Библиографическое описание:

Патрахина Т. Н., Шламова Д. А. Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы к классификации // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 305-308.

Статья представляет собой теоретический обзор эволюции научных подходов зарубежных и российских исследователей к определению сущности и содержания научной дефиниции «пропаганда». Авторами представлены основные классификации данного явления в отечественной практике.

Ключевые слова: пропаганда,классификация пропаганды.

 

Впервые, термин «пропаганда» был введен в 1662 г. Папой XV, создавшим особое объединение, задачей которого было распространение веры с помощью миссионерской деятельности [10].

Общее значение термина «пропаганда», на первый взгляд, кажется вполне ясным, но на самом деле существует многочисленность его самых различных толкований. В литературе существует разлад не только о содержании термина, его значении, но так же и о времени возникновения пропаганды в человеческом обществе. Например, американский социолог Ч. Симман в своих трудах указывает, что пропаганда — это явление вечное, которое возникло в социуме сразу, как только люди начинали пользоваться речью в общении друг с другом [14, p. 12]. При этом он сводит ее к простейшей коммуникации людей, к инструментам внушения и психологического воздействия в процессе коммуникации. При данном подходе к понятию термина пропаганды не рассматриваются ее важнейшие социально-политические свойства, и вследствие этого, изменяется ее роль в обществе и указывается неточное время ее возникновения.

Другие американские социологи Р. Арон и Д. Белл в своих определениях причин появления пропаганды основываются на следующих предположениях. Происхождение пропаганды, как метода распространения идеологии в обществе, они связывают с развалом религии, наступившим, по их мнению, в XVIII-XIX вв. в странах Западной Европы, и с формированием класса «интеллектуалов», принявших на себя обязательство создания социальных воззрений [13, р. 396–397]. В данном подходе всеми способами отрицаются отношения пропаганды с политической идеологией, пропаганда выступает в качестве «гражданской религии», «религии интеллектуалов», прибывших на смену религиозной вере.

Что касается отечественной науки, то чаще всего она рассматривает пропаганду в узком значении, как «деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государства» [11, с. 539]. По поводу образования и времени возникновения пропаганды в человеческом обществе в российской научной школе широко используется иная точка зрения. Как указывает известный российский культуролог и социолог П. С. Гуревич, «идеология и пропаганда как социальные явления возникают не в доклассовом обществе, не в средние века и не в период возвышения буржуазии как класса (на это ссылаются различные западные социологи), а в эпоху становления раннеклассового общества, когда впервые складывается историческая потребность господствующих классов оправдать социальное неравенство, навязать массам общественные идеи, выражающие интересы этих классов» [5, с. 110].

Что касается современных толкований понятия «пропаганда», то справочные издания и словари предлагают различные определения этого термина. Рассмотрим некоторые из них: пропаганда — это распространение каких-либо идей, учений, воззрений, взглядов, знаний в обществе [3].

Пропаганда — 1) распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения или круга специалистов; 2) политическое или идеологическое воздействие на широкие массы [2].

Пропаганда — это распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения [9].

Пропаганда — распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения [6].

При этом можно отметить, что, несмотря на некоторые различия в толковании, все авторы схожи во мнении, что источником пропаганды является информационная составляющая, которая призвана осведомить широкий круг людей с определенными понятиями, представлениями, суждениями, мнениями и знаниями в той или иной области, и в некоторых случаях образовать общественное мнение в том или ином значении.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью пропаганды является влияние на систему идейных, общественных и политических установок людей, которые изменяются путем создания новых установок или через усиление (ослабление) уже существующих. Так, социолог Л. Войтасик в своих работах определяет установку как сформированную под влиянием пропаганды, воспитания и опыта относительно устойчивую организацию знаний, чувств и мотивов, вызывающие соответствующие чувства человека к идейным, политическим и общественным явлениям окружающей его действительности [4, с. 253].

Рассмотрим основные подходы к классификации пропаганды в отечественной практике. Пропаганда воздействует как на разум, так и на эмоции людей. В связи с этим, согласно теории социолога Б. С. Цуладзе, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной (деструктивной) или позитивной (конструктивной) [12, с. 100]. Позитивная (конструктивная) пропаганда старается ясно довести до адресата те или иные убеждения. Цель позитивной пропаганды — развитие социального согласия, воспитания людей в рамках общепринятых норм и ценностей. Такой вид пропаганды осуществляет две функции: воспитательную и информационную. Она реализуется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц, и не преследует цели манипуляции, тем самым и отличается от негативной пропаганды. Но, несмотря на то, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, признанные цели позитивной пропаганды часто расходятся с теми, которые провозглашаются пропагандистами. Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Основная задача такой пропаганды является разжигание социальной вражды, обострение социальных конфликтов, содействие усилениям противоречий в обществе и пробуждению низменных инстинктов у людей. Она допускает разобщение людей, делая человека послушными воле пропагандиста. Основная функция негативной пропаганды — это формирование мнимой, параллельной реальности с «перевернутой» системой убеждений, ценностей и взглядов. Такая пропаганда активно использует внушаемость масс с целью манипулирования этими массами в интересах ограниченной группы лиц.

По мнению российского публициста и социолога С. Г. Кара-Мурзы, в зависимости от источника и подлинности информации пропаганда может быть классифицирована на «белую», «серую» и «черную». При «белой» пропаганде ее источник можно определить с большой точностью и информация более-менее соответствует действительности. При «серой» пропаганде источник в точности определить не возможно, а достоверность информации находится под большим сомнением. «Черная» пропаганда использует неверный источник информации, распространяя ложь и сфабрикованные сообщения [7, с. 123].

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание, автор издания «Психологии пропаганды» М. В. Киселев выделяет следующие виды пропаганды: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния [8]. Рассмотрим основное содержание каждого из видов.

Пропаганда созидания выступает за выстраивание общества нового типа и призывает людей принять в этом активное участие.

Пропаганда стойкости и героизма прославляет мужество при построении нового общества, предлагает стойко терпеть лишения и тяготы, подчеркивает героические и жертвенные деяния отдельных людей и граждан, демонстрируя примеры, к которым надо стремиться.

Пропаганда просвещения информирует о политических активистах, деятельности властей, об экономике страны, пропагандирует государственный строй и национальный образ жизни, подчеркивает ценностные ориентиры общества, как единственно возможную и правильную систему.

Пропаганда разрушения — это контрпропаганда враждебной государственной или политической идеологии. Обычно, она убеждает людей в безнравственности соперников, их ошибках, разоблачает противоположную систему ценностей, подчеркивает негативные черты чужих лидеров.

Пропаганда разделения строится на международных или межнациональных противоречиях: социальных, религиозных, культурных и мировоззренческих. Данный вид пропаганды активно использует несогласия между подчиненными и начальством.

Пропаганда устрашения способна морально подавить и напугать противников, она делает акцент на достоинствах стороны. Нередко она используется и при физическом влиянии с целью наглядности.

Пропаганда отчаяния подчеркивает и усиливает затруднения, неблагоприятную ситуацию, как следствие ошибок противников. Такая пропаганда стремится убедить людей в том, что неприятелям нет дела до нужд и бедствий простого населения, что они не способны помочь им и что-либо кардинально изменить.

По способам распространения знаний и по формированию убеждений у воспитуемых средства пропаганды, можно разделить на три вида: устные, печатные, виртуальные [1].

Устные средства пропаганды в зависимости от характера общения субъектов и объектов воспитания делятся на непосредственные (живое общение) и опосредованные (технические устройства: теле-, радио-, видеотехника). Непосредственные средства пропаганды по количеству воспитуемых делятся на коллективные и индивидуальные. Это могут быть беседы, лекции, консультации, конференции и т. д. Достоинство таких средств состоит в общении «лицом к лицу» между субъектами и объектами воспитания. Пропагандист может немедленно оценить воздействие своего сообщения по ответной реакции слушателей и в соответствии с этим корректировать как его содержание, так и методы: какую-либо информацию подчеркнуть, повторить, разъяснить и т. д. Пропагандист, выступающий по радио или на телевидении, такой возможности не имеет. Тем не менее, опосредованные средства пропаганды имеют преимущества перед непосредственными средствами. Они более мобильны и могут охватывать большие массы воспитуемых одновременно (они приходят прямо к слушателям в дом), и, следовательно, менее затратны. В силу своей масштабности и воздействия на воспитуемых устные средства пропаганды во многих случаях не могут заменить письменные: тексты, статьи в газетах, правовые акты и т. д. Письменные средства пропаганды могут находиться сколько угодно в распоряжении субъекта, поэтому он может обращаться к ним по мере своей необходимости.

Отметим тот факт, что в настоящее время Интернет создает новую информационную среду человечества. Она носит виртуальный характер, так как она физически она неощутима, в ней (в отличие от реальной информационной среды) меняются физические свойства информации. В виртуальных средствах пропаганды воспитуемый может получить необходимую ему информацию для принятия правомерных решений только при наличии компьютерной или иной мобильной техники и умения ею пользоваться.

Таким образом, можно сделать вывод, что научная дефиниция «пропаганда» имеет различные толкования, но, в общем — это информационная составляющая, которая призвана формировать нужное общественное мнение. В настоящее время имеется достаточно подходов к классификации данного явления, которые выделяют следующие виды пропаганды: негативную (деструктивную) и позитивную (конструктивную); «белую», «серую» и «черную»; пропаганду созидания, стойкости и героизма, просвещения, разрушения, разделения, устрашения и пропаганду отчаяния; устную, печатную и виртуальную пропаганду и т. д.

 

Литература:

 

1.      Бондарев, А. С. Правовая пропаганда и обучение — формы правового воспитания: понятие и средства воздействия / Вестник Пермского университета. Юридические науки. Выпуск № 1. — 2008. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Офиц. сайт]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 27.01.2015).

2.      Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. –СПб., 1998. –1018 с.

3.      Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов. — М., 1998. — 499 с.

4.      Войтасик, Л. Использование психологии в системе пропаганды / Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / авт.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 2001. — 260 с.

5.      Гуревич, П. С. Пропаганда в идеологической борьбе. — М., 1987. — 262 с.

6.      Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М., 2000. — 986 с.

7.      Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. — М., 2009. — 864 с.

8.      Киселев, М. В. Психология пропаганды [Электронный ресурс] // Сайт литературы по психологии [Офиц. сайт]. URL: http://psyfactor.org (дата обращения: 25.01.2015).

9.      Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М., 2003. — 616 с.

10.  Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993. — 320 с.

11.  Семечкин, Н. И. Социальная психология. — Ростов н/Д, 2003. — 608 с.

12.  Цуладзе, А. Большая манипулятивная игра. — М., 2000. — 336 с.

13.  Bell, D. The End of ideology. — N.Y., 1967. — 397 p.

14.  Siepmann, C. The Nature of Propaganda. — N.Y., 1969. — 368 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle