Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (84) февраль-2 2015 г.

Дата публикации: 20.02.2015

Статья просмотрена: 634 раза

Библиографическое описание:

Биль, О. Н. Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева / О. Н. Биль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 754-757. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15567/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова: космические образы, метафора, метафоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, космические номинации.

 

Космические номинации в поэтическом дискурсе начала ХХ века активно функционируют в составе различных тропов. Доминирующим тропом является сравнение, достаточно частотными представляются олицетворение, метафора.         Соотношение прямых и образных употреблений в поэтическом дискурсе начала ХХ века составляет: 59 % — прямая номинация, 41 % — переносные словоупотребления, среди них: сравнение — 16 %, олицетворение — 12 %, метафора — 10 %, другие образные средства — 3 %   [2, с. 51].

Космические наименования в поэтическом дискурсе начала ХХ века, сохраняя свое прямое значение, приобретают образное, в поэтическом пространстве возникают эмоционально-выразительные образы космического пространства, отражающие разнообразные дополнительные смысловые оттенки, что дает возможность передать образное видение космоса поэтами начала ХХ века.

Характер метафоры, ее особенности во многом зависят от категориально-грамматических свойств составляющих компонентов, в этой связи можно исследовать главный (метафоризируемый) компонент метафорической конструкции и зависимый (неметафоризируемый) член конструкции. В поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, репрезентирующие неметафоризируемый компонент, объединяются в несколько тематических групп (ТГ): «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера», причем среди данных номинаций можно выявить лексемы, характерные для всех анализируемых авторов, а также лексемы, соотносящиеся с образами космического пространства в поэтическом творчестве каждого отдельного художника слова.

Наиболее частотными в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева являются метафорические космические номинации: солнце (60 словоупотреблений (с/у)), луна (52 с/у), звезда (38 с/у), луч (37 с/у), заря (30 с/у): но, обожженная луной, душа хранит твой знак (Гумилев); и в каждом сердце — птица, во всех очах — звезда (Бальмонт); будь славен! И Тильзит, «солнце Аустерлица» (о Наполеоне) (Брюсов); вам — солнцам-городам, кольцеобразно легшим по кодам (Волошин); менее употребительными — лексемы: молния (27 с/у), радуга (23 с/у), гроза (21 с/у), туча (18 с/у),созвездие (14 с/у), небо (14 с/у), закат (12 с/у), комета (10 с/у), зарница (10 с/у), облако (9 с/у), светило (9 с/у), гром (8 с/у), дождь (8 с/у), зарево (8 с/у): горящею кометой привета на безжизненном пути (Брюсов); ты — отблеск зарницы (Бальмонт); есть души в мире — те же тучи (Гумилев); где вы — гроза, губящая стихии (Брюсов); ее глазам — мерцающим зарницам (Гумилев); когда же ты поймешь, что солнце и созвездья возникали и гибли внутри тебя (Волошин), единичными — мир (-ы) (5 с/у), планета (4 с/у), метеор (3 с/у), рассвет (3 с/у), вселенная (2 с/у): каждый цветок есть цветистая планета (Бальмонт). В поэтических текстах К. Бальмонта в структуре метафоры преобладают единицы: звезда, солнце, луна, заря, В. Брюсов отдает предпочтение образам: луна, солнце, звезда, дождь, М. Волошин тяготеет к метафоризации звезды, солнца, луны, зари, заката, луча, Н. Гумилев наиболее частотно в роли метафоризируемого компонента использует космические слова: звезда, солнце, луна, луч [1, с.123].

В целом в рассматриваемых поэтических текстах в метафорических контекстах космические наименования в составе метафоры наиболее актуализируются в раннем периоде творчества, однако в поэзии К. Бальмонта метафорическая космическая лексика функционирует исключительно в ранних произведениях, в поэтических произведениях других анализируемых авторов космические номинации в метафорическом значении используются на протяжении всего творчества, но с преобладанием в ранней поэзии: ср.:

К. Бальмонт: ты — солнце во мраке ненастья (Бальмонт, 1895) — бросил с неба им цветы, вызвал радугу мечты (Бальмонт, 1900).

В. Брюсов: уступает земное звездам небесной любви (Брюсов, 1893) — и вы…, чьи грозно вопящие тени в лучах побед вознесены (Брюсов, 1920).

М. Волошин: промелькнула она, как осенней порой луч блестящего дня (Волошин, 1894) — сознанье — вспышка молнии в ночи (Волошин, 1923).

Н. Гумилев: …вышина властно превратила сердце в солнце (Гумилев, 1900) — и в душе твоей вспыхнет свет самых вольных Божьих комет (Гумилев, 1920) [1, с.123].

В идиостиле всех анализируемых поэтов метафоризируются следующие космические лексемы: звезда, солнце, луна (месяц), луч, заря, радуга.

В поэтических текстах К. Бальмонта, В Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева наименования, манифестирующие метафоризируемый компонент, представляющий собой космическое наименование, имеют регулярное соотношение с широким диапазоном номинаций различных ТГ, что позволяет выделить основные направления метафоризации космической лексики: космический образ — человек, космический образ — отвлеченное понятие, космический образ — эмоциональное состояние, космический образ — природа и др. Так, например, лексемы солнце, звезда, луна, луч, заря, радуга могут сочетаться с номинациями, относящимися к разным ТГ: солнце соотносится со словами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия»; звезда — с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», «Эмоциональные состояния и их внешнее проявление», «Флористические наименования»; луна — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства», иногда с лексемами ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика»; луч — с единицами ТГ «Отвлеченные понятия», заря — с лексемами ТГ «Отвлеченные понятия», реже ТГ «Соматическая лексика», в единичных употреблениях — с номинациями ТГ «Наименования, обозначающие различные качества и свойства» и «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени», что представлено в таблице № 1 «Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева».

Таблица 1

Парадигмы метафоризируемых космических образов в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева

 

К. Бальмонт

В. Брюсов

М. Волошин

Н. Гумилев

З

В

Е

З

Д

А

Души — звезды

Звезда исканий

Звезды обновленья

Вождь — звезда

Ты (была) звезда

В очах — звезда

К плодам-звездам

Растение — звезда

Звезды чудес

Звездам любви

Мечта — звезда

Звезды трещин

Я — звезда

Звезда любви

Ты звезда

Звезда истины

Звезда знанья

Ты звезда

Звезды горести

Звезда побед

Очи — звезды

С

О

Л

Н

Ц

Е

Ты — солнце

Я солнце

Солнце духа

Солнце в каждом взоре

Душа увлечена (озарена) солнцем

Солнце-исполин

Мадонна солнце

Правда в солнце превратилась

Солнце новой жизни

Солнце желаний

Я свет солнц

Блеск солнц в душе

Города-солнца

Солнце завтрашнего дня

Солнце Вячеслава

Солнце духа

Сердце в солнце превратила

Солнце вливается в вены

Солнце-зверь

 

Л

У

Н

А

Луна-гасильница

Владычица-луна

Душа увлечена Луной

Дышу — Луной

Луна погибших дней

Лицо — луна

Дышим луной

Любовник-месяц

Волшебница-луна

Девушки-луны

Обожженная луной душа

Ты — луна

Л

У

Ч

Луч откровенья

Я луч

Луч мечты

Луч привета

Красота есть луч

Луч последних дней

Луч любви

Луч красоты

Луч вдохновенья

В лучах побед

Луч грезы

Луч любви

В лучах свободы

Лучи снов

В лучах лица

В лучах славы

Луч радости

Луч жизни

Взоры-лучи

З

А

Р

Я

Громовница-заря

Утрусь зарей

Память — заря

Заря сознанья

Заря свободы

В душе мерцает свет зари

Заря братства

Заря времен

Я изморозь зари

Заря свободы

Заря бытия

Р

А

Д

У

Г

А

Радуга мечты

Радуга любви

Радуга огней

Радуга бриллиантов

Радуга созвучий

 

В лирике К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева с номинациями ТГ «Наименования лиц», «Соматическая лексика», «Отвлеченные понятия», реже с номинациями ТГ «Флористические наименования», «Наименования, обозначающие различные качеств и свойства», «Наименования, обозначающие какой-либо промежуток времени» сочетаются космические единицы: облако, зарница, гром, светило, рассвет, гроза, молния, небо, созвездья, метеор, комета, туча, в результатечего в поэтических текстах анализируемых авторов функционируют такие парадигмы [1, с. 135]:

К. Бальмонт: я облачко, в душе зарницы, ты отблеск зарниц, в душе гроза, я гром, мы не громы, я светило, цветок — планета;

В. Брюсов: ты связь миров, рассвет — улыбка, я рассвет, вы — гроза, я в грозе, огнь молний прожжет сердца, глаза — небо, грозы последних лет, скиталица-планета, в зареве дум, в небе бытия, небосвод жизни, пить небосклон, комета привета;

М. Волошин: тучи мерцанья, закат дней, в мирах любви, Вселенная свободы, Вселенная любви, сознанье — вспышка молнии в ночи, молнии смеха, созвездья возникали внутри тебя;

Н. Гумилев: зарево мечты, гроза ликованья, храм — гроза, молнии глаз, в душе свет комет, сердце — метеор, дух — метеор, много в сердце созвездий, Ева — зарница, молнии взгляда, глаза — зарницы, глаза — небосклон, души — тучи, в душе гроза.

Метафорические космические образы направлены на создание образа человека, его внутреннего мира, внешнего облика, физиологических и психических процессов, эмоциональных состояний, действий: мы вдруг умираем, в истоме дрожа, без сил умираем и дышим луной (Брюсов); о, да, в начале было Слово, и как не помнить мне его!... Сознанье, Сила и Основа — три солнца духа моего! (Бальмонт); и, трепеща, необычайны, горе мы подняли сердца и причастились страшной Тайны в лучах пылавшего лица (Волошин); ты хочешь, чтоб была я смелой? Так не пугай, поэт, тогда моей любви, голубки белой на небе розовом стыда (Гумилев).

Космические образы в поэтических текстах К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева активно вовлекаются в метафорический процесс, в результате чего при метафоризации образов космического пространства прослеживается общая семантизация, являющаяся, с одной стороны, соответствующим продолжением традиций русских поэтов различных эпох, с другой стороны осмысленная в русле поэзии начала ХХ века.

 

Литература:

 

1.                  Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.

2.                  Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.

Основные термины (генерируются автоматически): космический образ, космическое пространство, Солнце, звезда, луна, луч, поэтический дискурс начала, солнце духа, Звезда любви, луч побед.


Ключевые слова

метафора, космические образы, метафоризируемый компонент, неметафоризируемый компонент, космические номинации., космические номинации

Похожие статьи

Функционирование образов космического пространства...

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века. Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов).

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа.

У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе...

Образы космоса (солнце, луна, небо, туча, облако, луч, заря) олицетворяются, наделяются признаками живых существ, такими, как речь, способность чувствовать, переживать.

Особенности структуры дискуссионной речи в русском парламентском дискурсе начала ХХ века.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Библиографическое описание: Лобова О. Л. «Акши светлая струя…» (символический образ русской реки в поэтическом дискурсе)

«Все знают, что вода — это источник жизни. Но русская река — это еще и источник духа, столь же значимый как земля, солнце, небо...

Мотив света в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

Это такие образы, ставшие лейтмотивными, как образ пламени свечи, солнечный свет и косые лучи заходящего солнца

В портрете девушке, данном Мечтателем много поэтического, восторженного чувства, что как нельзя лучше характеризует его, как человека сердца.

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

«Когда солнце поднималось на длину повода коня», его первый луч освещал внутренний круг дымохода.

Многие народы считали, что солнце и луну создал Ульгень, а звёзды земного происхождения.

Секреты звездной Галактики

Это весь окружающий нас материальный мир, в том числе и то, что находится за пределами Земли — космическое пространство, планеты, звезды.

Такие звёзды, как Солнце, живут примерно 10–15 миллиардов лет, и Солнцезвезда среднего возраста.

Музыка космоса. Принципы преобразования электромагнитной...

Стивен Спилберг — режиссер знаменитых «Космических войн» начинал свои пресс-конференции так

Со стороны солнца магнитное поле продавливается солнечными бурями, а с обратной стороны вытягивается шлейфом-хвостом, который тянется вплоть до орбиты луны.

Похожие статьи

Функционирование образов космического пространства...

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века. Темпоральные метафорические модели как способ исследования языковой картины мира (на примере русских и испанских поэтических текстов).

Образ солнца в стихотворении К. Д. Бальмонта «Я в этот мир...»

Уже во многих названиях поэтических сборников Бальмонта прослеживается образ солнца: «Будем как солнце. Книга символов» (1903), «Сонеты Солнца, мёда и Луны» (1917, 1921), «Солнечная пряжа.

У Бальмонта эта космическая стройность воплощена в образе Солнца.

Образ космического пространства в поэтическом дискурсе...

Образы космоса (солнце, луна, небо, туча, облако, луч, заря) олицетворяются, наделяются признаками живых существ, такими, как речь, способность чувствовать, переживать.

Особенности структуры дискуссионной речи в русском парламентском дискурсе начала ХХ века.

«Акши светлая струя…» (символический образ русской реки...)

Библиографическое описание: Лобова О. Л. «Акши светлая струя…» (символический образ русской реки в поэтическом дискурсе)

«Все знают, что вода — это источник жизни. Но русская река — это еще и источник духа, столь же значимый как земля, солнце, небо...

Мотив света в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

Это такие образы, ставшие лейтмотивными, как образ пламени свечи, солнечный свет и косые лучи заходящего солнца

В портрете девушке, данном Мечтателем много поэтического, восторженного чувства, что как нельзя лучше характеризует его, как человека сердца.

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

«Когда солнце поднималось на длину повода коня», его первый луч освещал внутренний круг дымохода.

Многие народы считали, что солнце и луну создал Ульгень, а звёзды земного происхождения.

Секреты звездной Галактики

Это весь окружающий нас материальный мир, в том числе и то, что находится за пределами Земли — космическое пространство, планеты, звезды.

Такие звёзды, как Солнце, живут примерно 10–15 миллиардов лет, и Солнцезвезда среднего возраста.

Музыка космоса. Принципы преобразования электромагнитной...

Стивен Спилберг — режиссер знаменитых «Космических войн» начинал свои пресс-конференции так

Со стороны солнца магнитное поле продавливается солнечными бурями, а с обратной стороны вытягивается шлейфом-хвостом, который тянется вплоть до орбиты луны.

Задать вопрос