоматизации процесса управления рисками. Для решения таких проблем СУР должна совершенствоваться и развиваться в том числе и по следующим направлениям:

-          повышение уровня автоматизации СУР, снижение количества неавтоматических профилей рисков, применение комплексного сравнительного анализа различных информационных ресурсов со сведениями о перемещении товаров и о результатах совершения таможенных операций, начиная от предварительной информации, заканчивая результатами таможенного контроля после выпуска товаров;

-          совершенствование механизмов взаимодействия при реализации СУР между различными подразделениями на всех уровнях системы таможенных органов, включая организация «обратной связи» о результатах применения СУР на этапах до и после выпуска товаров;

-          широкое применение информационных технологий, обеспечивающих эффективный и оперативный анализ больших массивов данных в целях повышения качества работы по оценке рисков, разработке и использованию новых инструментов СУР.

Дальнейшее развитие и совершенствование СУР неразрывно связано с актуализацией нормативной правовой базы и приведением методологических подходов реализации СУР в соответствие с международными стандартами Всемирной таможенной организации и принципами риск-менеджмента в Российской Федерации.

В конце 2014 года в ФТС России представлены предложения по применению унифицированных методов оценки рисков при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования на основе использования сведений, имеющихся в распоряжении авиаперевозчиков, а также представляемых в таможенные органы в рамках технологии E-Freight.

Таким образом, достижение стратегических целей и решение тактических задач СУР обуславливает необходимость развития и совершенствования СУР по следующим направлениям:

1.         Повышение эффективности и степени автоматизации процесса управления рисками при:

-          организации таможенного контроля транспортных средств международной перевозки, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, в том числе приобретенных в рамках интернет-торговли или доставляемых в составе экспресс-грузов, а также в отношении товаров при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, товаров, помещаемых на временное хранение, и товаров, перемещаемых уполномоченными экономическими операторами;

-          обеспечении соблюдения установленных запретов и ограничений, организации валютного, радиационного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы;

-          использовании сведений, получаемых в порядке информационного обмена с таможенными службами иностранных государств либо в рамках предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза;

-          использовании информации правоохранительных подразделений таможенных органов в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в рамках СУР.

2.         Улучшение процесса управления рисками путем повышения качества работы по оценке рисков на основе расширения информационной базы, совершенствования и стандартизации методов анализа, повышения уровня автоматизации при обработке и анализе больших массивов информации.

 

Литература:

 

1.                  Приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385 «О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».

2.                  Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 196.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle