Музыкально-литературная гостиная «И это всё — Бах!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. А. Музыкально-литературная гостиная «И это всё — Бах!» / Е. А. Толстова, О. Д. Захарченко, Н. П. Смалькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 627-629. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15559/ (дата обращения: 25.04.2024).

Ветер-озорник стучит в окно,

В комнате тепло и тихо.

Звуки музыки наполнили её,

Музыки прекрасной и великой!

Кажется, что Бах играет здесь

Музыку свою неповторимую...

И сижу, дыханье затаив,

Слушая мелодию красивую.

Библиотекарь:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве великого немецкого композитора — Иоганна Себастьяна Баха.

—Что вы знаете о Бахе? (ответы детей).

Если собрать основные известные факты, большинство из вас знает, что Бах:

-                        немецкий композитор, органист-виртуоз, музыкальный педагог;

-                        происходит из рода Бахов, где все были потомственными музыкантами;

-                        родился очень давно, и его музыка должна быть старинной и скучной, и исполняться на старых, давно уже не существующих инструментах.

Учитель музыки: Интересный факт из биографии композитора: почти все предки Баха, от его родителей до пра-прадедушки, булочника по профессии, были прекрасными музыкантами, но в основном уличными. А пра-прадедушка играл на цитре, это такой музыкальный инструмент, похожий на арфу. В конце концов, каждого музыканта в Германии стали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.

Входит ученик, переодетый в детскую одежду времён Баха: У меня был превосходный голос, и я пел в школьном хоре. А отец научил меня азам игры на скрипке. Никто не сомневался, что я стану музыкантом. Но, к сожалению, когда мне исполнилось девять лет, скоропостижно скончался папа. Меня на воспитание взял мой старший брат –Иоганн Кристоф Бах, который служил органистом в церкви. (маленький Бах уходит)

Библиотекарь: Занятия музыкой с братом только наводили тоску на маленького Баха. Но бросать музыку он не собирался, ведь его заветной мечтой было посвящение себя музыке. Однажды Иоганн узнал, что в шкафу у брата под замком хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов.

Маленький Бах: (Бах приносит сборник нот и нотную тетрадь, садится и переписывает). Я тайком по ночам доставал эту тетрадку и при лунном свете переписывал её. Это длилось целых шесть месяцев, я здорово испортил себе зрение. Когда мой героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал меня на месте преступления и отобрал оригинал, и копию (Входит старший брат и отбирает сборники)

Учитель музыки: Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:

Маленький Бах: Раз так, я сам напишу такую же музыку, напишу еще лучше!

Уч. Музыки: Брат рассмеялся в ответ и сказал:

Старший Бах: Иди спать, болтун. (Оба Баха расходятся в разные стороны)

Уч. Музыки: Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил. В 15 лет он решил уйти от брата и начать самостоятельную жизнь. Иоганн совершил пешком паломничество в Любек к главному северогерманскому органисту. Там Бах и полюбил орган. Он стал лучшим в мире композитором, сочиняющим для органа.

Библиотекарь: Но в те времена музыканту было нелегко заработать себе на хлеб. И Бах не раз переезжал из города в город в поисках работы. Несмотря на все старания, приходилось терпеть нищету и унижения. Только Бах никогда не сдавался!

Бах в молодости: Я соревновался с заезжим французским клавесинным виртуозом — и, на виду у почтенной аристократической публики, победил!

— В 1747году я сочинил и подарил цикл пьес «Музыкальные приношения», прусскому королю Фридриху II. Эта музыка была сложная для исполнения и понимания, но доказывала, что — Бах может все! Когда не хватало пальцев, я «играл кончиком носа»!

—Я прекрасно разбирался в органах; со мной советовались многие органостроители.

Уч. Музыки: Постепенно к молодому музыканту пришла известность. Но Бах мечтал о такой работе, которая позволила бы ему творить свободно, а не зависеть от капризов и вкусов заказчиков и богачей. Иоганну Себастьяну приходилось писать в основном церковную музыку, но даже в таких произведениях он передавал самые разные человеческие чувства, пробуждал в людях светлые и возвышенные, хотя и вполне земные переживания.

Слушание Прелюдии и фуги № 1 До — мажор. И. С. Баха.

Бах: Однажды в городе Касселе я исполнил соло на педали органа, чем восхитил и удивил ценителей органной музыки. На вопрос, как мне удалось достичь подобного совершенства, я ответил: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же».

Библиотекарь: Хочется добавить сюда интересный факт, ребята: Бах любил переодеваться бедным школьным учителем и в таком виде появляться в какой-нибудь отдалённой церкви. Там он просил разрешения сыграть на органе. Если разрешали, великий органист садился за инструмент и...Стоявшие в церкви прихожане были поражены великолепием и мощью его игры! Некоторые думали, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно и в испуге убегали, предполагая, что к ним в церковь заглянул переодетый дьявол!

—Ребята, а что такое орган, как он выглядит и из чего он состоит? (ответы детей)

Уч. Музыки: Да, правильно. А теперь мы с вами познакомимся поближе с игрой на этом замечательном инструменте. Сейчас прозвучит Токката и фуга ре-минор И. С. Баха. Обратите внимание — как сложно играть на органе.

(Просмотр видеофайла Токката и фуга ре-минор И. С. Бах, орган)

Библиотекарь: Бах был дважды женат; и оба раза жены Баха были необыкновенно музыкальны. Они как верные спутницы и музы, поддерживали его творчество, а он сочинял для них арии и прочие пьесы. Широко известна, например, «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (второй жены), в которую Бах с любовью заносил множество чудесных мелодий.

Уч. музыки: Иоганн Себастьян имел невероятное количество детишек. Если быть точным, то — двадцать! И, что похвально, почти всем дал прекрасное музыкальное образование;

Четыре сына Баха стали крупными композиторами. При этом в XVIII веке все они были гораздо более знамениты и признаны, чем их отец, хотя при жизни Бах создал более 500 произведений для органа, хора и оркестра. В общем, Бах создал столько музыки, что даже простое переписывание ее кажется невероятным для человеческих сил и возможностей. Существует также версия, что Бах — инопланетянин или Избранный, которому помогал сам Господь Бог.

Бах: Но иногда я писал музыку для своих детей. Создавая детские произведения, я вкладывал в них смысл, возможно, больший, чем во «взрослые» свои творения. Самым знаменитым моим детским произведением является «Шутка». В ней скрыта светлая сказка, урок доброты и красоты.

Слушание «Шутка» И. С. Бах

Библиотекарь: Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку. Вечером, когда он ложился спать, три его сына по очереди играли ему на клавесине. Эти обязательные занятия очень недоедали детям, и они с нетерпеньем ждали, когда захрапит отец. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу. Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения, и как только услышал долгожданный храп, моментально удрал от клавесина. Но он остановил свою игру прямо на неблагозвучном аккорде! Уже погруженный в сладкую дремоту, Бах моментально проснулся. Этот звук мучил его слух и убивал его сон. Сначала он думал, что сын вышел в туалет и скоро вернется. Но Эммануил не возвращался. Бах долго ворочался в постели. Потом, резко отбросив одеяло, в темноте, натыкаясь на мебель и набивая себе шишки, пробрался к инструменту и разрешил ненавистный аккорд! Через минуту композитор безмятежно спал.

Бах: Многие считали меня гордым и неуживчивым, а я просто хотел идти своим путём. К сожалению, в конце жизни я ослеп, перенеся несколько неудачных операций на глаза. Но я продолжал сочинять, а музыку записывал кто-нибудь из близких. (Бах уходит)

Уч. музыки: Умер Бах в нищете. В обществе смерть Баха осталась почти не замеченной, а вскоре о нём и вовсе забыли.

Давайте посмотрим на портреты И. С. Баха. Их не так много, менее десятка. Вот молодой Бах. Около 1715 года (показ портрета). Приятное лицо, полуулыбка и глаза: внимательные, пронзительные, чуть насмешливые.

И вот — последний прижизненный портрет Баха (Показ портрета)

Величественный и в то же время спокойный взгляд, устремленный куда-то в глубины собственных переживаний. По- прежнему проницательный взгляд, но исчезла насмешливость. Взгляд усталого, все познавшего и мудрого Творца. «Я познал тайну жизни», — словно бы говорит нам композитор.

Но чем дальше уходит от нас баховское время, тем музыки Баха становится все больше! К ней обращаются новые поколения исполнителей. Ее «обрабатывают» и очень талантливо исполняют на электроинструментах (как, например, Джоэл Шпигельман, создавший «джазового Баха»).

(Просмотр видеофайла «Токката и фуга ре-минор» в эстрадной обработке на электроинструментах)

Библиотекарь: Баха становится больше потому, что его музыку слушают разные люди в разных ситуациях и в разных возрастах своей жизни! Фрагменты его произведений используют в телепередачах, кинофильмах, чаще исполняют на концертах.Ведь музыка Баха сама все скажет!

Слушая музыку Баха

Марк Львовский

Он слушал Баха в первый раз,

И слёзы брызнули из глаз,

Душа пылала вся огнём,

Светло вокруг, как будто днём.

Скажи, как может человек,

Создать мелодию на век?

Да что на век или на два,

Шедевр он создал навсегда!

И вот я слушаю орган,

Выходит звук на первый план,

И не понять, не объяснить,

Вовек такое не забыть!

Уч. музыки: Немного грустно расставаться с вами, но мы не прощаемся надолго. Приглашаем вас на следующую литературно-музыкальную гостиную. До новых встреч!

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, орган, Библиотекарь, интересный факт, музыкант, ответ детей, Показ портрета, произведение, Просмотр видеофайла, Учитель музыки.


Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Автор статьи обращается к рассмотрению роли музыки в кинематографе. В статье подробно рассмотрены три музыкальные партитуры к фильмам «Бег»

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Интересным и необычным для детей была реализация ролевых проектов, таких как театрализованное представление

Ведущий: Предлагаю насладиться вашей музыкой (музыка по выбору).

Судья: Я попрошу защиту прокомментировать ответ конкретно на фактах.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Вопрос — ответ.

При объяснении материала на тему «музыкальные тембр» на уроках слушания музыки и музыкальной литературе, я использую цикл фильмов под названием «Музыкальные инструменты».

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и многогранной, предъявляет множество требований к педагогу-музыканту. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

...музыкальных классических произведений, просмотр слайдовых программ, видео.

[2.] Музыка и поэзия «оживляют», дополняют картины. Так, изображая с детьми «Зимние

Так, разучивание стихотворений о маме уже подготавливает ребенка к рисованию ее портрета.

Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь...»

Вопрос — ответ.

· выявить музыкальные инструменты, придающие музыке ощущение колокольности, устремленности ввысь

3. Следует рассказ о незаурядной личности композитора Г. Свиридова (демонстрация портрета композитора, факты из биографии...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в

– Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Вопрос — ответ.

В детском возрасте органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребёнка легче научить воспринимать музыку цвета, чем взрослого.

Вместе с учителем дети анализируют колорит рисунка и выявляют сочетание цветов, отражающие настроение автора.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Оно не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку или живопись, а синтезирует их опыт.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся. Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе.

Похожие статьи

Музыка в кинематографе. Опыт анализа музыкальной партитуры...

Автор статьи обращается к рассмотрению роли музыки в кинематографе. В статье подробно рассмотрены три музыкальные партитуры к фильмам «Бег»

Музыкальное сопровождение, или музыкальная партитура, являются почти постоянным атрибутом экранного произведения.

Внеурочные проекты по музыкальной литературе в ДМШ...

Интересным и необычным для детей была реализация ролевых проектов, таких как театрализованное представление

Ведущий: Предлагаю насладиться вашей музыкой (музыка по выбору).

Судья: Я попрошу защиту прокомментировать ответ конкретно на фактах.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Вопрос — ответ.

При объяснении материала на тему «музыкальные тембр» на уроках слушания музыки и музыкальной литературе, я использую цикл фильмов под названием «Музыкальные инструменты».

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и многогранной, предъявляет множество требований к педагогу-музыканту. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения...

Развитие творческих способностей детей посредством интеграции...

...музыкальных классических произведений, просмотр слайдовых программ, видео.

[2.] Музыка и поэзия «оживляют», дополняют картины. Так, изображая с детьми «Зимние

Так, разучивание стихотворений о маме уже подготавливает ребенка к рисованию ее портрета.

Открытый урок по музыке «Скажи, откуда ты приходишь...»

Вопрос — ответ.

· выявить музыкальные инструменты, придающие музыке ощущение колокольности, устремленности ввысь

3. Следует рассказ о незаурядной личности композитора Г. Свиридова (демонстрация портрета композитора, факты из биографии...

Использование информационно-компьютерных технологий...

Оплата и скидки. Вопрос — ответ. Отзывы и защиты наших авторов.

От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в

– Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Вопрос — ответ.

В детском возрасте органы чувств развиваются наиболее активно, поэтому ребёнка легче научить воспринимать музыку цвета, чем взрослого.

Вместе с учителем дети анализируют колорит рисунка и выявляют сочетание цветов, отражающие настроение автора.

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

Оно не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку или живопись, а синтезирует их опыт.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых, психологов и самих учащихся. Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе.

Задать вопрос